Права на жилье по удостоверению ЧАЭС от 21102024 с правом на отселение
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права на жилье по удостоверению ЧАЭС от 21102024 с правом на отселение». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сертификат на приобретение объекта жилфонда рассчитан на лиц, которые были подвержены радиационному воздействию (излучению), возникшему в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС, произошедшей в 1986 году.
Разъяснения о порядке обеспечения жильем граждан, пострадавших от воздействия радиации на Чернобыльской АЭС
Законом Российской Федерации от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон) установлено право на льготное обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета следующих категорий граждан, принятых органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий:
1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
2) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:
граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;
граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;
граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности;
3) участники ликвидации катастрофы на ЧАЭС в 1986-1987 гг.:
граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 — 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
граждане, военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ;
лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 — 1987 годах службу в зоне отчуждения;
младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений;
4) граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 — 1990 годах в работах по объекту «Укрытие»;
5) эвакуированные (переселенные) и добровольно выехавшие из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС:
граждане, эвакуированные, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы;
граждане, переселившиеся после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение (в том числе родившиеся в данных зонах после 30 июня 1986 года) и выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы (этим гражданам меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 Закона, предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы);
Гражданам, переселившимся в добровольном порядке (без заключения контрактов, договоров с соответствующей администрацией) после 1 января 1994 года в зоны радиоактивного загрязнения (в том числе родившимся в данных зонах после 1 января 1994 года), меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 Закона, не предоставляются.
6) граждане из подразделений особого риска:
непосредственные участники испытаний ядерного оружия в атмосфере, боевых радиоактивных веществ и учений с применением такого оружия до даты фактического прекращения таких испытаний и учений;
непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия;
непосредственные участники ликвидации радиационных аварий на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах;
личный состав отдельных подразделений по сборке ядерных зарядов из числа военнослужащих;
непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия, проведения и обеспечения работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ.
Право на льготное обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета реализуется гражданами вышеназванных категорий в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 г. № 1710 (далее – ведомственная целевая программа), путем выдачи им из средств федерального бюджета государственных жилищных сертификатов (далее – ГЖС).
Размер дотации определяется по каждому случаю индивидуально. При расчете эквивалента, которому будет равен сертификат во внимание принимаются следующие факторы:
- Нормы проживания, действующие в регионе заявителя;
- Среднерыночная стоимость квадратного метра жилой недвижимости, установленная в конкретном субъекте;
- Состав семьи;
- Наличие оснований, требующих предоставления дополнительной жилой площади (например, признание инвалидом).
По общему правилу, при определении нормы площади жилого помещения используют следующие стандарты:
- 33 кв. метра (в некоторых регионах – 36кв. метров) – на семью из одного человека;
- 42 кв. метра – на семью из двух человек;
- По 18 кв. метров – на семьи, насчитывающие более 3-х членов.
Понятие жилищного сертификата чернобыльцам
Программа государственной поддержки, в рамках которой чернобыльцам предоставляется сертификат, известна очень немногим. Рассмотрим несколько основных ее особенностей:
- Сертификат является именным. Он принадлежит только заявителю, однако при расчете суммы сертификата учитываются и члены его семьи.
- Данный документ выдается только для улучшения жилищных условий. Например, для покупки квартиры. Подробнее о вариантах использования см.ниже.
- Сертификат оформляется на бумаге. Этот документ имеет все характерные для любой официальной бумаги элементы, включая сюда подписи и печати.
- Не допускается нецелевое использование сертификата. Например, его не получится обналичить. При выявлении попытки провести фиктивную сделку с целью получения денег сертификата наличными последует отказ.
- Суммы сертификата практически никогда не бывает достаточно для полной оплаты нового жилья. Почти всегда требуется использовать заемные средства или личные сбережения для доплаты.
- Многие продавцы-физические лица отказываются продавать жилье, как только узнают, что оплата будет производиться при помощи сертификата. Решить эту проблему можно при помощи ипотечного кредитования. Кроме того, на оплату сертификатом охотно соглашаются застройщики (при приобретении квартир в новостройках).
Субсидия предоставляется в размере, рассчитываемом на основе средней стоимости жилого помещения, которая определена в соответствии:
- со стоимостью 1 кв. м жилья, установленной в соответствующем регионе;
- с нормативами жилой площади.
Рассмотрим расчет субсидий более подробно. Начнем с определения стоимости 1 кв. м.
Как уже говорилось ранее, эта стоимость определяется уполномоченным органом субъекта РФ. Но постановлением Правительства № 153 устанавливаются и повышающие коэффициенты для некоторых регионов РФ (например, 1,2 — для Москвы, 1,1 — для Тюменской области и т. д.).
Далее определяемся с нормативом жилой площади:
- для семьи из 3 и более человек — 18 кв. м на каждого;
- для семьи из 2 человек — 42 кв. м;
- для одиноко живущих граждан — 33 кв. м.
Дополнительно может предоставляться 15 кв. м площади при наличии оснований, предусмотренных соответствующими законами (например, в случае признания гражданина инвалидом).
Данные размеры нормативов требуют соблюдения определенных условий:
- у лица, претендующего на получение сертификата, и лиц, с ним проживающих, нет иной жилой площади;
- если у гражданина имеется договор социального найма, он подлежит расторжению;
- если у гражданина есть жилое помещение без обременений, то он передает его в безвозмездном порядке в собственность государству.
Если гражданин отказывается отчуждать помещения и оставляет их, норматив рассчитывается исходя из разницы между размером жилья, предусмотренным постановлением правительства, и имеющимся жильем. Но и в данном случае есть ограничения: если общая площадь, в которой нуждается гражданин, меньше 18 кв. м, он обязан отказаться от имеющейся у него квартиры, т. к. иначе субсидия ему выплачена не будет.
Считаем стоимость жилищного сертификата для нуждающегося москвича, проживающего с супругой:
- семья из 2 человек — 42 кв. м;
- стоимость 1 кв. м в Москве на 1-й квартал 2019 года — 91 670 руб.;
- повышающий коэффициент для Москвы — 1,2;
- Итого: 42 × 1,2 × 91 670 = 4 620 168 руб.
Размер субсидии по жилищному сертификату
Субсидия исчисляется исходя из средней стоимости жилого помещения, определяемая в соответствии:
- с нормами жилой площади;
- со стоимостью одного квадратного метра жилья, установленной в конкретном регионе.
Рассмотрим более подробно. Стоимость одного квадратного метра определяется уполномоченным органом субъекта РФ, однако для некоторых регионов Постановление Правительства № 153 устанавливает повышенные коэффициенты, например: 1,2 – для Москвы, 1,1 – для Тюменской области и другое. Нормативная жилая площадь определяется:
- для одиноко живущих граждан – 33 кв. м;
- для семьи из 2-х человек – 42 кв. м;
- для семьи не менее чем из 3-х человек – 18 кв.м.
Важно! При наличии оснований, предусмотренных законодательством, дополнительно могут предоставляться 15 кв. м, например: если гражданин призван инвалидом.
Предоставление таких нормативов требует соблюдения следующих условий:
- если у лица, получающего сертификат, и членов его семьи отсутствует иная жилплощадь;
- при наличии у гражданина договора социального найма жилого помещения, он подлежит расторжению;
- при наличии у гражданина жилья без обременения, он передает его в собственность государства безвозмездно. В случае, если гражданин отказывается отчуждать жилое помещение, нормативы рассчитываются исходя из разницы между размером жилья. Однако, субсидия может быть не выплачена, если гражданин не отказался от квартиры, а общая площадь в которой он нуждается меньше 18 кв. м.
Льготы ликвидаторам и гражданам, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС
Статьей 7 закона № 1244-1 от 15.05.1991 определены четыре категории зон воздействия радиации. Льготный статус граждане получают в зависимости от проживания в конкретном регионе, а также с учетом факта участия в ликвидации последствий катастрофы.
Согласно Постановлению Совета Министров Республики Беларусь №9 от 11.01.2022 г. Гомель (Гомельская область, Гомельский район) относится к следующей зоне: Зона проживания с периодическим радиационным контролем – территория с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 1 до 5 Ки/км2 либо стронцием-90 от 0,15 до 0,5 Ки/км2 либо плутонием-238, 239, 240 от 0,01 до 0,02 Ки/км2, и где среднегодовая эффективная доза облучения населения не должна превышать 1 милиЗиверт (мЗв) в год. Согласно предыдущему Постановлению Совета Министров Республики Беларусь №132 от 01.02.2010 г. Гомель относил(а)ся к той же самой зоне.
Сдача Жилья По Чернобыльской Программе В Брянской Области
В прошлом году Государственная Дума изменила закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Установлено, что единовременная денежная компенсация включает в себя стоимость утраченных строений, имевшихся у граждан по состоянию на 1 января 1994 года. То есть закон запретил сдавать имущество, приобретенное гражданами после 1 января 1994 года. Исключена возможность повторной выплаты компенсации, была ограничена предельная стоимость одного квадратного метра сдаваемого жилья. Она не может превышать стоимость, рассчитанную исходя из средней рыночной — 26 975 рублей.
— Сегодня сложилась порочная практика, когда после сдачи помещения и получения внушительной компенсации владелец жилья никуда не выезжает. Помещение не передается далее по очереди нуждающимся в жилье, а продолжает использоваться прежними хозяевами. Главы районов не торопятся предлагать освободившееся жилье очередникам, а перекладывают ответственность на правительство области, обращаясь с просьбами о выделении средств из регионального бюджета на строительство или приобретение жилья для детей-сирот, хотя у самих имеется такая возможность.
Список очередников на чернобыльский сертификат по брянской области 2022 год
Скачать образец жилищного сертификата можно на сайте. Несмотря на переход к рыночной модели экономики государство, по-прежнему, предоставляет гражданам жилье по социальным программам. И банк сказал что нужно пойти в администрацию и взять договор на продление сертификата. Законодательством нашей страны предусмотрено, что все малоимущие граждане могут встать на очередь на квартиру, то есть имеют право на получение от государства жилья безвозмездно.
ГЖС, являясь именным свидетельством, в то же время не является ценной бумагой, но дает право гражданину — участнику подпрограммы на получение целевой суммы из федерального бюджета. Выдача получение жилищных сертификатов происходит только один раз. Установленная социальная норма жилья на сегодняшний день составляет: на семью из 1 чел.
Размер субсидии на приобретение жилья чернобыльцам
Когда необходимо рассчитать ту сумму, которая положена человеку, получившему сертификат, следует исходить из средних показателей стоимости недвижимого имущества по региону его проживания. Это указывает на индивидуальный порядок предоставления субсидии. Оказывают влияние на размер выплаты и представители органов власти, а также Министерства по чрезвычайным ситуациям. То есть те, кто имеет право на выдачу соответствующих документов.
Определенные регионы страны имеют даже повышающие коэффициенты по выплатам. В российской столице установлен данный коэффициент в пределах 1.2, в Красноярском крае – 1.15, а по области Калининграда – 1.1.
Есть стандартные размеры по выдаче квадратных метров для чернобыльцев. Они уже могут изменяться в зависимости от предоставленных документов, а также от конкретной ситуации, региона проживания лица. Но к стандартам относят:
- Для одиноко проживающего человека установлено 33 метра квадратных жилого помещения.
- Семья, состоящая из двух человек, может получить 42 квадратных метра.
- При наличии в семье более трех человек, на каждого из них выделяется по 18 квадратов. Так, например, если кроме супругов имеется двое детей, то на каждого из них положено по 18 метров. В общей сложности они могут получить квартиру в 72 квадратных метра по площади.
- При несоблюдении без уважительных причин носителем дотации сроков использования сертификата права на него могут быть утрачены;
- Истечение срока действия сертификата начинается со дня его выдачи претенденту уполномоченным органом;
- Сертификат, по которому исчерпан срок действия, не будет принят банком;
- После получения именного документа управомоченное лицо в течение вышеназванных сроков должно обратиться в кредитно-финансовую организацию для открытия специального счета, на который будет перечислена субсидия (деньги с него невозможно снять, все операции по сделкам проходят только в безналичной форме);
- Если дотация реализуется на покупку недвижимого объекта без привлечения заемных средств банка, то после оформления соглашения купли-продажи с продавцом и перерегистрации триады прав, новый собственник (чернобылец) должен представить правоустанавливающие документы на ознакомление кредитно-финансовой организации, выступающей эмитентом счета, чтобы последняя оформила заявку в уполномоченное государственное ведомство для перевода причитающейся суммы субсидии на счет носителя права;
- Законодательный регламент не вносит ограничений на использование собственных средств поверх субсидии, которых может не хватать ввиду большей стоимости подходящего жилого объекта;
- Договор купли-продажи недвижимого объекта жилфонда, приобретаемый за счет соответствующего жилищного сертификата, в обязательном порядке должен содержать сведения об использовании указанной дотации в счет погашения выкупной стоимости. При отсутствии в договоре сведений о субсидии, банк оставляет за собой право отказать в перечислении государственных бюджетных средств по сделке;
- Договор с банком, по которому был открыт счет, как правило, заключается на период действия жилищного сертификата, после истечения установленного периода он будет закрыт. В исключительных случаях срок существования счета продлевается, например, если кредитор/ведомство не исполнил (о) по собственной вине обязанность по своевременному перечислению средств на имя чернобыльца;
- Носитель сертификата может в заявительном порядке заменить ранее предоставленный документ, если он не был использован за отведенный период, при этом должны быть соблюдены следующие условия:
- Наличие уважительных причин;
- Предоставление документов, подтверждающих факт неиспользования дотации (справка из банка о закрытии счета и отсутствие по нему операций по перечислению средств).
Льготы ликвидаторам и гражданам, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС
- люди, проживавшие на пораженных территориях и получившие критические дозы облучения в период аварии;
- специалисты и рабочие, принимавшие участие в ликвидации;
- граждане, заболевание у которых выявили впоследствии по прошествии определенного времени с момента аварии;
- получившие инвалидность, связанную с лучевой болезнью;
- доноры костного мозга для пораженных (независимо от места проведения операции);
- проживающие в период с 1996 года по настоящее время в особых зонах на постоянной основе.
- Собрать документы, подтверждающие:
- личность:
- паспорт;
- свидетельство о рождении ребенка;
- льготную категорию:
- справку о том, что в момент аварии человек был зарегистрирован в соответствующем населенном пункте;
- подтверждение участия в ликвидации;
- справку об инвалидности;
- бумаги, показывающие родственные связи с чернобыльцем;
- иное.
- личность:
- Написать заявление в соцзащиту:
- придя лично в отделение по территориальному признаку;
- в многофункциональном центре;
- через портал Госуслуг.
Что такое жилищный сертификат чернобыльца
Сертификат, выполненный на персонифицированной бумаге, предоставляет его владельцу право на оформление безвозмездной субсидии от государства на приобретение жилья. Единовременное улучшение жилищных условий регламентируется Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Однако реализовать право на получение сертификата можно согласно нормам Постановления Правительства РФ № 153 от 21.03.2006 г. «О некоторых вопросах реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Важно! Сертификат распространяется на чернобыльца и членов его семьи, к которым относятся дети, супруги и родители лица, претендующего на получение жилищного документа. Также на звание членов семьи чернобыльца могут претендовать другие родственники или его иждивенцы, что устанавливается в судебном порядке.
Субсидию можно использовать только:
- для приобретения недвижимого имущества;
- при оформлении ипотечного кредита для уплаты первоначального взноса.
Выдачу документа производит уполномоченный орган исполнительной власти определенного региона. Согласно Постановления Правительства № 153 документ может быть выдан лицу, который был подвержен радиационному воздействию при чернобыльской аварии. Жилищный сертификат чернобыльца выдается в соответствии с установленной очередью. Для того, чтобы встать в очередь, следует обратиться в уполномоченные органы и предоставить следующей пакет документов:
- заявление о включении в списки участников программы;
- паспорт;
- документ, подтверждающий право лица на получение сертификата, как правило, это удостоверение чернобыльца;
- выписка из домовой книги;
- выписка финансового лицевого счета;
- документ, который подтверждает право на получение дополнительных квадратных метров;
- документ о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (срок постановки на учет значение не имеет);
- документ, который подтверждает родственные связи.
Важно! Все документы подаются либо в виде оригиналов, либо в виде заверенных копий.
После принятия документов уполномоченный орган рассматривает их и принимает решение о включении заявителя в программу или об отказе в этом. В случае отказа, заявитель может обратиться за получением сертификата вновь, но только после устранения всех отмеченных органом недочетов. Основанием для отказа принятия гражданина в программу может быть:
- неполное предоставление заявителем документов;
- указание в представленных документах недостоверных сведений;
- получение ранее социальных выплат от государства;
- отсутствие у заявителя прав на получение жилищного сертификата чернобыльца.
Изменение сертификата на жилье
Когда полученный сертификат не был использован по назначению в первый раз, то можно обратиться в уполномоченные органы, чтобы осуществить его замену. Обращение происходит в те же органы, которые занимались выдачей документа. Самое главное тут написать грамотное заявление по образцу. Кроме этого сюда прилагаются и другие важные в данном случае документы:
- Справка из банковской организации о том, что ранее открытый счет был закрыт в установленном порядке.
- Справка о том, что перечислений денежных средств на счет не было.
- Документы, которые подтверждают те события, которые стали причиной невозможности использования сертификата.
После всего этого есть срок в течение 30 суток, когда происходит рассмотрение поданного заявления. На основании этого принимается решение о том, выдать новый сертификат при наличии весомых аргументов для этого, или же отказать в предоставлении документа. Но лучше всего не допускать таких проблем, так как вам сертификат выдан на руки, и вам остается всего лишь обратиться в банк и найти подходящий вариант для вашего будущего жилого помещения.
Жилищный сертификат чернобыльцам в 2021 году: порядок получения
- При несоблюдении без уважительных причин носителем дотации сроков использования сертификата права на него могут быть утрачены;
- Истечение срока действия сертификата начинается со дня его выдачи претенденту уполномоченным органом;
- Сертификат, по которому исчерпан срок действия, не будет принят банком;
- После получения именного документа управомоченное лицо в течение вышеназванных сроков должно обратиться в кредитно-финансовую организацию для открытия специального счета, на который будет перечислена субсидия (деньги с него невозможно снять, все операции по сделкам проходят только в безналичной форме);
- Если дотация реализуется на покупку недвижимого объекта без привлечения заемных средств банка, то после оформления соглашения купли-продажи с продавцом и перерегистрации триады прав, новый собственник (чернобылец) должен представить правоустанавливающие документы на ознакомление кредитно-финансовой организации, выступающей эмитентом счета, чтобы последняя оформила заявку в уполномоченное государственное ведомство для перевода причитающейся суммы субсидии на счет носителя права;
- Законодательный регламент не вносит ограничений на использование собственных средств поверх субсидии, которых может не хватать ввиду большей стоимости подходящего жилого объекта;
- Договор купли-продажи недвижимого объекта жилфонда, приобретаемый за счет соответствующего жилищного сертификата, в обязательном порядке должен содержать сведения об использовании указанной дотации в счет погашения выкупной стоимости. При отсутствии в договоре сведений о субсидии, банк оставляет за собой право отказать в перечислении государственных бюджетных средств по сделке;
- Договор с банком, по которому был открыт счет, как правило, заключается на период действия жилищного сертификата, после истечения установленного периода он будет закрыт. В исключительных случаях срок существования счета продлевается, например, если кредитор/ведомство не исполнил (о) по собственной вине обязанность по своевременному перечислению средств на имя чернобыльца;
- Носитель сертификата может в заявительном порядке заменить ранее предоставленный документ, если он не был использован за отведенный период, при этом должны быть соблюдены следующие условия:
- Наличие уважительных причин;
- Предоставление документов, подтверждающих факт неиспользования дотации (справка из банка о закрытии счета и отсутствие по нему операций по перечислению средств).
Государственный жилищный сертификат – это именное свидетельство, которое дает право на безвозмездную субсидию на покупку квартиры для определенных категорий граждан.
Размер социальной выплаты зависит от условий конкретной федеральной или региональной программы и рассчитывается исходя из норматива стоимости 1 кв. метра и количества жильцов. Воспользоваться субсидией можно только для оплаты жилья, расположенного на территории региона, указанного в сертификате.
Получить такую социальную выплату можно только один раз. Недвижимость должна быть оформлена в общую долевую собственность всех членов семьи, отмеченных в сертификате.
В 2022 году субсидии на покупку жилья будут выдаваться льготникам и гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. В число льготных категорий также граждан входят ветераны Великой Отечественной войны, чернобыльцы, жители Крайнего Севера, сотрудники органов внутренних дел и вынужденные переселенцы.
Получить статус нуждающегося в улучшении жилищных условий можно при отсутствии собственного жилья или в том случае, если жилплощадь меньше установленной нормы. Также гражданина и членов его семьи могут признать нуждающимися в улучшении жилищных условий, если помещение, которым они владеют, непригодно для проживания (например, дом признан аварийным или у одного из жильцов выявлено тяжелое заболевание).
Начнем с вопроса, что это такое? Это именное свидетельство, удостоверяющее право его владельца на получение субсидии из федерального бюджета для приобретения жилья. Правильное наименование данного документа – государственный жилищный сертификат.
Последний выдается в рамках реализации ведомственной целевой программы, направленной на оказание господдержки нуждающимся в жилье гражданам, действующей в течение периода с 2019 по 2025 годы. Ранее подобные сертификаты выдавались в рамках программы «Жилище», однако, лимит ее действия на сегодняшний день практически исчерпан.
Из важных особенностей ГЖС выделим следующие:
- его нельзя передать в пользу третьих лиц;
- субсидией можно воспользоваться только один раз;
- недвижимость приобретается в том субъекте, который прописан в свидетельстве;
- если у владельца ГЖС есть семья, приобретенный объект необходимо зарегистрировать в общую собственность.
✅ Могут ли отказать в выдаче сертификата – что делать?
Имеются случаи отказа в улучшении жилищных условий чернобыльцев. Отказ в выдаче сертификата может произойти по вашей собственной вине или по вине государственного органа.
Причины отказа
- Отсутствие документов для включения в лист ожидания;
- Неправильная или неточная информация, предоставленная в заявлении;
- Получатель чернобыльской помощи не имеет права на получение HHC, например — Нет сертификата;
- Заявитель ранее получал государственную помощь — социальное жилье, гранты и т.д.
- В этом случае сертификат не выдается, только бесплатное жилье по договору социального найма в течение последних 5 лет;
- Ваучер на жилье не требуется, например, если у семьи достаточно жилья.
Причиной отказа обычно является отсутствие средств. Заявка на получение сертификата может быть отклонена по неубедительным основаниям, например, из-за малого размера документов, неразборчивых печатей, «просроченных» сертификатов и т.д. Наиболее эффективным способом реализации ваших прав является подача апелляции. Жаловаться властям бессмысленно. Отказы часто являются простым выполнением указаний вышестоящих инстанций. Поэтому жалоба не рассматривается или не отправляется стандартный ответ.
Административное исковое заявление подается в районный суд (городской суд) по месту жительства истца. Стоимость подачи жалобы составляет 300 рублей. Основные требования к заявлению и документам содержатся в статье 125-126 КАС РФ. Желательно, чтобы процедуру сопровождал человек с юридическим образованием или адвокат. При должной подготовке чернобылец может выиграть дело, заставив судебные органы включить истца в список тех, кто получит жилищный сертификат.
Чернобыльцы — настоящие герои, люди, которые рисковали своей жизнью ради спасения других. Они имеют право на получение пособий, на которые имеют право. Жилищный ваучер дает вам право на улучшение жилищных условий. Однако подача заявления на его получение может быть сопряжена с определенными трудностями. Быть отвергнутым властями — самая сложная часть процесса. Избежать произвола администрации, выбрать схему, рассчитать площадь, сумму погашения и ипотеку очень сложно без юриста. Мы предлагаем бесплатные консультации по жилищному праву. Юристы на нашем сайте объяснят непонятные моменты, подскажут, как стать ликвидатором аварии на Чернобыльской АЭС и что делать и куда жаловаться на незаконный отказ администрации. Консультация бесплатна — свяжитесь с нами!
Жилищный сертификат чернобыльцам
Для того, чтобы получить сертификат, можно обращаться в местную администрацию, отдел социальной защиты и так далее. Самый простой и наиболее актуальный вариант – направить заявление в МФЦ (Мои документы). Сотрудники этой организации выступают в качестве посредником между заявителями и государственными структурами. Они владеют всей необходимой информацией и именно поэтому могут грамотно проконсультировать и дать нужные разъяснения.
При обращении в МФЦ (Мои документы), понадобятся следующие бумаги:
- Паспорт заявителя и всех членов его семьи. Если у несовершеннолетних лиц, являющихся членами семьи, еще нет паспорта, можно предоставлять свидетельства о рождении.
- Свидетельства о браке или разводе (если есть и актуально).
- Удостоверение, показывающее, что заявитель является чернобыльцем. Его можно получить в Министерстве труда.
- Справка о составе семьи.
- Справка из УК (управляющей компании) или ЖЭКа о наличии или отсутствии долгов за коммунальные платежи.
- Правоустанавливающие документы на существующую недвижимость (если она есть).
- Договор социального найма или договор аренды, если у заявителя нет своей квартиры/дома.
- Справка о доходах. Обычно – 2-НДФЛ, но могут понадобиться и другие дополнительные документы, показывающие финансовое состояние заемщика.
- Трудовая книга заемщика и тех членов семьи, у которых она есть. Если заявитель работает (и трудовой книги у него на руках нет), можно сделать копию и заверить ее у руководителя фирмы, в которой работает человек.
- Справка об инвалидности (если актуально).
- Пенсионное удостоверение (если актуально).
- Акт обследования жилья, который выдается после изучения имеющейся у заявителя недвижимости.
Заявитель может не оставлять у себя ту квартиру, в которой он проживал до получения сертификата, а передать ее государству. Благодаря такой схеме сумма, полученная по сертификату, будет существенно выше, ведь в расчет будет приниматься общая площадь нужного жилья, без корректировки на площадь имеющейся квартиры.
Прямых расходов, связанных со статусом малоимущего или постановкой в очередь за сертификатом, нет. Однако определенные затраты могут возникать при подготовке документов:
- Свежая выписка из ЕГРН: 300 рублей.
- Восстановление правоустанавливающих документов в случае их утери: от 2 тысяч рублей.
- Оформление доверенности на представителя, если заявитель не может или не хочет заниматься данным вопросом самостоятельно: от 2 тысяч рублей.
- Госпошлина при обращении в суд, если возникли проблемы, которые нельзя решить другим путем: от 300 рублей и так далее.
Примерные сроки на оформление сертификата:
- Примерный срок рассмотрения заявление: от 30 дней.
- Срок получения решения: от 3 дней.
- Ожидание в статусе малоимущего до возможности подать заявление на участие в программе: от 1 года. Следует учитывать, что статус малоимущего нужно регулярно подтверждать. Как следствие, вплоть до получения сертификата и его использования финансовое положение семьи чернобыльца не должно улучшаться.
- Срок действия сертификата: 3 месяца. За этот срок нужно выделить время и успеть обратиться в банк. Лучше всего, при приближении очереди заявителя, заранее заняться вопросом приобретения жилья: просмотреть все подходящие варианты, обсудить сделку с продавцом, подобрать подходящий банк, предварительно обговорить способ сотрудничества и так далее.
Следует учитывать, что срок нахождения в очереди нигде и никем не регулируется. Заявитель может находиться в ней как 1-2 года, так и несколько десятилетий. Все зависит от того, сколько человек перед ним в очереди и в каких объемах выделяют финансирование на данную программу в регионе подачи заявки. Если не успеть использовать сертификат вовремя, он перестает быть действительным и все придется начинать заново. Включая сюда и ожидание в очереди с самого начала.
Так как в год сертификаты получает 100-500 человек (зависит от региона), а желающих тысячи, формируется огромная очередь. Она разделяется на две: обычную и льготную. Во вторую входят собственники квартир в аварийных домах и хронические больные лица. Если у заявителя есть возможность попасть в льготную очередь – лучше так и сделать, так как выделяемые из бюджета средства сначала распределяются на нее и только потом, если что-то осталось, получает обычная очередь.
При оформлении чернобыльца в качестве малоимущего или же при постановке на учет для получения сертификата может последовать отказ. Рассмотрим основные проблемы, которые возникают и пути их решения:
- Заявитель предоставил не все документы, которые необходимы для рассмотрения. Обычно об этом уведомляют еще в момент обращения и, чаще всего, заявление без всей требуемой документации просто не принимается. Если же клиенту человеку пошли на встречу и приняли заявление с условием донести в ближайшие дни недостающие документы, так и нужно сделать. В данном случае отказ вполне правомерен. Если он последовал, придется повторно подавать заявление.
- Неверная, ошибочная или сфальсифицированная информация. В некоторых случаях на этапе приема заявления и документов менеджер может пропустить какие-то цифры, которые на самом деле являются неверными (ошибка или махинация). Со временем, в процессе рассмотрения, данные будут проверяться более тщательно. Как только проблема будет выявлена – последует отказ.
- Помощь уже была получена. Сотрудники МФЦ (Моих документов), куда обращается заявитель, очень часто не про��еряют заявителей на то, обращались ли они ранее за помощью и какой был результат. Если при рассмотрении заявки ответственными сотрудниками государственных структур будет получена информация, что заявитель уже ранее обращался за помощью и получил ее, последует отказ.
- Намеренное ухудшение жилищных условий. Если выяснят, что заявитель специально ухудшил жилищные условия для того, чтобы стать участником государственной программы, ему не только откажут в участии, но и запретят подавать такие заявления на 5 лет.