Что такое контролируемые сделки в 2024 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое контролируемые сделки в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Налогоплательщики вправе самостоятельно скорректировать свои налоговые обязательства в связи с применением цен в сделках между взаимозависимыми лицами, не соответствующих рыночному уровню, с целью избежать привлечения к ответственности за налоговое правонарушение.

Изменение порядка уплаты НДФЛ

Основание: Федеральный закон от 27.11.2023 № 539-ФЗ

Как было Как стало Плюсы/минусы
НДФЛ уплачивался налоговыми агентами один раз в месяц в составе единого налогового платежа не позднее 28 числа текущего месяца (в последний рабочий день — дополнительно в декабре) за период с 23 числа предшествующего месяца (с 1 числа – в январе) по 22 число текущего месяца (с 23 декабря по последний день – дополнительно в декабре).

Уведомление о сумме исчисленного налога соответственно предоставлялось 25 числа текущего месяца (в последний рабочий день – дополнительно в декабре)

С 01.01.2024 года налоговые агенты (организации и ИП выплачивающие доходы физическим лицам) уплачивают НДФЛ дважды в месяц:
  • в отношении исчисленных и удержанных сумм НДФЛ за период с 1 числа месяца по 22 число месяца – 28 числа текущего месяца
  • в отношении исчисленных и удержанных сумм НДФЛ за период с 23 числа месяца по последний день месяца – не позднее 5 числа следующего месяца

Соответственно уведомления о начисленной сумме налога также предоставляются два раза в месяц не позднее 25 числа текущего месяца и 3 числа следующего месяца.

Минусы:
  • Необходимость дважды в месяц аккумулировать средства для уплаты налога.
  • Существенное увеличение работы бухгалтерии.

Критерии контролируемых сделок

НК РФ установлены, в частности, следующие критерии контролируемости сделок:

  1. по сделкам между взаимозависимыми лицами — резидентами РФ при наличии хотя бы одного обстоятельства:

    • сумма доходов (сумма цен сделок) за год превышает 1 млрд. руб.;

    • одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ, при этом сумма сделок за календарный год превышает 60 млн. руб.;

    • хотя бы одна из сторон сделки является плательщиком ЕНВД или ЕСХН, при этом сумма сделок за календарный год превышает 100 млн. руб.;

    • хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей плательщика налога на прибыль или применяет к налоговой базе по прибыли налоговую ставку 0%, при этом сумма сделок за календарный год превышает 60 млн. руб.;

    • хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны или участником свободной экономической зоны, налоговый режим в которых предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль, при этом сумма сделок за календарный год превышает 60 млн. руб.;

    • одна из сторон сделки является организацией, владеющей лицензиями на пользование участком недр, в границах которого расположено новое морское месторождение углеводородного сырья, или оператором нового морского месторождения углеводородного сырья, при этом сумма сделок за календарный год превышает 60 млн руб.;

    • хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим ставку 0% по налогу на прибыль в федеральный бюджет или пониженную ставку по налогу на прибыль в бюджет субъекта РФ, и сумма доходов по сделкам превышает 60 млн. руб.;

  2. по внешнеторговым сделкам с резидентом оффшорной зоны более 60 млн. руб.;

  3. по внешнеторговым сделкам между взаимозависимыми лицами независимо от суммы.

При этом в НК РФ указаны сделки, которые не признаются контролируемыми вне зависимости от того, удовлетворяют ли они вышеприведенным условиям.

К таким сделкам, в частности, относятся сделки между организациями, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:

  • организации зарегистрированы в одном субъекте РФ, не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за границей;

  • организации не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов РФ;

  • не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль.

  • Значительным образом расширяется круг взаимозависимых лиц. Взаимозависимыми будут признаваться:
    • организации, если одно физическое лицо (i) владеет долей более 25% и (или) (ii) имеет полномочия назначать (а) генерального директора или (б) не менее 50% состава совета директоров в одной организации (совместно с родственниками), а (iii) другое физическое лицо — в другой организации, и (iv) оба физ. лица признаются взаимозависимыми по «критерию родства» (пп. 12 п. 2 ст. 105.1 НК РФ);
    • иностранная компания, признаваемая КИК, и ее контролирующее лицо (пп. 13 п. 2 ст. 105.1 НК РФ);
    • иностранные компании, признаваемые КИК, у которых одно и то же контролирующее лицо (пп. 14 п. 2 ст. 105.1 НК РФ).

Вторичная корректировка

Вводится так называемая «вторичная корректировка» цены сделки (secondary TP adjustment). Доход иностранного лица (не являющегося налоговым резидентом РФ) при отличии фактической цены по сделке между взаимозависимыми лицами от рыночной цены и корректировке такой фактической цены, совершенной как налоговым органом, так и налогоплательщиком самостоятельно (если не выполняются приведенные ниже условия), будет признаваться дивидендами и облагаться налогом у источника. На практике налоговые органы РФ часто применяли этот подход, но теперь он получил свое законодательное закрепление. Такой доход будет признаваться на последний день календарного года, в котором совершена контролируемая сделка (6.1, 6.2 ст. 105.3 НК РФ). Одновременно у налогового органа появляется право проверять правильность исполнения российской организацией-контрагентом по контролируемой сделке своих обязанностей налогового агента (п. 4.1 ст. 105.3 НК РФ).

В случае, если корректировка налоговой базы произведена налогоплательщиком самостоятельно (п. 6 ст. 105.3 НК РФ), сумма корректировки не будет переквалифицирована в дивиденды при выполнении следующих условий:

  • иностранное лицо вернет сумму такой корректировки налогоплательщику, осуществившему корректировку, на его счет в банке, находящемся на территории РФ, до наступления срока уплаты соответствующего налога за налоговый период, в котором совершена контролируемая сделка,

или

  • иностранное лицо вернет сумму такой корректировки налогоплательщику, осуществившему корректировку, на его счет в банке, находящемся на территории РФ:
    • после наступления срока уплаты соответствующего налога за налоговый период, в котором совершена контролируемая сделка, но до вынесения налоговым органом решения о проведении проверки по ТЦО, и
    • налогоплательщик отразит в учете доходы в виде процентов за пользование иностранным лицом суммой корректировки за период с даты выплаты налогоплательщиком спорного дохода до даты, предшествующей дню возврата ему такого дохода. Проценты рассчитываются по ставке, равной 1/300 ключевой ставки Банка России.

ТЦО документация и уведомление о контролируемых сделках

  • В ТЦО документации нужно будет указывать следующие дополнительные сведения (пп. 1, 2 п. 1 ст. 105.15 НК РФ):
    • документальное подтверждение сведений о функциях лиц, являющихся сторонами сделки, об используемых ими активах, связанных с этой контролируемой сделкой, и о принимаемых ими экономических (коммерческих) рисках, которые налогоплательщик учитывал при ее заключении;
    • расширенную информацию об иностранном контрагенте, включая сведения о доходах и расходах, численности сотрудников, сумме прибыли (убытка), стоимости основных средств и нематериальных активов за период, в котором совершена сделка, с приложением подтверждающих документов, в том числе, финансовой отчетности, если это предусмотрено личным законом указанного лица. Данное требование распространяется на сделки между лицами, признаваемыми взаимозависимыми согласно ст. 105.1 НК РФ;
    • документы, содержащие регистрационные данные иностранного лица-стороны по сделке и сведения о лицах, выступающих от имени указанного лица, предоставленные налогоплательщику при заключении контролируемой сделки;
    • анализ коммерческих и (или) финансовых условий контролируемой сделки, осуществленный в соответствии со статьей 105.5 НК РФ;
    • описание корректировок для обеспечения необходимой степени сопоставимости финансовых и (или) коммерческих условий контролируемой сделки и сопоставляемых сделок (организаций).

Отметим, что некоторые из указанных выше сведений (например, анализ коммерческих и (или) финансовых условий контролируемой сделки) фактически уже указываются налогоплательщиками в ТЦО документации, в том числе, и с учетом разъясняющих писем налоговых органовПисьмо ФНС РФ №ОА-4-13/14433@ от 30 августа 2012 года «О подготовке и представлении документации в целях налогового контроля» о подготовке документации. Закон в этой части лишь формально закрепляет в НК РФ обязанность налогоплательщика раскрывать такие сведения в ТЦО документации.

С учетом расширенных требований к составу информации (согласно положениям НК РФ в редакции Закона), которая должна в обязательном порядке содержаться в документации, а также подтверждающих документов, прикладываемых к ней, сохранение п. 6 ст. 105.15 НК РФ, устанавливающего, что детальность и основательность представляемой в налоговые органы документации должны быть соразмерны сложности сделки и формированию ее цены (рентабельности сторон сделки), не позволит придерживаться упрощенного подхода.

  • Закрепляется право налогового органа истребовать информацию, содержащуюся в ТЦО документации не только в порядке п. 1, 2, 5 ст. 93 НК РФ, но и вне рамок проведения налоговых проверок согласно п. 2 ст. 93.1 НК РФ, что на практике уже давно применяется налоговыми органами. Истребуемые сведения нужно будет предоставить в течение 30 дней (п. 3 ст. 105.15 НК РФ).
  • Обязанность составлять ТЦО документацию по сделкам, которые приравниваются к взаимозависимым, будет прямо указана в НК РФ. Ранее речь шла только о сделках с лицами, с которыми налогоплательщик является взаимозависимым. Данное изменение в пп. 2 п. 4 ст. 105.15 НК РФ соответствует позиции Министерства финансов РФ, которое ранее разъясняло, что сделки с приравненными к взаимозависимым лицам не попадают под исключение, и документацию по ним требуется предоставлятьНапример, п. 3 письма Министерства финансов РФ №03-01-18/43895 от 21 октября 2013 года. Таким образом, по сделкам с независимыми иностранными лицами, расположенными в государствах, указанных в Перечне офшорных зон, необходимо будет готовить ТЦО документацию (если они не попадают под исключения, указанные в п. 2 настоящего информационного письма).
  • С учетом технической правки, внесенной в п. 2 ст. 105.15 НК РФ, любая дополнительная информация, подтверждающая рыночность условий совершенной сделки, может быть предоставлена только в дополнение к документации. Ранее сохранялась техническая возможность предоставления иной информации, подтверждающей, что коммерческие и (или) финансовые условия контролируемых сделок соответствуют тем, которые имели место в сопоставимых сделках, безотносительно от того, предоставлена документация или нет.
  • ТЦО документация в отношении внешнеторговых сделок с товарами мировой биржевой торговли, указанными в перечне МинпромторгаПриказ Минпромторга РФ №267 от 03 февраля 2022 года «Об утверждении Перечня кодов товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сделки в отношении которых признаются контролируемыми в соответствии со статьей 105.14 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (нефть, минеральные удобрения, черные, цветные, драгоценные металлы и камни) («Перечень Минпромторга»), будет предоставляться вместе с уведомлением о контролируемых сделках (п. 8 ст. 105.15 НК РФ). По указанным сделкам 2024 года документацию можно будет предоставить позже установленного срока — до 1 декабря 2025 года.
  • Право подавать уведомление о контролируемых сделках в бумажном виде будет предоставляться только физическим лицам, организации переходят на электронный формат подачи (п.2 ст. 105.16 НК РФ).
  • Закон расширяет перечень обязательных сведений, указываемых в уведомлении о контролируемых сделках (п. 5-7 ст. 105.16 НК РФ). В частности, в уведомлении обязательно нужно будет указывать следующую информацию:
    • условия сделки, а для поставок товаров — условия, базис поставки и дату отгрузки товаров (дату перехода права собственности на товары, дату признания дохода (расхода) по сделке). Отметим, что это правило применятся и в настоящее время;
    • использованные методы, предусмотренные главой 14.3 НК РФ, и источники информации о сопоставимых сделках. В настоящее время заполнение этих граф в форме уведомления не является обязательным, но на практике налогоплательщики указывают эту информацию. Это правило фактически означает, что экономический анализ и выбор источников информации должен быть проведен до момента подачи уведомления;
    • для внешнеторговых сделок с товарами из Перечня Минпромторга между взаимозависимыми лицами: сведения о сделках последующей реализации и (или) предшествующей покупки товаров, в том числе сведения о конечном покупателе и (или) происхождении товаров, ценах, коммерческих и (или) финансовых условиях таких сделок (сведения о цепочке создания стоимости).

      При этом налогоплательщик должен принять меры по получению от его взаимозависимых лиц сведений о цепочке создания стоимости и не вправе ссылаться на отказ взаимозависимого лица от раскрытия сведений о цепочке создания (п. 8 ст. 105.16 НК РФ).

Читайте также:  Наименование счета в заявлении на возврат налога что писать физических лиц

Какие взаимозависимые сделки признаются контролируемыми?

1. Сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация, признается контролируемой при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1.1. Сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 1 миллиард рублей;

1.2. Нижеследующие сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по ним за соответствующий календарный год превышает 100 миллионов рублей и при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

а) хотя бы одна из сторон сделки применяет один из следующих специальных налоговых режимов: ЕСХН или ЕНВД (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы;

1.3. Нижеследующие сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по ним за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов рублей и при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

а) одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах;

б) хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций или применяет к налоговой базе по указанному налогу налоговую ставку 0%, при этом другая сторона сделки не освобождена от этих обязанностей и не применяет налоговую ставку 0%;

в) хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны или участником свободной экономической зоны, налоговый режим в которых предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль организаций, при этом другая сторона сделки не является резидентом такой особой экономической зоны или участником такой свободной экономической зоны;

Читайте также:  Для чего нужен родовой сертификат после выписки

г) сделка удовлетворяет одновременно следующим условиям:

одна из сторон сделки является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 Налогового кодекса РФ (деятельность, связанная с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья) и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии указанной статьей Налогового кодекса,

а любая другая сторона сделки не является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 Налогового кодекса РФ, либо является таким налогоплательщиком, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 Налогового кодекса;

д) хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим нулевую или пониженную ставку по налогу на прибыль организаций в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 284.3 Налогового кодекса.

2. Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли признаются контролируемыми, если предметом таких сделок являются товары, входящие в состав одной или нескольких из следующих товарных групп: нефть и товары, выработанные из нефти; черные металлы; цветные металлы; минеральные удобрения; драгоценные металлы и драгоценные камни, и если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 миллионов рублей

3. Сделки, одной из сторон которых является лицо с местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства в офшорной, зоне признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 миллионов рублей

Примечание: при определении суммы доходов по сделкам федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, вправе проверить соответствие сумм полученных доходов по сделкам рыночному уровню и пересчитать их в случае выявления несоответствия.

Контролируемые сделки

  • Как и прежде, сделки с взаимозависимыми иностранными лицами являются контролируемыми, если годовой доход по ним превышает 120 000 000 рублей. О таких сделках необходимо ежегодно уведомлять налоговые органы и готовить документацию, обосновывающую соответствие цен рыночному уровню.
  • Сделки с взаимозависимыми иностранными лицами, совершенные через независимых посредников с ограниченным функционалом и рисками, также являются контролируемыми. Поэтому включение в прежние цепочки поставок независимых посредников из стран СНГ, Азии и др. не избавляет компании от необходимости уведомлять налоговые органы о таких сделках и готовить документацию, обосновывающую цены в них.
  • К сделкам с иностранными взаимозависимыми лицами приравниваются сделки с лицами из оффшоров. С 2024 в список оффшоров включены страны ЕС, США, Япония, Великобритания, Швейцария и др. Сделки с независимыми лицами из этих стран становятся контролируемыми, если годовой доход по ним превышает 120 000 000 рублей. В этом случае о таких сделках нужно уведомлять налоговые органы и готовить Документацию, обосновывающую цены.

Исключение: контролю не будут подлежать сделки с лицами из оффшоров, заключенные до 1.3.22 и не являющиеся контролируемыми по состоянию на 1.3.22, но при условии, что порядок определения цен и подходы к ценообразованию в этих сделках не менялись после 1.3.22.

Налог на прибыль, дивиденды

  • В ходе контрольных мероприятий налоговый орган будет рассчитывать корректировку налоговой базы и сумму налога к доплате, исходя из медианного значения рыночного интервала цен или рентабельности. Ранее такой расчет производился, исходя из минимального значения интервала. Если налогоплательщик корректирует налоговые обязательства самостоятельно, то он по-прежнему может использовать в расчетах минимальное значение рыночного интервала. Таким образом, законодатель стимулирует налогоплательщиков проводить самостоятельные корректировки, не дожидаясь контрольных мероприятий со стороны налоговых органов – при самостоятельной корректировке сумма налога к доплате будет меньше.
  • Доход, полученный иностранным лицом из-за применения в сделке нерыночных цен, будет приравниваться к дивидендам и облагаться у источника в РФ по ставке 15% (secondary tax adjustment). Таким образом, в российский бюджет будет поступать 35% от суммы корректировки налоговой базы: 20% налог на прибыль + 15% налог на дивиденды.

В случае, если доплата налога будет производиться по результатам проверки, то с учетом штрафа компании придется уплатить 55% от суммы корректировки налоговой базы.

Налог на дивиденды не нужно будет платить, если иностранное лицо вернуло такой доход до срока уплаты налога или до открытия налоговой проверки. В последнем случае российскому налогоплательщику придется дополнительно заплатить налог с дохода в виде процентов за пользование нерезидентом денежными средствами.

Сделки, не относящиеся к контролируемым

Некоторые сделки не считаются подконтрольными, даже если отвечают условиям и подходят под критерии контролируемых сделок. Речь идет о сделках, указанных в п. 4 ст. 105.14 НК РФ. Перечислим некоторые из них:

1. Между участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков (кроме сделок, на основании которых уплачивается НДПИ по ставке, выраженной в процентах).

2. Если участники сделки соответствуют всем перечисленным ниже условиям:

  • регистрация на территории одного субъекта РФ;
  • нет отдельных подразделений в иных субъектах РФ либо за рубежом;
  • не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты иных субъектов РФ;
  • не имеют отрицательных финансовых показателей, учитываемых при расчете налога на прибыль организаций;
  • нет иных условий для признания сделок контролируемыми согласно подп. 2–7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ.

Сделки, не являющиеся контролируемыми

Не являются контролируемыми следующие сделки:

  1. Сделки, по которым не происходит определение налоговой базы в рамках НДС, Налога на прибыль, НДПИ и НДФЛ (для индивидуальных предпринимателей и самозанятого населения).
  2. Сделки между участниками одной консолидированной группы налогоплательщиков. Исключение – сделки по добычи полезных ископаемых, признаваемых объектом налогообложения НДПИ, при добыче которого налогообложение производится по процентной налоговой ставке;
  3. Сделки между лицами, одновременно удовлетворяющие следующим условиям:
  • они зарегистрированы в одном субъекте РФ;
  • они не имеют обособленных подразделений в других субъектах РФ и за пределами РФ;
  • они не являются плательщиками налога на прибыль в бюджеты других субъектов РФ;
  • у них нет убытков, в том числе убытков прошлых лет, переносимых на будущее;
  • отсутствуют причины для признания таких сделок контролируемыми

Сделки по межбанковским кредитам на срок не более 7 дней, сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, сделки по предоставлению поручительства небанковскими организациями и некоторые другие тоже не считаются контролируемыми.

Что такое взаимозависимость

Суть взаимозависимости в особых отношениях между лицами, при которых одни могут влиять на условия и результаты деятельности других. Это установлено в статье 105.1 Налогового кодекса. Непосредственным признаком существования связи между лицами является участие одного из них в капитале другого.

Например, компания А является учредителем компании Б. Еще один классический пример — физическое лицо и ООО, участником которого он является. Это самые простые случаи.

Но взаимозависимости могут быть и более сложными. Закон гласит, что лица признаются зависимыми, если одно из них может влиять на решения, принимаемые другим. Такое влияние может быть обусловлено не только финансовой зависимостью, но и иной, например, родственными связями или должностным положением.

Случаи, когда лица признаются зависимым или подконтрольными, перечислены в пункте 2 статьи 105.1 НК РФ. Но в пункте 7 той же статьи сделана оговорка — судом могут быть признаны и иные основания для установления факта взаимной зависимости. Так что если суд усмотрит связь иного рода, например, дружеские отношения директоров двух компаний, они также могут быть признаны взаимозависимыми.

Читайте также:  Прожиточный минимум в Японии в 2024 году

Сделки, которые не признаются контролируемыми, ни при каких обстоятельствах, указаны в пункте 4 статьи 105.14 НК РФ:

1) сторонами которых являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков, образованной в соответствии с настоящим Кодексом (за исключением сделок, предметом которых является добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах, а также сделок, доходы (расходы) по которым учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья);

2) сторонами которых являются лица, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:

— указанные лица зарегистрированы в одном субъекте Российской Федерации;

— указанные лица не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации;

— указанные лица не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов Российской Федерации;

— указанные лица не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций;

— отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми в соответствии с подпунктами 2 — 7 пункта 2 настоящей статьи;

3) сделки между налогоплательщиками, указанными в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, совершаемые ими при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, в отношении одного и того же месторождения (участка недр — до выделения на соответствующем участке недр первого нового морского месторождения углеводородного сырья);

4) межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней (включительно);

5) в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 1998 года N 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами»;

6) сделки по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками;

7) сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация;

8) сделки по уступке налогоплательщиком-банком прав (требований) в случае, если такая уступка прав (требований) осуществляется в рамках реализации мероприятий, предусмотренных планом участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, или в случае, если уступка прав (требований) осуществляется в соответствии с порядком, определенным частью 1 статьи 5 Федерального закона от 29 июля 2018 года N 263-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Кто такие взаимозависимые лица

В категорию взаимозависимых попадают физические или юридические лица, отношения между которыми определяют результаты их сделок. Взаимозависимость может возникать в разных «комбинациях»: между физлицами, между юрлицами или между теми и другими. И она считается негативным критерием, если в совокупности с другими факторами намекает на признание налоговой необоснованной выгоды. Отношения, характеризуемые как взаимозависимые, могут указывать на то, что налогоплательщик был осведомлен о нарушениях контрагента, но не счел нужным как-то отреагировать и предпринять меры.

Вот почему на такую важную деталь, как взаимозависимость между контрагентами, налоговая при проверках обращает внимание не меньше, чем на анализ денежных и товарных потоков. Инспекторы могут доказать, что налогоплательщик знал о том, что контрагент не платит налоги, так как является взаимозависимым с ним, и, следовательно, признать необоснованную налоговую выгоду.

Большинство сделок между взаимозависимыми лицами являются контролируемыми (для этого они должны соответствовать определенным критериям), и о них надо сообщать в ФНС до 20 мая каждого календарного года.

Критерии взаимозависимости определены в Налоговом кодексе (п. 2 ст. 105 НК РФ):

  • одно физлицо находится в подчинении у другого;
  • родственные связи между физлицами (родственниками считаются не только супруги, родители и дети, но и братья, сестры, опекуны и подопечные);
  • доля участия одной организации в другой превышает 25%;
  • доля участия лица в одной или нескольких организациях превышает 25%;
  • не менее 50% состава исполнительного органа в одной или нескольких организациях избраны по решению одного и того же лица;
  • более 50% состава исполнительного органа организаций составляют одни и те же физлица;
  • лицо осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа в одной или нескольких организациях;
  • доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации превышает 50%.

Лица могут сами признавать себя взаимозависимыми (п. 6 ст. 105.1 НК РФ) или их может признать фактически взаимозависимыми суд, например, если руководителей разных компаний связывают дружеские отношения и они устанавливают нерыночные условия в совместных сделках (п. 7 ст. 105.1 НК РФ).

При этом само по себе участие субъектов РФ или муниципальных образований в организациях не является признаком взаимозависимости (п. 5 ст. 105.1 НК РФ), так же как и влияние более крупных компаний на условия сделки (п. 4 ст. 105.1 НК РФ).

Участие физлица и юрлица в компании определяется по общему вкладу его самого и всех его взаимозависимых лиц. Под итоговой долей понимается сумма долей прямого и косвенного участия. Последнее определяется расчетным путем (пп. 3 п. 3 ст. 105.2 НК РФ).

Преимущества подготовки документации по контролируемым сделкам

В целях минимизации рисков и обеспечения законного учета и контроля над контролируемыми сделками, налогоплательщикам рекомендуется подготовить документацию:

  • Соблюдение законодательства. Подготовка документации по сделкам поможет налогоплательщику соблюдать требования налогового законодательства, что снизит риск возникновения налоговых споров и санкций.
  • Защита прав и интересов. Грамотно подготовленная документация способствует обоснованию и защите интересов налогоплательщика при взаимодействии с налоговыми органами, а также в случае судебных споров.
  • Оптимизация налогообложения. Корректно подготовленная документация позволяет выявлять возможности и применять налоговые льготы, снижать налоговые риски и общие налоговые платежи.

Все вышеперечисленные факторы подчеркивают необходимость внимательного и своевременного подхода к подготовке документации и контролю за КС ВЗЛ. Это позволит не только минимизировать налоговые и законодательные риски, но и обеспечить эффективную работу компании в соответствии с действующими требованиями.

Национальное законодательное регулирование

Рассмотрим, как регулируются контролируемые сделки непосредственно в РФ. На уровне российского законодательства это происходит на основании положений разд. V.1 НК. Он посвящен вопросам, связанным с взаимозависимыми лицами, общими положениями по образованию цен, налогообложению, налоговому контролю подобных сделок (заключаемых взаимозависимыми лицами). Данный раздел был введен ФЗ № 227 (2011).

Цель его помещения в НК — предотвращение вывода налогооблагаемого дохода за границы РФ, исключение различных возможностей манипулирования ценами в контрактах, заключаемых взаимозависимыми налогоплательщиками (теми, кто использует различные режимы налогообложения).

Ранее контролируемые сделки в РФ регулировались ст. 20 «Взаимозависимые участники сделок» и ст. 40 «Принципы определения для целей налогообложения стоимости продукции, работ, услуг» того же Налогового кодекса.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *