Юридическое значение общего трудового стажа состоит

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Юридическое значение общего трудового стажа состоит». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Все разновидности трудового стажа по общему правилу должны исчисляться в календарном порядке, предусматривающем фактическую продолжительность соответствующих периодов. Минимальная единица измерения для трудового стажа — один день. Начало и окончание любого трудового периода указывается в трудовой книжке, справке и других документах. Если в представленном документе о периодах трудовой деятельности указаны только годы, то за точную дату (месяц) принимается 1 июля, а если нет числа — то за необходимое число принимается число 15 соответствующего месяца. Для всех разновидностей трудового стажа существует льготный (особый) порядок исчисления стажа.

Конкретное время обслуживания

Конкретный срок службы — это совокупная продолжительность определенного периода работы или службы, связанной с весьма ограниченной общественно полезной деятельностью.

Однако старое право, известное как «специальный стаж», осталось в новом пенсионном законодательстве. Однако законодательное собрание пошло по пути сокращения пенсионных выплат. При этом пенсии за выслугу лет и льготный метод подсчета стажа освобождаются от действия нового закона. Новый закон сохраняет прежние правила исчисления специального стажа, основанного на особых условиях труда, включая стаж и особые социальные условия. Предполагается, что в будущем она будет регулироваться специальным законом о трудовых пенсиях.

Специальный стаж, то есть суммарная продолжительность определенной работы (службы), учитывается при назначении трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, работой на Крайнем Севере и пенсии за выслугу лет.

Отличие от страхового стажа

Многие люди сталкивались с этими понятиями, но далеко не все знают, в чём между ними разница. Страховой срок применяется при определении права на начисление пенсии с 2015 года.

Согласно действующему закону, выплаты назначаются по достижению человеком пенсионного возраста и при наличии общего страхового стажа не менее пяти лет. В этот период включается время, за которое начислялись и уплачивались взносы в ПФР, а также некоторые сроки, в течение которых человек не работал:

  • уход за инвалидом I группы;
  • уход за ребёнком-инвалидом;
  • время получения пособия по временной нетрудоспособности;
  • уход за ребёнком до полутора лет, но не более шести лет в общей сумме;
  • уход за пожилым человеком возрастом более 80 лет.

Трудовой же используется для определения права на пенсионные выплаты граждан, работавших до 1 января 2002 года. В настоящее время в законодательстве это понятие отсутствует. От его продолжительности зависит размер пенсии, начисленной до указанной даты. После неё выплаты рассчитываются по-другому.

По теме применения специального трудового стажа отметим следующее. Определение «специальный стаж» действующее законодательство также не содержит, но в обиходе как граждане, так и госорганы продолжают пользоваться данным термином. Как и раньше, под ним понимают период работы в таких должностях или организациях, которые дают право выйти на пенсию раньше обычного возраста. Перечни таких рабочих мест утверждены постановлениями Правительства РФ «О списках работ, профессий, должностей…» от 29.10.2002 № 781, «О списках работ, производств, профессий…» от 16.07.2014 № 665. Так, право льготного выхода на пенсию имеют работники:

  • горячих цехов, подземных работ и вредных производств (например, металлургическое, коксовое, химическое, нефтегазовое и др. производство);
  • трудившиеся в тяжелых условиях (например, стекольное, фарфоровое, целлюлозно-бумажное и др. производство);
  • текстильной промышленности;
  • железнодорожного, морского и речного, воздушного транспорта;
  • лесозаготовок и сплавов;
  • горнодобывающей промышленности;
  • МЧС и противопожарной охраны;
  • работающие с осужденными;
  • педагогические, медицинские;
  • культуры (театр, эстрада).

При этом мало соответствовать спискам, еще необходимо иметь размер стажа, определенный ст. 30 закона № 400-ФЗ. Специальный стаж при этом входит составной частью в общий.

Страховой стаж – определение понятия, его правовое регулирование

Страховой стаж – совокупность временных промежутков, за которые в ПФР поступали соцвзносы:

  • От страхователя за подчиненного, выполняющего вмененные ему договором и инструкцией обязанности;
  • От добровольно вступивших в страховые правоотношения лиц, уплачивающих их самостоятельно.

Он также включает нестраховые временные отрезки, за которые взносы не перечисляются. Речь о них пойдет далее.

Он используется для начисления выплат:

  • Застрахованным гражданам РФ;
  • Проживающим на российской территории иностранцам;
  • Нетрудоспособным гражданам;
  • Гражданам, потерявшим кормильца, которому полагались выплаты;
  • Лицам без гражданства, имеющим право жить в России.

Законодательными актами, регулирующими вопросы определение и использования этого стажа, являются:

  1. ФЗ от 01.04.1996 г. № 27;
  2. ФЗ от 16.07.1999 г. № 165;
  3. ФЗ от 15.12.2001 г. № 167;
  4. ФЗ от 28.12.2013 г. № 400;
  5. Постановление от 02.10.2014 г. № 1015.

По теме применения специального трудового стажа отметим следующее. Определение «специальный стаж» действующее законодательство также не содержит, но в обиходе как граждане, так и госорганы продолжают пользоваться данным термином. Как и раньше, под ним понимают период работы в таких должностях или организациях, которые дают право выйти на пенсию раньше обычного возраста. Перечни таких рабочих мест утверждены постановлениями Правительства РФ «О списках работ, профессий, должностей…» от 29.10.2002 № 781, «О списках работ, производств, профессий…» от 16.07.2014 № 665. Так, право льготного выхода на пенсию имеют работники:

  • горячих цехов, подземных работ и вредных производств (например, металлургическое, коксовое, химическое, нефтегазовое и др. производство);
  • трудившиеся в тяжелых условиях (например, стекольное, фарфоровое, целлюлозно-бумажное и др. производство);
  • текстильной промышленности;
  • железнодорожного, морского и речного, воздушного транспорта;
  • лесозаготовок и сплавов;
  • горнодобывающей промышленности;
  • МЧС и противопожарной охраны;
  • работающие с осужденными;
  • педагогические, медицинские;
  • культуры (театр, эстрада).

При этом мало соответствовать спискам, еще необходимо иметь размер стажа, определенный ст. 30 закона № 400-ФЗ. Специальный стаж при этом входит составной частью в общий.

Общий трудовой стаж и его юридическое значение

Общий трудовой стаж (ОТС) — это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно-полезной деятельности до 01.01.2002 г., а также других социально-значимых периодов, установленных законом.

ОТС учитывается при оценке пенсионных прав застрахованных лиц, приобретенных до 01.01.2002 г., т.е. до введения в действие ФЗ от 17.12.2001 г. № 173 «О трудовых пенсиях в РФ».

Продолжительность ОТС прямо влияет на расчетный размер трудовой пенсии и величину расчетного пенсионного капитала, который отражается на индивидуальном лицевом счете (ИЛС) застрахованного лица по состоянию на 01.01.2002 г.

ОТС также принимается во внимание при определении права на пенсию по старости граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, по Федеральному закону от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». Другим категориям граждан трудовая пенсия по старости назначается при наличии ОТС не менее пяти лет с уменьшением нормального пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Трудовой стаж: понятие, виды, юридическое значение

Трудовой стаж – учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Трудовой стаж подразделяется на следующие виды.

1. Общий трудовой (страховой) стаж – учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд России, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Читайте также:  Облагаются ли страховыми взносами больничные за счет работодателя в 2024 году

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись гражданами РФ:

  • на территории РФ, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд России;
  • за пределами территории РФ, – в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд России.

Значение страхового стажа:

  • является основанием для получения пенсии по старости, инвалидности от общего заболевания, по случаю потери кормильца от общего заболевания;
  • с ним связана возможность досрочного ухода на пенсию по старости.

Подсчет страхового стажа для больничного

Для каждого случая законодательно закреплены отдельные правила учета периодов работы. И при всем этом надо обособлять страховой стаж от трудового, поскольку:

  • в трудовой стаж засчитывается все время официальной работы человека (за исключением периодов отстранения от работы без сохранения зарплаты);
  • в страховом стаже учитываются только периоды времени, за которые в систему обязательного страхования поступали страховые взносы за конкретного человека (от его работодателя или него самого).

Страховой стаж для определения размера оплаты больничного листа рассчитывается в соответствии с нормами Приказа Минтруда от 09.09.2020 г. № 585н. На текущий момент в стаж для больничных засчитываются следующие периоды:

  • время работы на основании трудового договора;
  • период прохождения государственной или муниципальной службы;
  • время осуществления иной деятельности, которая предполагает участие человека в системе обязательного социального страхования (период работы в качестве ИП, адвоката, депутата, священнослужителя и др.);
  • периоды оплачиваемой работы осужденных лиц;
  • время военной службы.

Какие периоды добавляются к трудовому стажу

Сюда относятся, например, пенсия в связи с осуществлением педагогической, медицинской деятельности, работа на заводе, в так называемых, горячих цехах, также сюда относятся такие рабочие профессии как сварщик, прораб, слесарь КиПиА и т.д.

Это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года. Общий трудовой стаж нужен для оценки пенсионных прав по состоянию на 1 января 2002 года. Для стажа после 1 января 2002 года понятие «общий трудовой стаж» не применяется.

Звание «Ветеран труда» в течение многих лет считается способом эффективной поддержки тружеников. Лица, имеющие данный статус, могут рассчитывать на повышенные социальные гарантии, как благодарность за годы длительного труда.

Трудовой стаж, прежде всего, необходим для начисления работнику пенсии. От продолжительности и вида стажа ещё не так давно полностью зависел её размер и возраст выхода на пенсию трудящегося. В последние годы, в связи с проведением пенсионной реформы, основным фактором, влияющим на размер пенсии, стал не трудовой, а страховой стаж.

Общим страховым стажем называют суммарную длительность труда гражданина или иной полезной обществу деятельности, которую закон России приравнивает к трудовой.

Кроме этого в ряде случаев непрерывный трудовой стаж не прерывается вне зависимости от срока перерыва в работе, например, при увольнении в связи с переводом мужа (жены) на работу в другую местность.

Право на многие виды социального обеспечения, и особенно на пенсионное обеспечение, ставится в зависимость от участия гражданина в трудовой или иной общественно полезной деятельности. Многообразие и значимость норм, регулирующих трудовой стаж, позволяет выделить эту группу в самостоятельный институт отрасли права социального обеспечения. Под трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой деятельности работника и иной общественнополезной деятельности, а также иных периодов, с которыми связано возникновение права на трудовые пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца от общего заболевания, на отдельные виды пособий и социальных льгот. Трудовой стаж является одним из необходимых фактов в сложном юридическом составе, порождающем возникновение большинства пенсионных правоотношений, а также правоотношений по предоставлению отдельных видов пособий и льгот. Трудовой стаж как особая мера продолжительности трудовой деятельности имеет количественную и качественную характеристики. Качественная сторона — отражает характер и условия, в которых протекала трудовая деятельность (вредность, тяжесть, опасность и т. п.). В зависимости от качественной и количественной характеристик выделяют следующие виды трудового стажа: 1) общий, 2) специальный, 3) непрерывный, 4) страховой. В связи с реформой пенсионного образования институт трудового стажа, очевидно, утратит свое значение. Его заменит институт страхового стажа. Это будет происходить постепенно, без снижения уровня и объема уже накопленных прав как у тех, кто получает пенсию, так и у тех, кто имеет большой трудовой стаж к моменту введения нового пенсионного законодательства. В результате пенсионной реформы второй уровень в пенсионной системе займет трудовая (страховая) пенсия. Она будет исчисляться с учетом продолжительности страхования, величины страховых взносов и ряда других факторов. В случае введения накопительного принципа финансирования она будет финансироваться примерно в равной пропорции из распределительного и накопительного источников. Реализация пенсионной реформы началась с принятия 1 апреля 1996 г. ФЗ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхо- вания». Закон введен в действие с 1 января 1997 г., но из-за технических сложностей проводится поэтапно и должна охватить все население только к 2000 году. Принципы индивидуального (персонифицированного) учета: — единство и федеральный характер государственного пенсионного страхования в РФ, — всеобщность и обязательность уплаты страховых взносов в ПФР и учета сведений о застрахованных лицах, — доступность для каждого застрахованного лица сведений о нем, — использование сведений о застрахованных лицах исключительно для целей пенсионного обеспечения, — соответствие сведений о суммах страховых взносов, представляемых каждым плательщиком для индивидуального учета, сведениям о фактически перечисленных этим плательщиком суммах страховых взносов, — осуществление учета в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица и использование его данных для назначения пенсии. В ст. 1 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете. » сформулировано определение страхового стажа: «Страховой стаж — это суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, за которые уплачивались страховые взносы». Следовательно: 1. Поскольку в страховой стаж включаются только периоды трудовой деятельности с уплатой взносов, то неработающие лица не могут вносить взносы на государственное пенсионное страхование по собственной инициативе. 2. Если трудовая деятельность не осуществляется по объективным причинам, носящим социально значимый характер (безработица, болезнь, уход за ребенком и пр.), зачет этих периодов в страховой стаж производиться не должен, т. е. для многих застрахованных это приведет к сокращению фактической продолжительности страхового стажа по сравнению с трудовым, а это, в свою очередь, повлечет и уменьшение размера трудовой пенсии. Поэтому сейчас изучаются возможности внесения взносов за счет средств федерального бюджета — за государственных служащих и приравненных к ним категорий, из Фонда социального страхования — за временно нетрудоспособных, из Фонда занятости — за безработных.

Общий трудовой стаж и его юридическое значение

Общий трудовой стаж (ОТС) — это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно-полезной деятельности до 01.01.2002 г., а также других социально-значимых периодов, установленных законом.

ОТС учитывается при оценке пенсионных прав застрахованных лиц, приобретенных до 01.01.2002 г., т.е. до введения в действие ФЗ от 17.12.2001 г. № 173 «О трудовых пенсиях в РФ».

Продолжительность ОТС прямо влияет на расчетный размер трудовой пенсии и величину расчетного пенсионного капитала, который отражается на индивидуальном лицевом счете (ИЛС) застрахованного лица по состоянию на 01.01.2002 г.

ОТС также принимается во внимание при определении права на пенсию по старости граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, по Федеральному закону от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». Другим категориям граждан трудовая пенсия по старости назначается при наличии ОТС не менее пяти лет с уменьшением нормального пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Периоды и виды деятельности, засчитываемые в общий трудовой стаж

Читайте также:  Какая госпошлина при разводе за печать в паспорте в 2024 году

Периоды, включаемые в ОТС, перечислены в пункте 3 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»:

периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории РФ), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горно-спасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;

периоды творческой деятельности членов творческих союзов — писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;

служба в Вооруженных Силах РФ и иных созданных в соответствии с законодательством РФ воинских формированиях, органах внутренних дел РФ, органах внешней разведки, органах ФСБ, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности РФ, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны;

периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;

период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;

периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.

Общий трудовой стаж и его юридическое значение

Общий трудовой стаж (ОТС) — это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно-полезной деятельности до 01.01.2002 г., а также других социально-значимых периодов, установленных законом.

ОТС учитывается при оценке пенсионных прав застрахованных лиц, приобретенных до 01.01.2002 г., т.е. до введения в действие ФЗ от 17.12.2001 г. № 173 «О трудовых пенсиях в РФ».

Продолжительность ОТС прямо влияет на расчетный размер трудовой пенсии и величину расчетного пенсионного капитала, который отражается на индивидуальном лицевом счете (ИЛС) застрахованного лица по состоянию на 01.01.2002 г.

ОТС также принимается во внимание при определении права на пенсию по старости граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, по Федеральному закону от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». Другим категориям граждан трудовая пенсия по старости назначается при наличии ОТС не менее пяти лет с уменьшением нормального пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Общий трудовой стаж: понятие, юридическое значение.

Трудовой стаж делят на общий и страховой. Общий трудовой стаж учитывается при расчете пенсий различных видов, а также при получении некоторых государственных и социальных льгот.

Судебная практика подтверждает, что в некоторых случаях возникают споры о необходимости перерасчета пенсии, связанные с неправильным учетом общего трудового стажа. Например, в одном из дел пенсионер обратился в суд, требуя перерасчета пенсии, так как ему не был учтен период работы в другой стране. Суд, вынесший решение в пользу пенсионера, признал, что данный период работы должен был быть учтен при определении общего трудового стажа.

Итак, общий трудовой стаж имеет особое юридическое значение и является основой для расчета пенсий и других выплат. Для его правильного определения необходимо учесть все периоды работы и иметь документы, подтверждающие трудовые отношения.

Право на многие виды социального обеспечения, и особенно на пенсионное обеспечение, ставится в зависимость от участия гражданина в трудовой или иной общественно полезной деятельности. Многообразие и значимость норм, регулирующих трудовой стаж, позволяет выделить эту группу в самостоятельный институт отрасли права социального обеспечения. Под трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой деятельности работника и иной общественнополезной деятельности, а также иных периодов, с которыми связано возникновение права на трудовые пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца от общего заболевания, на отдельные виды пособий и социальных льгот. Трудовой стаж является одним из необходимых фактов в сложном юридическом составе, порождающем возникновение большинства пенсионных правоотношений, а также правоотношений по предоставлению отдельных видов пособий и льгот. Трудовой стаж как особая мера продолжительности трудовой деятельности имеет количественную и качественную характеристики. Качественная сторона — отражает характер и условия, в которых протекала трудовая деятельность (вредность, тяжесть, опасность и т. п.). В зависимости от качественной и количественной характеристик выделяют следующие виды трудового стажа: 1) общий, 2) специальный, 3) непрерывный, 4) страховой. В связи с реформой пенсионного образования институт трудового стажа, очевидно, утратит свое значение. Его заменит институт страхового стажа. Это будет происходить постепенно, без снижения уровня и объема уже накопленных прав как у тех, кто получает пенсию, так и у тех, кто имеет большой трудовой стаж к моменту введения нового пенсионного законодательства. В результате пенсионной реформы второй уровень в пенсионной системе займет трудовая (страховая) пенсия. Она будет исчисляться с учетом продолжительности страхования, величины страховых взносов и ряда других факторов. В случае введения накопительного принципа финансирования она будет финансироваться примерно в равной пропорции из распределительного и накопительного источников. Реализация пенсионной реформы началась с принятия 1 апреля 1996 г. ФЗ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхо- вания». Закон введен в действие с 1 января 1997 г., но из-за технических сложностей проводится поэтапно и должна охватить все население только к 2000 году. Принципы индивидуального (персонифицированного) учета: — единство и федеральный характер государственного пенсионного страхования в РФ, — всеобщность и обязательность уплаты страховых взносов в ПФР и учета сведений о застрахованных лицах, — доступность для каждого застрахованного лица сведений о нем, — использование сведений о застрахованных лицах исключительно для целей пенсионного обеспечения, — соответствие сведений о суммах страховых взносов, представляемых каждым плательщиком для индивидуального учета, сведениям о фактически перечисленных этим плательщиком суммах страховых взносов, — осуществление учета в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица и использование его данных для назначения пенсии. В ст. 1 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете. » сформулировано определение страхового стажа: «Страховой стаж — это суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, за которые уплачивались страховые взносы». Следовательно: 1. Поскольку в страховой стаж включаются только периоды трудовой деятельности с уплатой взносов, то неработающие лица не могут вносить взносы на государственное пенсионное страхование по собственной инициативе. 2. Если трудовая деятельность не осуществляется по объективным причинам, носящим социально значимый характер (безработица, болезнь, уход за ребенком и пр.), зачет этих периодов в страховой стаж производиться не должен, т. е. для многих застрахованных это приведет к сокращению фактической продолжительности страхового стажа по сравнению с трудовым, а это, в свою очередь, повлечет и уменьшение размера трудовой пенсии. Поэтому сейчас изучаются возможности внесения взносов за счет средств федерального бюджета — за государственных служащих и приравненных к ним категорий, из Фонда социального страхования — за временно нетрудоспособных, из Фонда занятости — за безработных.

Общий трудовой стаж и его юридическое значение

Общий трудовой стаж (ОТС) — это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно-полезной деятельности до 01.01.2002 г., а также других социально-значимых периодов, установленных законом.

ОТС учитывается при оценке пенсионных прав застрахованных лиц, приобретенных до 01.01.2002 г., т.е. до введения в действие ФЗ от 17.12.2001 г. № 173 «О трудовых пенсиях в РФ».

Продолжительность ОТС прямо влияет на расчетный размер трудовой пенсии и величину расчетного пенсионного капитала, который отражается на индивидуальном лицевом счете (ИЛС) застрахованного лица по состоянию на 01.01.2002 г.

Читайте также:  Налоговая ставка по земельному налогу в 2024 году для юридических лиц Татарстан

ОТС также принимается во внимание при определении права на пенсию по старости граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, по Федеральному закону от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». Другим категориям граждан трудовая пенсия по старости назначается при наличии ОТС не менее пяти лет с уменьшением нормального пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Определение трудового стажа, его правовая значимость и типы

Трудовой стаж в праве социального обеспечения представляет собой одно из главных понятий. Соединяются правоотношения в области социального обеспечения, которые имеют влияние на большое количество социальных прав граждан.

Определение 1

Трудовой стаж определяется как общее время трудовой или общественной деятельности. Время, место, перерывы не имеют значения, важна лишь суммарная продолжительность. Все виды стажа складываются в единый трудовой стаж.

Трудовой стаж осуществляет функции: условие предоставления обеспечения и регулятор размера обеспечения.

Замечание 1

У трудового стажа есть качественные и количественные параметры. Количественные параметры создают общее время трудового стажа. Качественные, в свою очередь, показывают состояние и вид трудовой деятельности.

На сегодняшний день можно определить несколько видов стажа:

  • Общий трудовой и непрерывный стаж;
  • Страховой стаж;
  • Выслуга лет.

Специальный страховой стаж

Специальный страховой стаж — это учитываемая при определении права на досрочную страховую пенсию (статьи 30, 31, п. 6 ч.1 ст. 32 Закона о СП) суммарная продолжительность периодов определенной работы, как правило, в особых условиях труда, в течение которых уплачивались страховые взносы (а для ряда работ также дополнительные «профессиональные» страховые взносы) в Пенсионный фонд РФ.

В отличие от общего страхового стажа в специальный страховой стаж включается только работа, причем не любая, а в определенных профессиях, должностях, условиях труда, указанных в соответствующих нормативных правовых актах. Иная деятельность и «иные периоды», о которых говорилось выше, в специальный страховой стаж не включаются.

Правовые последствия, связанные с данным видом, стажа заключаются в том, что это один из юридических фактов, которым обусловлено право на получение досрочной пенсии по старости, а также на получение данной пенсии в более высоком размере, в связи с уплатой дополнительных «профессиональных» страховых взносов.

Правила определения специального страхового стажа предусмотрены в статьях 30, 31, п. 6 ч.1 ст. 32 Закона «О страховых пенсиях». В соответствии с указанными статьями в него включаются периоды работы:

подземной, с вредными условиями труда и в горячих цехах; с тяжелыми условиями труда;

в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене и другие.

Указанные выше периоды включаются в специальный страховой стаж па основании списков работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), утверждаемых Правительством РФ, в которых предусмотрены условия их включения в данный вид стажа (конкретные наименования должностей, требования наличия работы на условиях полного рабочего дня и т.д.).

Перечень списков содержится в Постановлении Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (фактически продлено действие ранее применявшихся соответствующих списков).

К числу таких списков относятся — Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда и Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»; Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781); Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781) и др.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до 1 января 2015 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающими право на досрочное назначение пенсии.

Как указывалось выше, в ряде случаев для включения какого-либо периода работы в специальный страховой стаж, влекущий возникновение права на досрочную страховую пенсию по старости, необходимо за эти периоды иметь уплаченные дополнительные страховые взносы.

Закон «О страховых пенсиях» установил, что периоды работы, предусмотренные пунктами 1 — 18 части 1 статьи 30, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, только при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пепсиоппый фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фопд обязательного медицинского страхования». При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 — 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 — 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Наряду с этой новеллой часть восьмая статьи 35 Закона «О страховых пенсиях закрепила, что положения части 6 статьи 30 Закона не препятствуют включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов занятости на рабочих местах на работах, указанных в пунктах 1 — 18 части 1 статьи 30 Закона, которые имели место до установления на таких рабочих местах класса условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О специальной оценке условий труда». Однако данное правило применяется лишь при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». При этом периоды работы, предусмотренные пунктами 1 — 18 части 1 статьи 30 Закона, могут засчитываться в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости по признаваемым действительными, но не более чем до 31 декабря 2018 года результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона «О специальной оценке условий труда».

Большое значение для правильного понимания правил включения определенных периодов трудовой деятельности в специальный страховой стаж имеет Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *