Классность водителей по категориям в 2024 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Классность водителей по категориям в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Размер надбавки за классность водителям зависит от нескольких факторов, включая категорию водительского удостоверения, квалификацию, стаж работы и ответственность. Определение размера надбавки осуществляется на основе подвижного состава и комиссии, которая занимается присвоением классности водителям.
Присвоение водителю квалификационной категории при трудоустройстве
Присвоение водителю квалификационной категории – право, а не обязанность учреждения, поэтому водитель может быть принят на работу вовсе без указания класса квалификации.
Если в учреждении действует положение о присвоении водителям квалификационных классов и их повышении, при трудоустройстве физического лица в качестве водителя ему может быть присвоена квалификационная категория. Причем, если следовать положениям Квалификационного справочника буквально, независимо от категории водительского удостоверения, новому работнику может быть присвоена квалификационная категория не выше 3-го класса. Дело в том, что согласно примечаниям, содержащимся в этом справочнике, присвоение класса квалификации осуществляется только при наличии определенного стажа работы водителем у данного работодателя (для 2-го класса – не менее трех лет в качестве водителя автомобиля 3-го класса на данном предприятии, для 1-го класса – не менее двух лет в качестве водителя автомобиля 2-го класса на данном предприятии).
Поэтому распространенным заблуждением среди водителей является установка, что если предыдущий работодатель присвоил водителю категорию 1-го или 2-го класса, то на новом месте работы такая же категория должна быть присвоена ему автоматически. Таким образом, при возникновении спора с работником ему следует разъяснить, что решение о присвоении определенного квалификационного класса имеет силу лишь для того работодателя, который данное решение принимает. Другие работодатели не обязаны руководствоваться этим решением при приеме на работу нового сотрудника.
Подтвердим сказанное примером из арбитражной практики.
Случай из практики: обратимся к Апелляционному определению Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 26.03.2018 по делу № 33-1093/2018. Водитель пожарной машины федерального казенного учреждения федеральной противопожарной службы (трудовой договор от 09.02.2015) в 2016 году обратился в суд с иском о возложении на работодателя обязанности присвоить ему квалификационный класс водителя и пересчитать сумму заработной платы и отпускных (на дату обращения стаж работы на данном предприятии составил год и три месяца). Заявленные им требования были основаны на том, что его общий трудовой стаж работы водителем составляет более 26 лет, имеется запись в трудовой книжке о том, что он является водителем 1-го класса.
При этом протоколом заседания квалификационной комиссии работодателя ему было отказано в присвоении класса квалификации водителя в связи с отсутствием стажа в системе ГПС МЧС.
Суд поддержал в описанном споре работодателя, указав, что тот вправе самостоятельно решать вопрос о присвоении работнику квалификации и установлении ему соответствующей надбавки к заработной плате. В итоге суд пришел к выводу, что довод работника о том, что ему уже присвоена квалификация водителя 1-го класса, не имеет веса, поскольку факты наличия водительского удостоверения на право управления транспортными средствами категорий «В», «С», «D», «Е» и записи в трудовой книжке о присвоении 1-го класса не являются достаточными основаниями для установления ему квалификационного класса водителя пожарного автомобиля, поскольку данный автомобиль является сложной специальной техникой.
Вместе с тем Белгородский областной суд в Апелляционном определении от 15.09.2015 № 33-3905/2015 указал, что нет запрета на установление класса квалификации работнику при трудоустройстве на основании решения, принятого другим работодателем. По общему правилу работодатель вправе самостоятельно определять, каким образом будет подтверждаться класс квалификации работника:
-
либо записью в трудовой книжке с предыдущего места работы;
-
либо результатами квалификационного экзамена, который работник должен будет сдать уже в новой организации для присвоения ему класса квалификации.
Речь идет о системе, в соответствии с которой осуществляется разделение водителей по разным критериям, в первую очередь по тем, что затрагивают их мастерство и уровень квалификации. Согласно им могут назначать доплату, а также обеспечивать иные механизмы регулирования трудовых отношений. В настоящее время в России имеется две системы:
- Классность в качестве показателя трудовой квалификации. В этом случае подразумевается отнесение водителя к какой-нибудь категории для определения уровня профессионализма и соответствующего льготного назначения.
- Классность в роли показателя безаварийности в страховом деле. Еще одной разновидностью этого понятия является деление по ОСАГО. Страховыми компаниями фиксируется водительский стаж каждого клиента, который обращается за полисом. В зависимости от числа страховых ситуаций, а также прочих факторов применяется коэффициент КБМ, который увеличивает или уменьшает стоимость услуг. Для работодателей значение может иметь классность водителей по категориям и по оценке страховых компаний.
В первой ситуации у работодателя будет точное понимание о навыке квалификации водителя. Знание классности по КБМ ОСАГО помогает предприятию сокращать расходы в том случае, если оно оплачивает страховку сотрудникам, или просто составить понимание о степени безаварийности езды конкретного работника.
Классы водителей — это определенные категории, которые присваиваются водителям в зависимости от их квалификации и стажа работы. Классность водителей имеет прямое отражение на размер начисляемой им доплаты и выплаты за классность.
В данном контексте классы водителей могут быть применены в различных ситуациях. Например, при устройстве на работу в автономные учреждения, бюджетные организации или городскую муниципальную службу.
Классность водителей определяется на основе квалификационных актов и подтверждается приказом руководителя. В зависимости от классности, водителю начисляется доплата к заработной плате.
Согласно принципу классности, водителям начисляется доплата за каждый класс. Начисление доплаты происходит с месяца, следующего за месяцем подтверждения классности.
Выплата доплаты за классность производится ежемесячно. В случае отстранения водителя от работы, например, в связи с занесением автомобиля в протокол ДТП или отказом водителя от работы, выплата доплаты прекращается с месяца, следующего за месяцем отстранения.
Если водитель получил классность в течение месяца, то начисление доплаты происходит с месяца следующего за месяцем получения классности.
В случае понижения классности водителя, начисление доплаты понижается с месяца, следующего за месяцем понижения. При этом, если в течение месяца водитель получил повышение классности, начисление доплаты происходит с месяца следующего за месяцем повышения.
Водителям, которые учились в МЛПУ или других учреждениях, классность присваивается на основе документов о получении специальности и стаже работы.
Размер начисляемой доплаты за классность зависит от категорий классов. Например, для 1-й категории классности доплата составляет 10% к основной заработной плате, для 2-й категории — 15%, для 3-й категории — 20% и т.д.
Оплата за классность водителей производится за счет взносов работодателя. В случае необходимости, работодатель может понизить классность водителя или отказаться от выплаты доплаты за классность при наличии соответствующих оснований, таких как занесение автомобиля в протокол ДТП или нарушение правил дорожного движения.
Внутренней документацией организации могут быть установлены дополнительные правила и условия начисления и выплаты доплаты за классность водителям.
Категория класса | Размер доплаты, % |
---|---|
1-я | 10 |
2-я | 15 |
3-я | 20 |
4-я | 25 |
Требования к кандидату на должность водителя
Принимая на работу водителя, обращайте внимание:
- на его возраст;
- соответствие квалификационным требованиям;
- отсутствие медицинских противопоказаний.
Внимание! Чтобы подтвердить отсутствие противопоказаний по состоянию здоровья, кандидату на должность водителя нужно пройти медосмотр. О порядке прохождения медосмотров водителями читайте в «БАЛАНСЕ», 2020, № 46-47, с. 17). |
Как определить классность водителя по документам
- Квалификационные характеристики.
- 1.1. Водитель автомобиля, 3 класс. Характеристика работ.
- Управление одиночными легковыми и грузовыми автомобилями всех типов и марок, отнесенными к одной из категорий транспортных средств «В» или «С», или управление только автобусами, отнесенными к категории транспортных средств «Д».
- Управление подъемным механизмом самосвала, крановой установкой автокрана, насосной установкой автоцистерны, холодильной установкой рефрижератора, подметально-уборочными механизмами и другим специальным оборудованием специализированных и специальных автомобилей с соблюдением правил техники безопасности.
- Управление автомобилями, оборудованными специальными звуковыми и световыми сигналами
- Буксирование прицепов весом до 750 кг.
Заправка автомобилей топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью.
Разработан также ряд отраслевых нормативных актов, регламентирующих размер данной надбавки: — Приказ МЧС России от 22.09.2009 N 545 «О новой системе оплаты труда работников бюджетных учреждений МЧС России и гражданского персонала воинских частей войск гражданской обороны»; — Федеральное отраслевое соглашение по финансируемым из федерального бюджета подведомственным Росморречфлоту учреждениям в сферах внутреннего водного транспорта Российской Федерации и образования Российской Федерации на 2009 — 2012 годы; — Приказ ФМС России от 27.11.2008 N 389 «О внесении изменений в Приказ ФМС России от 15 октября 2008 г. N 249 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583». Если работодатель примет решение о введении надбавки за классность, размер меньший, чем указан в отраслевом Соглашении, он установить не сможет.
A» — мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами; — «B» — автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест, помимо сиденья водителя, не более восьми; — «C» — автомобилями, за исключением относящихся к категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг; — «D» — автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; — «E» — составами транспортных средств с тягачом, относящимся к категориям «B», «C» или «D», которыми водитель имеет право управлять, но которые не входят сами в одну из этих категорий или в эти категории. Водительское удостоверение с разрешающей отметкой «трамвай» подтверждает право на управление только трамваями, с отметкой «троллейбус» — только троллейбусами. Но сами по себе категории никакой классности не устанавливают.
Представлять списки водителей, подлежащих квалификационной аттестации, раз в год не позднее 15 августа — инспектору ОК Марусиной Е.И. 3. Организовать методическую подготовку квалификационной аттестации — инспектору ОК Марусиной Е.И. 4. Представить материалы квалификационной аттестации главному врачу в течение 20 рабочих дней с даты протокола заседания комиссии — председателю комиссии.
Класс водителя — как он определяется?
Официальная квалификация водителей определяется постановлением Госкомтруда СССР № 58/3-102 от 20 февраля 1984 года, которым введен «справочник квалификаций» (только положения этого документа актуальны и соответствуют правилам и стандартам, которые в настоящее время регулируются российским трудовым законодательством).
ВАЖНО: В сегодняшних реалиях Российской Федерации «Справочник квалификаций», действовавший в СССР, является просто отчетом.
Справочник предусматривает квалификационные требования к трем категориям водителей
- Категория 3. Если гражданин устраивается на работу водителем, то он относится к категории В, С или D при наличии водительского удостоверения.
- Категория 2. Присваивается водителям, имеющим водительское удостоверение категории B, C, D или E при исполнении обязанностей водителя. Основанием для получения новой квалификации является не менее трех календарных лет непрерывной работы на текущем рабочем месте.
- Водители 1 класса должны иметь действующие права класса B, C, D или E. Для получения нового водительского удостоверения водители должны иметь действующее водительское удостоверение не менее двух календарных лет.
Примечание: В Российской Федерации существуют следующие подкатегории водительских прав: B1, C1 и т.д. Если водитель попадает в одну из этих трех категорий, то эти категории считаются обычными.
Помимо правил присвоения классов, руководство по получению прав устанавливает дополнительные условия, которые необходимо выполнить для повышения статуса водителя.
- Систематический и хорошо разработанный план работы, а также
- строгое соблюдение расписания движения транспорта; и
- отсутствие официальных штрафов (РФ — ДПС), зафиксированных дорожной службой
- строгое соблюдение трудовой дисциплины, отсутствие
- отсутствие дорожно-транспортных происшествий как на рабочем месте, так и на гражданском транспорте, состоящем на водительском учете.
Денежное вознаграждение за квалификацию водителя
В Российской Федерации на уровне федерального законодательства надбавки водителям выплачиваются только работающим гражданам
- в курьерской службе.
- В Министерстве по чрезвычайным ситуациям.
- В Федеральной службе исполнения наказаний.
Дополнительные выплаты также могут регулироваться местным законодательством и, следовательно, действовать только в том районе, где был выдан документ. Кроме того, пособия могут быть введены на местном уровне местной администрацией.
Например, льготы, описанные в Московской области. Выплачиваются водителям, работающим в
- государственных ветеринарных клиниках, в
- Звенигородском государственном учреждении Московской области, и
- государственных автономных учреждениях средств массовой информации.
Поскольку надбавки водителям являются стимулирующими выплатами, на законодательном уровне их размер не ограничен. На практике обычно применяются следующие коэффициенты
- 3 класс — надбавка отсутствует; и
- 2 класс — надбавка составляет 10% от базового оклада; и
- 1 класс — доплата составляет 25% от базового оклада.
Надбавка за класс водителя – существует ли?
Первым делом следует понять, что денежная надбавка к заработной плате водителя за уровень его квалификации никоим образом не регламентируется на уровне федерального законодательства. То есть наличие описываемой доплаты в конкретной организации – это исключительно решение ее исполнительных органов управления.
Стандартный документ, регулирующие взаимоотношения между сотрудником и работодателем – это трудовой договор. Именно в его положениях прописывается надбавка за квалификацию водителя, если руководство организации посчитало ее наличие необходимым.
Помимо этого, доплата также может регулироваться коллективный договором. Это документ, заключающийся между организацией и сразу группой сотрудников. Использование этого варианта предпочтительнее, если в компании трудятся сразу несколько водителей. Руководству просто-напросто проще вести документацию.
Положениями коллективных договоров могут быть регламентированы такие аспекты, как:
- размер, форма и система оплаты труда;
- порядок выплаты дополнительных надбавок, введенных в действие внутри юрисдикции организации соответствующим локально-нормативным актом;
- механизм изменения размеров заработной платы сотрудников и других дополнительных надбавок на основания повышения стоимости жизни, инфляционного роста и т.д.
Чем отличется классность водителя и разряд? Что такое разряд?
Алексей В Оракул (55778) 8 лет назад
В частности, 3-й класс получали все водители, прошедшие обучение и получившие водительское удостоверение с разрешенными категориями «B», «C» или только «D», 2-й класс — «B», «C» и «E» или только «D» («D» и «E»), а 1-й класс — «B», «C», «D» и «E».
Источник: А Разряд по моему Только у Поворов и Электриков))) Только если Шофёр ещё и по совместительству Автослесарь?)))
Алекс СкворцовУченик (191) 3 года назад У водителей есть разряды, всё зависит от типа используемого автомобиляРазряд водителяВыполнение работ4-йУправление грузовыми автомобилями (автопоездами) всех типов грузоподъемности до 10 тонн (автопоездов — по суммарной грузоподъемностиавтомобиля и прицепа).Заправка автомобилей топливом, смазочными материалами и охлаждаю-щей жидкостью.Проверка технического состояния и прием автомобиля перед выездом на линию, сдача его и постановка на отведенное место по возращении в авто-хозяйство (транспортную организацию).Подача автомобилей под погрузку и разгрузку грузов и контроль за по-грузкой, размещением и креплением груза в кузове автомобиля.Устранение возникших во время работы на линии мелких неисправностей, не требующих разборки механизмов.Оформление путевых документов.
Выполнение
NIK Оракул (98094) 8 лет назад
У водителей нет разрядов — есть только классность — 3 — 2 -1, первый самый высший!
Источник: Водитель 1-го класса все категории, стаж более 20 лет.
segun78rusМыслитель (5387) 4 года назад
я водитель 5 разряда. как это нету разрядов у нас? у меня и в труд. договоре это написано. я водитель 5 разряда, 1 класса.
Master Killer Мыслитель (9007) 8 лет назад
Разряд водителя определяется его квалификацией и объемом выполняемых работ. Для ознакомления Вам нужен ЕТКС (единый тарифно-квалификационный справочник профессий) . Почитав его статьи про водителей Вы сами все поймете.
Классность присваивается в зависимости от количества открытых категорий, безаварийной работы и выработки управляемого водителем подвижного состава. Присвоение регламентируется локальным документом организации-работодателя.
владимир дианов Оракул (52903) 8 лет назад Уж более десяти лет все водители в фирме по разрядам работают, примитивно схема такая; Легковые-4разряд Грузовые, автобусы-5разряд Грузовые с прицепом, краны 6разряд, есть еще «персональные»надбавки к разряду.
Чисто за «классность»давно уже не платят.
Ирина РепинаУченик (133) 4 года назад
самый правильный вариант ответа
Роман Маковкин Ученик (106) 5 лет назад
В муниципальных парках 25% к, з. п.
игорь малахаев Ученик (106) 5 лет назад
имею водительские права 1 класса стаж 35 лет берут на работу в автобусный парк по 5 разряду почему снижают классность.
алексей германМастер (1325) 4 года назад
снижают по усмотрению начальства, если начнёте подлизываться к начальнику то может и поставить 1 класс
Ан-12 ВТА РОССИИУченик (120) 4 года назад
Ясно почему…. что бабок за классность не доплачивать. меня вот с авиатехника перевели в супервайзеры… а то и выслуга была бы на бетоне (раньше пенсия) и получал бы как раньше 50-60т. р и что интересно сейчас так везде.. ну они бляд.. доекономяться когда борты падать будут. ведь супервайзером работают и люди без авиационного образования.
марина хурматуллинаУченик (133) 4 года назад Водитель автомобиля 5-й разрядХарактеристика работ. Управление грузовыми автомобилями (автопоездами) всех типов грузоподъемностью свыше 10 до 40 тонн (автопоездов — по суммарной грузоподъемности автомобиля и прицепа), автобусами габаритной длиной 7-12 метров, а также управление автомобилями, оборудованными специальными звуковыми и световыми сигналами, дающими право на преимущество при движении на дорогах.
Денежная надбавка к заработной плате за наличие квалификации у водителя
В Российской Федерации на уровне федерального законодательства надбавка к заработной плате водителя положена только гражданам, трудящимся:
- в Фельдъегерской службе;
- в МЧС;
- в Федеральной службе исполнения наказаний.
Также доплаты могут быть регламентированы региональными распоряжениями и, соответственно, действовать только в пределах территории того субъекта, в котором был издан документ. Помимо этого, доплата может быть введены на местном уровне администрацией населенного пункта.
Например, описываемые надбавки существуют в Московской области. Они положены водителям, которые трудоустроены в:
- государственных ветеринарных клиниках;
- в казенных учреждениях города Звенигород Московской области;
- государственных автономных учреждения СМИ.
Так как надбавка за квалификацию, имеющуюся у водителя, представляет собой стимулирующую выплату, то на законодательном уровне не предъявляется каких-либо ограничений касательно ее размера. На практике, обычно применяются следующие коэффициенты:
- 3 класс – доплата отсутствует;
- 2 класс – доплата начисляется в размере 10% от основного оклада;
- 1 класс – доплата начисляется в размере 25% от основного оклада.
Что такое водитель 2 класса
Водитель 2 класса может управлять грузовыми и легковыми автомобилями всех типов и марок, отнесенными к категориям транспортных средств «В», «С» и «Е», а также автобусами, отнесенными к категориям транспортных средств «Д» или «Д» и «Е».
В процессе своей работы водитель 2 класса также должен следить за техническим состоянием автомобиля, обеспечивать безопасность пассажиров и других участников дорожного движения, а также соблюдать все правила и требования, связанные с вождением автомобиля.
Что такое водитель 2 класса
Водитель второго класса — это водитель, имеющий квалификационные характеристики для управления легковыми и грузовыми автомобилями всех типов и марок, отнесенными к категориям транспортных средств «В», «С» и «Е», а также автобусами, отнесенными к категориям «Д» или «Д» и «Е».
Для получения этой квалификации, водитель должен пройти специальное обучение и успешно сдать экзамен на вождение. Водитель второго класса обладает определенными навыками и знаниями в области безопасности дорожного движения и хорошо знаком с правилами дорожного движения. Он также должен иметь определенник опыт работы за рулем.
Водитель второго класса обязан не только водить автомобиль, но также следить за техническим состоянием машины, выполнять плановое техническое обслуживание и сообщать о возможных неисправностях. Кроме этого, водитель должен соблюдать права других участников дорожного движения, быть вежливым на дороге и всегда соблюдать правила безопасности.
Повышение и понижение квалификационной категории
В течение трудовой деятельности квалификационная категория водителя может быть как повышена, так и понижена.
Повышение категории. Обычно квалификационная категория повышается по решению квалификационной комиссии в двух случаях:
1) если работник открыл новую (новые) категорию (категории);
2) если работник выработал необходимый стаж работы.
Понижение категории. Если водитель автомобиля 2-го или 1-го класса не выполняет требования, предусмотренные соответствующей квалификационной характеристикой, а также систематически нарушает правила дорожного движения и правила технической эксплуатации подвижного состава и допускает брак в работе, администрация учреждения по согласованию с соответствующим комитетом профсоюза и по представлению квалификационной комиссии может понизить ему класс квалификации.
Понижение класса квалификации объявляется приказом руководителя учреждения с занесением в трудовую книжку.
Водителям, которым понижен класс квалификации, а также водителям, которые в соответствии с действующим законодательством были лишены права на управление транспортными средствами сроком от одного года и выше, класс квалификации может быть присвоен вновь на общих основаниях.