Пенсионный возраст для женщин в Украине в 2024 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсионный возраст для женщин в Украине в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По статистике на 100 трудоспособных украинцев приходится 95 пенсионеров. Эксперты также прогнозируют, что в будущем это соотношение могло составлять 100/114 или 100/ 125 человек. Такие неутешительные прогнозы вызваны ухудшением демографической обстановки в стране. Основным требованием МВФ по оказанию финансовой поддержки стала реализация реформы, при которой количество пенсионеров должно было сократиться. Но поскольку средняя продолжительность жизни в Украине значительно ниже, чем в большинстве стран мира, то было принято решение не подводить пенсионный возраст к слишком высокому показателю, а ввести корректировки в условия начисления.
Повышение пенсионного возраста
Ранее право на заслуженный отдых женщины получали в 55 лет, а мужчины в 60, при этом для вычета суммы пенсии в расчет брались фактически отработанные годы. При внедрении реформы возраст существенно увеличивать не стали, существенному реформированию подверглись только требования к стажу. На текущий момент, чтобы выйти на пенсию по этому возрасту требуется иметь не менее 25 страхового стажа. Если необходимое количество не набрано, то начиная с показателя в 15 лет можно уйти на заслуженный отдых в 63 года или в 65 если стаж менее 15 лет.
Со временем эти показатели будут меняться в сторону увеличения вплоть до 2028 года. К этому времени пенсионный возраст женщин составит 58 лет, а мужчин — 60 лет. Выход в 60 и 58 лет доступен только при наличии 35 лет стажа или в 63 года, если получено не менее 25 лет стажа. По подсчетам экспертов, такие новшества по завершению отсрочат заслуженный отдых для 45% будущих пенсионеров, которым придется добирать страховой стаж. Таким маневром пенсионная реформа таит постепенное возрастание возраста до 63 лет, если количество лет стажа будет менее 35 лет.
Пенсионный возраст в Украине для женщин:
Год оформления пенсии
Начало 1962 года
Конец 1962 года
Начало 1963 года
Конец 1963 года
Начало 1964 года
Конец 1964 года
Все года ранее 1964 года
Пенсионный возраст в Украине для мужчин:
Год оформления пенсии
Начало 1957 года
Конец 1957 года
Начало 1958 года
Конец 1958 года
Начало 1959 года
Конец 1959 года
Все года ранее 1959 года
Пенсионный возраст для женщин в Украине в 2024 году
В 2024 году пенсионный возраст для женщин в Украине будет изменен. Согласно новым правилам, для выхода на пенсию в 60 лет необходимо будет проработать не менее 31 года. Если женщина планирует выйти на пенсию в 65 лет, то стаж для этого увеличится до 15 лет. Важно учесть, что требования к стажу будут постепенно увеличиваться в последующие годы.
Одной из главных изменений в пенсионной системе будет внедрение балльной системы при начислении пенсий с 2024 года. Это означает, что при расчете пенсии будут учитываться не только стаж и средняя заработная плата, но и другие факторы, такие как условия труда и вредность производства.
Год | Стаж для выхода на пенсию в 65 лет |
---|---|
2023 | От 15 до 20 лет |
2024 | От 15 до 21 лет |
Кому полагается досрочная пенсия
Одна категория досрочного выхода на пенсию описана выше – те, кто отработал 42/37 лет и прожил 60/55 лет, получают право стать пенсионером, если до официального срока остаётся не более двух лет.
Такое же право имеют те, кто не могут найти работу (был уволен из-за ликвидации компании или сокращению штатов), а им осталось до официального срока не более двух лет – по решению службы занятости. Это условие существовало и до реформы. У таких предпенсионеров есть выбор – они могут пока не оформлять пенсию, а получать спец. безработное пособие в размере 12,8 тыс. руб.
Третья категория льготного возраста – дальневосточники и жители дальнего севера. У них также установлен поэтапный досрочный выход на пенсию (на 5 лет) с ориентиром 60/55 лет. Но это применяется при достижении обязательного северного стажа (который остаётся прежним) – 20/15 полных лет, соответственно для КС, ДВ и для приравненных территорий.
Остаётся прежним страх. стаж – 25/20 лет для м/ж. Эта категория тоже выходит на новые сроки по графику.
Четвёртая категория льготников – не установлен график и новые пенсионные сроки для малых северных народов и матерей-северянок с минимум двумя детьми. Для них ничего не изменилось.
Смогла ли реформа решить проблемы пенсионной системы?
В украинском правительстве говорят, что прошлогодние нововведения позволили ликвидировать дисбаланс в пенсионной системе и повысить выплаты самым малообеспеченным гражданам страны.
Но это не совсем так. В гривнах пенсии выросли, но в долларовом выражении — снизились.
На начало этого года размер средней пенсии украинцев составлял 88,5 долларов, или же чуть меньше трети средней зарплаты по стране. Это значительно меньше, чем в «домайданные» 2013-2014 годы (184 доллара, или 45% от зарплаты и 190 долларов, или 44% от зарплаты соответственно).
Впрочем, размер пенсий постепенно растет. Для сравнения: в 2017 году, до начала второго витка пенсионного реформы, размер пенсии в долларовом выражении составил 67 долларов, или 26% от средней зарплаты.
Размер дефицита Пенсионного фонда Украины на 2018 год составляет примерно 140 млрд гривен (около 5 млрд долларов). А это уже около 40% доходов фонда (в 2011-м году — 15%).
Эксперты упоминают и о «скрытом» дефиците Пенсионного фонда — средствах, не выплаченных пенсионерам, проживающим на неподконтрольных Киеву территориях Донбасса.
Осенью 2014 года правительство Украины приостановило пенсионные выплаты этим людям. Во-первых, заявили тогда в Киеве, не существует безопасного способа доставить наличные средства на территорию самопровозглашенных республик Донбасса (украинские банки там не работают). Во-вторых, утверждали в правительстве, нет гарантии, что эти средства попадут в руки пенсионеров, а не «террористов», как в Киеве называют руководителей ДНР и ЛНР.
Можно ли выйти на пенсию досрочно
Выход на пенсию досрочно – это возможность для некоторых украинцев завершить свою трудовую деятельность и начать получать пенсию до достижения общего пенсионного возраста. В Украине в 2024 году такая возможность существует, но она зависит от нескольких ключевых факторов.
Для начала, важно помнить, что общий пенсионный возраст в Украине для ухода на пенсию в 60 лет для мужчин и 58 лет для женщин. Однако, чтобы выйти на пенсию досрочно, необходимо иметь определенный страховой стаж. Вам потребуется не менее 30 лет стажа, чтобы иметь право на досрочное назначение пенсии.
Для работников, занятых в тяжелых условиях труда, существует более выгодное условие. Если вы работали в таких условиях и набрали не менее 20 лет страхового стажа, то вам также будет доступен досрочный выход на пенсию.
Еще одним важным аспектом является уплата страховых взносов. Регулярная уплата страховых взносов влияет на вашу возможность получить пенсию досрочно.
Кроме того, назначение пенсии досрочно может также зависеть от влияния факторов, таких как войны и другие экстренные ситуации. В таких случаях могут быть установлены специальные правила и сроки.
Сумма пенсии, которую вы будете получать при досрочном выходе на пенсию, также зависит от вашего страхового стажа и заработка. В 2024 году минимальный размер пенсии составляет 3500 гривен.
Чтобы узнать подробности о возможности выйти на пенсию досрочно и условиях этой процедуры, вам следует обратиться в Пенсионный фонд Украины (ПФУ) или консультироваться с квалифицированным специалистом в данной области. Они смогут предоставить вам дополнительную информацию и рекомендации, а также напомнят важные даты и сроки, связанные с назначением пенсии в 2024 году.
Пенсионный возраст для мужчин в Украине в 2024 году
В 2024 году пенсионный возраст для мужчин в Украине также будет изменен. Для выхода на пенсию в 60 лет необходимо будет проработать не менее 31 года. Стаж для выхода на пенсию в 65 лет увеличится до 15 лет. В 2023 году стаж для выхода на пенсию в 65 лет составит от 15 до 20 лет, а в 2024 году – от 15 до 21 лет. В последующие годы требования к стажу будут постепенно расширяться.
Введение балльной системы при начислении пенсий также станет одним из изменений, которые ожидают мужчин в 2024 году. Начиная с 2024 года, при расчете пенсии будут учитываться баллы, набранные человеком в течение его трудовой деятельности. Эта система призвана обеспечить более справедливое распределение пенсионных накоплений и учитывать вклад каждого работника в экономику страны.
Государственная пенсионная реформа также предусматривает введение накопительной составляющей пенсий с 2025 года. Целью этой составляющей является обеспечение каждому пенсионеру солидарной пенсии не менее 30% его средней заработной платы в течение жизни. Введение накопительной составляющей позволит людям создавать дополнительные накопления на пенсию, что сделает их финансовое будущее более стабильным.
Анализ перспектив пенсионной системы в 2024 году
В 2024 году пенсионная система на Украине может столкнуться с несколькими вызовами и предполагаемыми изменениями. Недавно принятый закон о пенсионной реформе будет иметь длительные последствия и, возможно, потребует дальнейших мер.
Одним из главных вызовов может быть старение населения. Украина продолжает сталкиваться с демографическими проблемами, такими как низкий уровень рождаемости и отток молодых рабочих сил за границу. Это может привести к сокращению численности работников, что может негативно сказаться на пенсионной системе.
Другой важной перспективой является экономическая ситуация в стране. Уровень безработицы, рост заработной платы и инфляция могут сильно влиять на финансовое состояние пенсионной системы. Если безработица будет высокой и зарплаты невысокими, то доходы от пенсионных взносов могут снизиться, что может негативно отразиться на выплате пенсий.
В связи с этим, политики и эксперты должны принимать во внимание эти факторы при разработке прогнозов и реформ пенсионной системы. Важно учитывать баланс между достойным уровнем пенсий и финансовой стабильностью системы. Забота о пожилых людях и поддержка их социального благополучия должны стать приоритетами.
Также важно уделить внимание вопросу о сохранении уровня пенсионной системы в рамках изменяющихся демографических и экономических условий. Необходимо принять меры для привлечения молодых людей на рынок труда и разработать специальные программы, которые помогут поддержать пожилых людей в получении достойной пенсии.
В целом, перспективы пенсионной системы на Украине в 2024 году требуют дальнейшего изучения и мер для обеспечения устойчивости и справедливости этой важной области социального обеспечения.
Повышение пенсионного возраста в Украине
На сегодня пенсионный возраст пока постепенно повышается. Это связано с тем, что еще в конце 2021 года специалисты Всемирного банка предложили Кабинету Министров Украины план повышения пенсионного возраста с целью решения проблемы растущего дефицита Пенсионного фонда. Они рекомендовали предупредить об этом население за несколько лет до вступления в силу нового закона, чтобы люди могли адаптироваться к новым условиям. Такая практика «отложенного» повышения успешно применялась за рубежом. Это позволило людям лучше приспособиться к новым правилам. Поддерживает также Всемирный банк и украинскую реформу повышения значения роли страхового стажа.
Формальным возрастом для выхода на пенсию остался рубеж в 60 лет (причем как для мужчин, так и для женщин). Но теперь возросли требования к величине страхового стажа. Причем с каждым следующим годом стаж должен увеличиваться на год, т. е. каждый год – плюс 12 месяцев.
Например, в 2028 году для получения пенсии в возрасте 60 лет человеку нужно будет иметь 35 лет трудового стажа. Если же у него такого стажа нет, он сможет выйти на пенсию только в 63 года. Если даже к 65 годам человек будет иметь стаж менее 15 лет – пенсию ему могут не назначить! Ему «светит» только социальная помощь, размер которой определят по уровню семейного дохода.
Пенсии от государства и частные пенсионные фонды
Пенсионный фонд Украины – не единственное учреждение, которое обеспечивает пенсионные выплаты украинским гражданам. Также в стране действуют негосударственные (частные) пенсионные фонды. Они позволяют накапливать средства для обеспечения пенсионных выплат вдобавок к государственной пенсии.
При заключении соглашения с частным пенсионным фондом граждане обязуются платить небольшие, регулярные взносы. Они оплачиваются на протяжении продолжительного периода, вплоть до выхода на пенсию. Это позволяет получать накопленный капитал вдобавок к пенсионным выплатам от государства.
Украинское правительство гарантирует выплату пенсии на постоянной основе, что несомненно является преимуществом. Также граждане могут рассчитывать на надбавки к пенсионным выплатам в случаях инвалидности или наличия других правовых оснований.
Выплата пенсии от государства не ограничена во времени. Она будет проводиться постоянно, материально поддерживая пенсионера.
Смогла ли реформа решить проблемы пенсионной системы?
В украинском правительстве говорят, что прошлогодние нововведения позволили ликвидировать дисбаланс в пенсионной системе и повысить выплаты самым малообеспеченным гражданам страны.
Но это не совсем так. В гривнах пенсии выросли, но в долларовом выражении — снизились.
На начало этого года размер средней пенсии украинцев составлял 88,5 долларов, или же чуть меньше трети средней зарплаты по стране. Это значительно меньше, чем в «домайданные» 2013-2014 годы (184 доллара, или 45% от зарплаты и 190 долларов, или 44% от зарплаты соответственно).
Впрочем, размер пенсий постепенно растет. Для сравнения: в 2017 году, до начала второго витка пенсионного реформы, размер пенсии в долларовом выражении составил 67 долларов, или 26% от средней зарплаты.
Размер дефицита Пенсионного фонда Украины на 2018 год составляет примерно 140 млрд гривен (около 5 млрд долларов). А это уже около 40% доходов фонда (в 2011-м году — 15%).
Эксперты упоминают и о «скрытом» дефиците Пенсионного фонда — средствах, не выплаченных пенсионерам, проживающим на неподконтрольных Киеву территориях Донбасса.
Осенью 2014 года правительство Украины приостановило пенсионные выплаты этим людям. Во-первых, заявили тогда в Киеве, не существует безопасного способа доставить наличные средства на территорию самопровозглашенных республик Донбасса (украинские банки там не работают). Во-вторых, утверждали в правительстве, нет гарантии, что эти средства попадут в руки пенсионеров, а не «террористов», как в Киеве называют руководителей ДНР и ЛНР.
Назначение пенсии по возрасту
Назначение пенсии по возрасту является важным аспектом социальной защиты граждан. В Украине в 2024 году существует общеобязательная система пенсионного обеспечения, которая позволяет гражданам выйти на пенсию по достижении определенного возраста и набора страхового стажа.
Для большинства украинцев, возрастом 35 лет и более, право на назначение пенсии по возрасту наступает при достижении 63 лет. Однако, есть и другие варианты. Например, граждане, которые начали работать в раннем возрасте и имеют более длительный страховой стаж, могут выйти на пенсию раньше.
Для назначения пенсии необходимо хватать страхового стажа. Если у вас менее 30 лет страхового стажа, вы можете рассмотреть варианты дополнительных условий. Например, если вы работали на работах с особо вредными веществами, стажа не менее 20 лет может быть достаточно для получения пенсии.
Также стоит обратить внимание, что события, такие как войны или работа в условиях особой вредности, могут влиять на назначение пенсии и условия ее получения.
Пенсионные выплаты в Украине могут зависеть от разных факторов, включая сумму заработка во время трудовой деятельности. В 2024 году минимальный размер пенсии составляет 3537 гривен.
Для оформления пенсии и проверки вашего страхового стажа важно обращаться в Пенсионный фонд Украины (ПФУ). Там вам предоставят необходимую информацию и помогут с процедурой назначения пенсии.
Таким образом, назначение пенсии по возрасту в Украине зависит от нескольких факторов, включая возраст, необходимый страховой стаж и другие обстоятельства. Важно своевременно ознакомиться с правилами и требованиями, чтобы грамотно планировать выход на пенсию и обеспечить свою финансовую безопасность в будущем.
Начисление пенсии в Украине
Соблюдают два условия при начислении выплат:
- страховой стаж;
- пенсионный возраст.
В период с начала 2021 по 2028 год планомерно увеличивают стаж с 25 до 35 лет, ежегодно на 12 месяцев.
Пенсию по возрасту для любого украинца в 2021 году рассчитывают с использованием единой формулы, но итоговая сумма зависит от размера заработка, с которого взимались страховые взносы и продолжительности стажа. Предусмотрен широкий спектр доплат, надбавок, повышений.
На заметку: выплаты начисляют со второго дня от даты достижения указанного возраста, если обращение в Пенсионный фонд произошло не ранее, чем за 1 и не позднее 3 месяцев.
Минимальную сумму пенсии по возрасту на январь 2021 года составляют 1669,20 грн. На сегодня это 40 % от нижней планки оплаты труда. Эта сумма автоматически увеличится при росте минимальной заработной платы.
С января текущего года украинцы, производившие отчисления не менее 15 лет, отправятся на заслуженный отдых в 65 лет. 40 календарных лет страхового стажа обеспечивают получение пенсии независимо от возраста.
С 1 января 2021 года украинцы отправляются на заслуженный отдых безотносительно к половой принадлежности:
Возраст, лет | Страховой стаж, лет |
60 | не менее 26 |
63 | от 16 до 25 |
65 | от 15 до 16 |
Государство предоставило право выкупа недостающего стажа. Удвоенную минимальную страховую сумму выплачивают за месяц. Около 84000 грн. придется потратить за максимальный срок недостающего стажа 5 лет.
Пенсионный возраст: вопросы и ответы
- Можно оформить пенсию по старому закону?
Да, можно, но для этого следует поспешить с подачей документов в пенсионный фонд.
- Что делать, если не хватает немного стажа, а работать нет возможности?
В Украине есть возможность купить стаж до 5 лет.
- Какой стаж необходим для оформления пенсии военному?
Не менее 25 лет для сотрудников МВД, МЧС.
- Могут ли пенсионеры в Украине продолжить трудовую деятельность?
Да, могут.
В чем суть пенсионной реформы в Украине
Итак, еще в 2017 году в Украине стартовал первый этап пенсионной реформы, что неоднократно анонсировалось как на правительственном уровне, так и в средствах массовой информации. Более ранние версии пенсионной реформы оказывались нежизнеспособными, при всей их амбициозности не принесли ожидаемого повышения уровня пенсий и не стали гарантией обеспеченной старости для граждан Украины.
Новые шаги по реформированию стали результатом партнерства Украины с МВФ (International Monetary Fund), с которым был заключен Меморандум о сотрудничестве. В соответствии с принятым документом, Правительство Украины должно предпринять ряд существенных шагов по реформированию пенсионной системы, разработав соответствующую законодательную базу и подготовив условия для администрирования. Как известно, пенсионное обеспечение является показателем благополучности общества и экономической устойчивости государства.
Именно эти условия способствовали разработке и принятию поправок в Закон о пенсиях, за которые проголосовали народные избранники 3 октября 2017 года.
В сфере социальной политики государство обязано заботиться о своих гражданах, достигших преклонного возраста или утративших способность продолжать трудовую деятельность. Эта забота должна заключаться в регулярной выплате пенсий, размер которой обеспечивает насущные потребности лиц преклонного возраста. Как дело обстоит на самом деле, — поговорим чуть позже, а пока перейдем к сути пенсионной реформы.
Реформирование заключается во внедрении трехуровневого пенсионного обеспечения, которое до настоящего дня состоит из солидарной системы и накопительной пенсии. Если первая часть пенсионной системы худо-бедно работает в стране, то накопительные пенсии практически остаются нереализованным сектором.
Пенсия по возрасту: условия назначения и документы
Правда, если пенсия, назначенная по методу 2018 года, окажется меньше пенсии по методу 2017 года, тогда можно будет назначить пенсию по-старому.
В 2020-2020 годах показатель средней заработной платы (дохода) в Украине, с которой уплачены страховые взносы, который применяется для перерасчета пенсий, увеличивается на коэффициент, соответствующий 50 процентам показателя роста потребительских цен за предыдущие годы. И только с 2022 года этот показатель будет увеличиваться автоматически. Накопительная система заработает с 2020 года Второй уровень страховой системы заработает чуть позже. Перечисление страховых взносов в накопительную систему пенсионного страхования вводится с 1 января 2020 года. — Участниками накопительной системы пенсионного страхования являются лица, которые по состоянию на 1 января 2020 подлежат общеобязательному государственному пенсионному страхованию, — говорится в законе.
Законопроект, которым предлагается ввести с декабря текущего года ежегодную выплату дополнительной пенсии по старости, получил отрицательный отзыв кабмина, следует из документа, обнародованного в думской электронной базе.
Отмечается, что инициатива противоречит пенсионному законодательству РФ.
«Предоставление права на дополнительную страховую пенсию предполагает её установление за тот же страховой стаж, с учётом которого назначена страховая пенсия по старости, что противоречит пенсионному законодательству РФ», — говорится в документе.
Также указывается, что, согласно финансово-экономическому обоснованию к проекту закона, его принятие потребует выделения допсредств из федерального бюджета. При этом источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств законопроектом не определены.
Когда выходить на пенсию 1962 года рождения?
Таблица выхода на пенсию по годам рождения для мужчин
Дата рождения | Сроки | Пенсионный возраст |
---|---|---|
1960, 1 января — 30 июня | 2021, 1 июля — 31 декабря | 61,5 |
1960, 1 июля — 31 декабря | 2022, 1 января — 30 июня | 61,5 |
1961 | 2024 | 63 |
1962 | 2026 | 64 |