Налоговая ставка по земельному налогу в 2024 году для юридических лиц Татарстан

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговая ставка по земельному налогу в 2024 году для юридических лиц Татарстан». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Нaлoгoвoй бaзoй выcтyпaeт кaдacтpoвaя cтoимocть oбъeктa (КC) caмoгo зeмeльнoгo yчacткa, ycтaнoвлeннaя нa мoмeнт нaчaлa нaлoгoвoгo пepиoдa. B cooтвeтcтвии co cт 391 НК PФ, нaлoгoвый пepиoд нaчинaeтcя c пepвoгo янвapя. Cooтвeтcтвeннo, имeннo c этoй дaты и пpoиcxoдит pacчeт зeмeльнoгo нaлoгa нa кoнкpeтный 3У. Cтoит oтмeтить, чтo oцeнкa кaдacтpoвoй cтoимocти пpoиcxoдит c yчeтoм изнoca oбъeктa и динaмики цeн.

Пoлнoe ocвoбoждeниe oт yплaты

B cooтвeтcтвии co cт 395 НК PФ, oт yплaты зeмeльнoгo нaлoгa мoгyт быть ocвoбoждeны cлeдyющиe юpидичecкиe и физичecкиe лицa:

  • Учpeждeния yгoлoвнo-иcпoлнитeльнoй cиcтeмы (УИC);
  • Opгaнизaции, кoтopыe зaнимaютcя oбcлyживaниeм дopoг гocyдapcтвeннoгo знaчeния;
  • Bcepoccийcкиe oбщecтвeнныe opгaнизaции инвaлидoв. Oгpaничeния: для yчacткoв, нa кoтopыx пpoиcxoдит пpoизвoдcтвo и (или) peaлизaция тoвapoв, чиcлo paбoтникoв c инвaлиднocтью дoлжнo быть нe мeньшe, чeм 50% oт oбщeгo чиcлa paбoчиx. Нa oплaтy иx тpyдa дoлжнo yxoдить нe мeньшe, чeм 25% oт oбщeгo зapплaтнoгo фoндa. Пoдaкцизныe yчacтки в этy кaтeгopию нe вxoдят. Ocвoбoждeниe oт нaлoгa дeйcтвyeт для yчacткoв, иcпoльзyeмыx opгaнизaциeй в цeляx peaбилитaции, инфopмиpoвaния, oтдыxa, aдaптaции, пpoвeдeния лeчeбныx, oздopoвитeльныx, cпopтивныx и дpyгиx мepoпpиятий для инвaлидoв;
  • Peлигиoзныe opгaнизaции;
  • Opгaнизaции, зaнимaющиecя xyдoжecтвeнным пpoмыcлoм, нa зeмлe иcтopичecкoгo пpeбывaния;
  • Физичecкиe лицa и иx oбъeдинeния, вxoдящиe в гpyппы мaлыx ceвepныx, cибиpcкиx и дaльнeвocтoчныx нapoднocтeй;
  • Opгaнизaции, зaнимaющиecя cyдocтpoeниeм нa тeppитopии пpoмышлeнныx ocoбыx экoнoмичecкиx зoн (OЭ3). Нaxoдящиxcя нa тeppитopии пpeбывaния в кaчecтвe peзидeнтa нa cpoк нe бoлee дecяти лeт;
  • Пpoчиe кaтeгopии opгaнизaций, зaнимaющиe тeppитopию OЭ3 в кaчecтвe peзидeнтa нa cpoк нe бoлee 5 лeт;
  • Opгaнизaции, кoтopыe являютcя yчacтникaми cвoбoдныx экoнoмичecкиx зoн (CЭ3), в cooтвeтcтвии c дoгoвopoм oб экoнoмичecкoй дeятeльнocти нa этиx тeppитopияx, cpoкoм нe бoлee тpex лeт c мoмeнтa peгиcтpaции пpaв нa 3У;
  • Упpaвляющиe кoмпaнии, являющиecя peзидeнтaми иннoвaциoннoгo цeнтpa «Cкoлкoвo» (в cooтвeтcтвии c Ф3 «Oб ИЦ «Cкoлкoвo»).

Нaчиcлeниe льгoт, в oтнoшeниe opгaнизaций, нaxoдящиxcя нa тeppитopяиx OЭ3 и CЭ3 пpeкpaщaютcя в cлyчae paздeлa или oбъeдинeния 3У. B этoм cлyчae, нaлoгoвaя бaзa пepecчитывaeтcя c yчeтoм peopгaнизaции и пpимeняeтcя к cфopмиpoвaнным, в peзyльтaтe вышeoпиcaнныx пpoцeccoв, yчacткaм.

Кaк paccчитaть нaлoг нa зeмлю: нaлoгoвaя бaзa

Нaлoгoвoй бaзoй выcтyпaeт кaдacтpoвaя cтoимocть oбъeктa (КC) caмoгo зeмeльнoгo yчacткa, ycтaнoвлeннaя нa мoмeнт нaчaлa нaлoгoвoгo пepиoдa. B cooтвeтcтвии co cт 391 НК PФ, нaлoгoвый пepиoд нaчинaeтcя c пepвoгo янвapя. Cooтвeтcтвeннo, имeннo c этoй дaты и пpoиcxoдит pacчeт зeмeльнoгo нaлoгa нa кoнкpeтный 3У. Cтoит oтмeтить, чтo oцeнкa кaдacтpoвoй cтoимocти пpoиcxoдит c yчeтoм изнoca oбъeктa и динaмики цeн.

Нoвый yчacтoк — этo зeмeльный yчacтoк, кoтopый был oбpaзoвaн в тeчeниe нaлoгoвoгo пepиoдa. Нaлoгoвoй бaзoй для тaкиx 3У cлyжит кaдacтpoвaя cтoимocть, oпpeдeлeннaя нa мoмeнт peгиcтpaции в EГPН.

Для yчacткoв, нaxoдящиxcя нa тeppитopии paзличныx MO, нaлoг paccчитывaeтcя пo кaждoй дoлe oтдeльнo. Чтoбы oпpeдeлить нaлoгoвyю бaзy дoли, пoнaдoбитcя yмнoжить кaдacтpoвyю cтoимocть вceгo зeмeльнoгo yчacткa нa oтнoшeниe плoщaди oтдeльнoй дoли к oбщeй плoщaди 3У.

Ecли y зeмли ecть нecкoлькo coбcтвeнникoв или yчacтoк paздeлeн нa нecкoлькo дoлeй c paзличнoй нaлoгoвoй cтaвкoй пo ним, НC для кaждoй дoли oпpeдeляeтcя oтдeльнo.

Уведомление из Федеральной налоговой службы

Физические лица платят налог на земельный участок каждый год по присланному налоговому уведомлению. В нем можно найти информацию о предмете налогообложения, налоговой базе, перечисленных средствах и сроке исчисления.

Налоговый орган отправляет уведомление по адресу налогоплательщика не позже месяца до следующего платежа.

Бывает, что уведомление из ФНС не приходит в назначенное время. Тогда налоговые сотрудники рекомендуют отправиться в налоговую инспекцию лично по месторасположению участка земли.

При фиксации плательщиком неточностей в уведомлении, которые прямым или косвенным образом влияют на исчисляемую сумму, он должен воспользоваться специальной формой для обратной связи, которая прилагается к уведомлению.

Как рассчитать земельный налог

  • Об этом налоге нам говорит Налоговый кодекс РФ, в частности, глава 31.
  • Налоговые ставки определяются местными властями самостоятельно, в пределах, установленных главой 31 НК РФ.
  • Объектом налогообложения считаются земельные участки, которые расположены в рамках муниципального образования (ч.1 ст.389 НК РФ).
  • В ч.2 ст.389 приводится перечень объектов, не облагаемых земельным налогом. Это земли, выведенные из оборота, ограниченной оборотоспособности, земли в составе лесного фонда, земли, занятые водными объектами водного фонда, земли под многоквартирным домом.
  • герои СССР, Герои Российской Федерации, полные кавалеры Ордена Славы;
  • граждане, которые перенесли лучевую болезнь;
  • инвалиды с детства, инвалиды III группы либо I и II групп, но при этом получившие инвалидность до 01.01.04г.;
  • инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны, участники боевых действий;
  • граждане, участвующие в ликвидации аварии на ЧАЭС;
  • граждане, принимавшие участие в испытаниях ядерного оружия.
Читайте также:  Правила заполнения соискателем анкеты при приеме на работу образцы оформления

Налог на землю для пенсионеров в 2022 году: льготы

Установлено Налоговым Кодексом, что лицами, имеющими обязательства по земельному налогу, являются собственники соответствующих участков. Плательщиками могут быть как физические лица (граждане), так и организации (предприятия). От уплаты этого налога на самом законном основании освобождаются субъекты, имеющие право безвозмездной эксплуатации участка, а также граждане, которые пользуются землей на условиях аренды, оформленной на конкретный срок.

Налог на землю является обязательным платежом, взимаемым государством с каждого гражданина, имеющего законное право пользоваться зарегистрированным земельным участком. Такой налог, по сути, представляет собой пошлину (сбор) местного значения, так как все средства, собранные путем его начисления и последующей оплаты, полностью направляются на финансирование нужд соответствующих муниципальных образований. Федеральный закон РФ под номером 141 от 29 ноября 2004 года, более известный как 141-ФЗ, устанавливает строгие нормы налогообложения граждан (физических лиц), являющих земельными собственниками.

ограниченные в обороте в соответствии с законодательством, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

За весь налоговый период, в котором произошло изменение кадастровой стоимости земельного участка по указанной причине, налог рассчитывается исходя из той кадастровой стоимости, которая определена на начало этого налогового периода, а пересчет производится со следующего налогового периода. Такой вывод сделал Минфин в Письме от 14.04.2022 № 03-05-04-02/22593, основываясь на решении КС РФ.

В 2024 году были внесены изменения в Налоговый Кодекс РФ, согласно которым определен коэффициент, ограничивающий рост налоговых выплат 10% относительно предыдущего года. Исключение допускается для субъектов, к которым применён повышенный коэффициент, связанный с нарушениями сроков застройки.

Сроки перечисления устанавливаются законодательными актами муниципалитетов. При этом они не должны быть ранее даты предоставления налоговой декларации. Пунктом 3 статьи 398 установлено, что декларация предоставляется организациями в ИФНС не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным.

Обязательная электронная отчетность

В рамках измененного Закона № 389-ФЗ о земельном налоге с 2024 года вводится обязательная электронная отчетность для федеральных налогоплательщиков. Это означает, что они должны будут предоставлять отчеты о своей земельной деятельности в электронной форме.

Такое нововведение связано с целью упрощения и автоматизации процесса сбора и анализа информации о земельных участках, а также снижения административной нагрузки на налогоплательщиков.

Обязательная электронная отчетность будет включать в себя следующие данные:

  • Кадастровая стоимость земельных участков;
  • Количество земельных участков, включая исключенные и добавленные;
  • Изменения в правовых и фактических характеристиках участков;
  • Информацию о льготах и иных основаниях, влияющих на налог;
  • Данные об использовании земельных участков, включая информацию о наличии и амортизации объектов недвижимости на участках;
  • Информацию о налогоплательщиках и их правах на землю.

В случае отсутствия изменений исключенные участки не указываются, а количество земельных участков может быть равно одному.

Периодичность предоставления отчетности будет определяться законодательством, но не может быть более одного раза в год.

В случае налоговых споров или судебных разбирательств, электронная отчетность, представленная налогоплательщиком, может служить законным основанием для защиты его прав и интересов.

Возможность участия в инвестиционных проектах

Согласно новым изменениям в земельном налоге, введенным Законом № 389-ФЗ, налогоплательщики получают возможность участвовать в инвестиционных проектах, которые направлены на развитие и модернизацию территорий.

Судя по новым правовым нормам, физические и юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, могут быть исключены из участия в инвестиционных проектах, если они не выполняют свои обязательства перед государством или нарушают законодательство.

Однако, если налогоплательщики участвуют в инвестиционных проектах, то они получают законную возможность влиять на изменения в земельном налоге и других налоговых сборах. При этом, стоимость земельных участков, используемых в инвестиционном проекте, определяется на основании кадастровой стоимости, учитывая влияющие факторы, такие как местоположение и нахождение участка.

Новая система определения стоимости земли позволяет участникам инвестиционных проектов получать налоговые льготы и снижать налоговые обязательства. Например, если стоимость земли по кадастровой стоимости превышает 4 миллиона рублей, то налоговый период по земельному налогу увеличивается до 4 лет. Таким образом, участники инвестиционных проектов имеют возможность сэкономить на налогах и использовать эти средства на развитие своего бизнеса.

Читайте также:  Льготы для ветеранов труда в Краснодаре в 2024 году

Однако, для участия в инвестиционных проектах необходимо соответствовать определенным требованиям, установленным законодательством. Например, участник должен иметь определенный опыт и квалификацию, а также обладать достаточными финансовыми ресурсами для реализации проекта.

Таким образом, новые изменения в земельном налоге предоставляют возможность участия в инвестиционных проектах, которые помогут развитию территорий и экономики страны. Это позволяет налогоплательщикам получать налоговые льготы и снижать налоговые обязательства, а также активно влиять на изменения в законодательстве и налоговой политике.

Расчет налога за неполный год

Собственность компании на земельный участок может прекратиться или возникнуть в любой из месяцев отчетного года в связи с продажей/покупкой или по иным обстоятельствам. Тогда налоговые обязательства следует рассчитать с учетом числа месяцев владения. Причем месяц приобретения нужно учитывать, если покупку зарегистрировали до 15-го числа включительно, месяц продажи – при регистрации сделки после 15-го числа (ст. 396 НК РФ).

Пример

ООО «Автотрейдинг» приобрел в собственность земельный участок для долговременного хранения автомобилей и зарегистрировал 14.01.2023 право собственности на него. Кадастровая стоимость – 41 067 398 руб.

На территории, где находится купленный участок, действует ставка на данную категорию земель 1,25%. Месяц покупки полностью учитывается при расчете налога, так как дата регистрации находится в первой половине месяца. Таким образом, все месяцы отчетного года входят в расчет.

Местное законодательство предусматривает «земельные» авансы внутри года, поэтому бухгалтер ООО «Автотрейдинг» ежеквартально их рассчитывал и перечислял:

Авансовый платеж по земельному налогу = (41 067 398 руб. х 1,25%) / 4 = 128 336 руб.

Налог по итогам года:

41 067 398 руб. х 1,25% = 513 343 руб.

Налог к уплате:

513 343 руб. − 128 336 руб. х 3 = 128 335 руб.

Если бы регистрация сделки произошла на пару дней позже (16.01.2023), земельный налог за 2023 год уменьшился бы на 42 779 руб. Расчет в таком случае производится исходя из 11 месяцев владения: 41 067 398 руб. х 1,25% х 11/12 = 470 564 руб. Снизились бы и авансовые платежи.

Налоги будут расти постепенно

Хотя изменение кадастровой стоимости неизбежно повлечет и изменение суммы налога на недвижимость, в ближайшее время владельцы земли, которая подорожала, этого не почувствуют, считают в ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки»:

— В будущем году те, чьи участки подорожали, будут платить налог за этот год в соответствии с их стоимостью до оценки. А вот те, чьи участки подешевели, заплатят уже меньше — согласно новым данным о кадастровой стоимости. Дело в том, что федеральным законом от 26 марта 2022 г. №67-ФЗ предусмотрена отсрочка применения вновь установленной кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае ее увеличения. В частности, изменения внесены в статью 391 Налогового кодекса РФ. Налоговая база по земельному налогу за 2023 год определяется как кадастровая стоимость объекта недвижимости на 1 января 2022 года, если на 1 января 2023 года она выросла по сравнению со своим значением на 1 января 2022 года. Исключением является увеличение кадастровой стоимости вследствие изменения характеристик объекта недвижимости.

Кроме того, на сегодня Налоговым кодексом предусмотрено ограничение роста налоговых платежей по земельному налогу. Согласно пункту 17 ст. 396 НК РФ, в случае, если сумма налога на земельный участок превышает сумму налога, исчисленную в отношении этого земельного участка за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1 (10%), сумма налога подлежит уплате налогоплательщиками — физическими лицами в размере, равном сумме налога, исчисленной в соответствии с настоящей статьей за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1 (10%). Ограничение по росту суммы налога не более чем на 10% по сравнению с предыдущим годом установлено в целях исключения резкого увеличения налоговой нагрузки на налогоплательщиков — физических лиц. То есть рост платежа будет происходить поэтапно, и этот процесс растянется на годы.

Жить «на земле» стало дорого

Серьезно выросла кадастровая стоимость земли в казанских поселках. К примеру, участок в 5 соток на окраине Константиновки, ранее оценивавшийся в 602 тыс. рублей, оценили в 1,6 млн. Участок 4 сотки в поселке Северном на отдаленной улице Краснокамской — в 1,29 млн рублей против прежних 535 тыс. Кадастровая стоимость участка в 4,85 сотки в поселке Северном на улице Ялтинской выросла с 529 тыс. рублей до 1,52 млн. А участок под ИЖС в Аракчино на первой — береговой линии оценивался в 1,83 млн рублей, а теперь «стоит» более чем в четыре раза дороже — 8,43 млн.

Читайте также:  Декларация ЕНВД для ИП 2024

За пределами столицы республики стоимость земель под ИЖС также поменялась. На Высокой Горе участок в 12,4 сотки, который оценивался в 159 тысяч рублей, стоит теперь 2,53 млн рублей.

— Или взять, к примеру, участок под частным домом в селе Сокуры 16:24:240101:289. Сегодня его кадастровая стоимость оценивается в 334 тысячи рублей, а будет стоить 4,37 млн рублей. Рост в 13 раз! Соответственно, и налог в 13 раз вырастет! — поясняют участники рынка.

«Все вполне очевидно»

В сегодняшних непростых экономических условиях даже отсрочка роста налогового бремени вряд ли обрадует собственников земельных участков. Ведь увеличение кадастровой стоимости земельного участка означает пропорциональное увеличение суммы налога в будущем. Зачем это было сделано в ситуации, когда реальные доходы как населения, так и предприятий значительно сократились?

— Наверное правильный вопрос здесь не «зачем это было сделано», а «почему», — говорит эксперт «Реального времени» учредитель и директор ООО «Дженсен групп» Андрей Генсен. — Все вполне очевидно — в первую очередь за период, прошедший с прошлой кадастровой оценки, стоимость недвижимости и земли, соответственно, существенно выросла, и кадастровая стоимость отражает этот рост.

Он отметил также, что рост кадастровой стоимости земли в разных локациях соответствует росту ее рыночной стоимости в этих локациях.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос: Как рассчитать земельный налог индивидуальному предпринимателю?

Ответ: Расчет земельного налога самостоятельно осуществляют только юридические лица. Что касается индивидуальных предпринимателей и иных физлиц, то для них расчет налога производится налоговым органом.

Вопрос: Как рассчитать земельный налог юрдицу, когда стоимость земельного участка не определена?

Ответ: В этом случае обязанности по уплате налога нет. Однако, это не касается Крыма и г. Севастополя. Если кадастровая стоимость земель в данных регионах не утверждена, то налог рассчитывается и перечисляется с нормативной оценки участка. Так следует рассчитывать вплоть до 1 января того года, который следует за годом утверждения результатов кадастровой оценки.

Кроме того, предоставлена льгота садоводческим товариществам на сумму налога, приходящуюся на инвалидов – члены садоводческих и дачных объединений, не имеющих правоустанавливающих документов на садовые участки. Таким образом, на эту сумму уменьшаются их членские взносы.

По итогам года после 1 января уплачивается оставшаяся часть годовой суммы земельного налога. В основном срок уплаты налога по году либо 15 января (Аксубаевский, Черемшанский, Алькеевский, Нурлатский и т.д.), либо 15 февраля (г. Казань, Лаишевский, Атнинский, Арский, Верхнеуслонский, Елабужский, Менделеевский, Мамадышский, Агрызский, и др.), в некоторых муниципальных образованиях установлены и иные сроки – не позднее 1 февраля (Высокогорский, Пестречинский, Апастовский, Кайбицкий и др.).

Наконец, теперь, согласно НК, по кадастровой стоимости может рассчитываться не только налог на недвижимость в ТЦ, но и, например, регион может самостоятельно принять решение облагать по кадастровой стоимости и гаражи, подземные парковки, принадлежащие организации. ФНС напоминает, что в Татарстане уже по кадастровой стоимости облагаются помещения в самих торговых центрах.

Изменения по этим налогам появились потому, что за последние годы была наработана судебная практика, особенно в части расчета кадастровой стоимости — это положительный момент, считают в ФНС, так как часто эти судебные решения, уравновешивая Налоговый кодекс, меняют налоговую нагрузку «в пользу налогоплательщика» (то есть снижают ее). Тем более что предусмотреть полностью то, как повлияет на нашу жизнь законодательная практика, невозможно. А опираться только на судебную практику становится сложно.

Размер налога и его изменения

Размер налога по земельному налогу для юридических лиц в Татарстане в 2024 году определяется на основании кадастровой стоимости земельных участков, указанной в государственном кадастровом плане.

В соответствии с законодательством Татарстана, налоговая ставка для юридических лиц составляет 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка.

Изменение налоговой ставки по земельному налогу для юридических лиц в Татарстане зависит от решения органов местного самоуправления. Налоговые ставки могут быть изменены в соответствии с экономической ситуацией, развитием инфраструктуры и другими факторами.

При изменении налоговой ставки, юридические лица обязаны уплачивать налог в соответствии с новыми ставками, утвержденными органами местного самоуправления.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *