Порядок заведения уголовного дела в РФ
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок заведения уголовного дела в РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Подача заявления является первым этапом в процессе возбуждения уголовного дела. Заявление может быть подано как потерпевшим, так и другими заинтересованными лицами, в том числе свидетелями или законными представителями потерпевшего.
Основание и требования
Порядок возбуждения уголовного дела определен Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации и основывается на наличии оснований для возбуждения уголовного дела и соблюдении определенных требований. Основания для возбуждения уголовного дела могут быть следующими:
- Сообщение о преступлении. Лицо, которое обладает сведениями о совершении преступления, обязано сообщить об этом правоохранительным органам.
- Заявление потерпевшего. Лицо, ставшее жертвой преступления, имеет право подать заявление о его совершении.
- Сообщение оперативных органов. Органы оперативного реагирования могут сообщить о совершении преступления.
- Акт о проявленном признаке преступления. В некоторых случаях, на основании акта проверки, может быть возбуждено уголовное дело.
Помимо наличия оснований, существуют и требования, которые должны быть соблюдены при возбуждении уголовного дела:
- Правильное оформление. Уголовное дело должно быть оформлено в соответствии с установленными нормами и требованиями.
- Соблюдение сроков. Возбуждение уголовного дела должно осуществляться в установленные законом сроки.
- Наличие всех необходимых материалов и документов. При возбуждении уголовного дела должны быть собраны все необходимые материалы и документы, которые могут подтвердить факт преступления и участие в нем определенных лиц.
- Обязательное участие сторон. В уголовном процессе должны быть обеспечены права защиты для сторон – обвиняемого и потерпевшего.
Соблюдение данных требований является важным условием для правильного и справедливого разрешения уголовного дела.
Роль публичного обвинителя в возбуждении дела
Публичный обвинитель – это государственный представитель, который осуществляет надзор за соблюдением закона, а также возбуждает уголовные дела и представляет интересы общества в судебных заседаниях. Роль публичного обвинителя в целом можно описать следующим образом:
- Возбуждение дела: Публичный обвинитель имеет право и обязанность возбуждать уголовные дела на основании фактов, указывающих на преступление. Он получает информацию о возможном преступлении от следователей, правоохранительных органов или от граждан. В случае установления состава преступления и наличия достаточных доказательств, публичный обвинитель принимает решение о возбуждении дела.
- Представление обвинения: Публичный обвинитель представляет обвинение в суде. Он формулирует обвинение и обосновывает его на основе собранных доказательств. Публичный обвинитель также преследует цель добиться признания вины подсудимого и его осуждения в соответствии с законом.
- Защита интересов общества: Публичный обвинитель защищает интересы общества на судебном процессе. Он исходит из принципа, что каждое нарушение закона должно иметь соответствующее наказание. Публичный обвинитель представляет общество и подчеркивает важность справедливости и правового порядка в обществе.
Подача заявления о возбуждении уголовного дела
В России каждый гражданин имеет право на возбуждение уголовного дела в случае совершения преступления. Но как и где подавать заявление о возбуждении дела и что происходит с этим заявлением?
1. Возникновение преступления. Если вы стали свидетелем или пострадали от преступления, вы имеете право обратиться в правоохранительные органы для подачи заявления о возбуждении уголовного дела.
2. Подача заявления. Для подачи заявления о возбуждении уголовного дела вам необходимо обратиться в ближайший орган внутренних дел (ОВД) или прокуратуру. В некоторых случаях, например, если преступление связано с особой категорией преступлений, таких как убийство или изнасилование, заявление может быть подано только в прокуратуру.
3. Заполнение заявления. Вам потребуется заполнить специальное заявление о возбуждении уголовного дела. В заявлении нужно указать все известные вам факты преступления, его дату и место, а также данные о свидетелях, если они есть.
4. Прием заявления. Заявление принимается сотрудниками ОВД или прокуратуры. Вам могут задать дополнительные вопросы о преступлении для уточнения информации. По окончанию приема заявления вам должны выдать копию заявления с отметкой о приеме.
Подача заявления на возбуждение уголовного дела: как дела обстоят?
В случае возникновения преступления граждане имеют право обратиться в компетентные органы с заявлением о преступлении. Но как происходит подача такого заявления? И куда его следует подавать?
Подача заявления о преступлении является первым шагом в процессе возбуждения уголовного дела. Граждане имеют право обратиться в полицию, прокуратуру или участковый (районный) суд с заявлением о происшедшем преступлении.
Для подачи заявления о преступлении необходимо учесть следующие моменты:
- Заявление должно быть подано в письменной форме.
- В заявлении необходимо указать свое ФИО, адрес проживания, а также детальное описание происшедшего преступления.
- В заявлении можно приложить доказательства, такие как фотографии, видеозаписи или иные материалы, свидетельства очевидцев и т. д.
Категории уголовного дела и их особенности
Выделяют три вида производства, имеющих особенности:
- в отношении лиц до 18 лет;
- применение мер принудительного и медицинского характера;
- отдельная категория граждан.
Категория | Примеры статей УПК, УК | Важные нюансы |
---|---|---|
несовершеннолетние
(лица, не достигшие 18 лет)
|
172, ч. 1 173 |
сроки проверки первичных материалов уг.дела – 3 суток+10 (исключит. случаи) проверка целесообразности привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности точное установление возраста подростка |
меры принудительного характера | ст. 99 УК –перечень мер | меры направлены: • не на привлечение лица к ответственности, а на его излечение; • на изоляцию его от общества; • обеспечение безопасности человека от себя самого |
отдельные лица
(представители 3 –х ветвей власти+чиновники местных органов) |
гл. 19, 20, 23 УПК, ст. 448 УПК | эти лица привлекаются к ответственности как обвиняемые с предоставлением гарантий по ст. 448 УПК; предварительное расследование осуществляет следователи СК РФ (ст. 151, ч. 3, п.7) |
Гордиев узел доследственной проверки
Нами ранее неоднократно отмечалось, что этот процессуальный институт несет в себе целый железнодорожный состав законодательных дефектов и практических проблем. Вот лишь некоторые из них:
1. Сроки проведения доследственной проверки носят неограниченный характер.
Так, по смыслу ч. 1 ст. 144 УПК РФ должностное лицо обязано принять решение по сообщению о любом совершенном или готовящемся преступлении в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.
Этот срок может быть продлен руководителем до 10 суток, а при необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок еще до 30 суток. К сожалению, предусмотренные ст. 144 УПК РФ сроки никак не препятствуют нередко встречающимся на практике фактам неоднократных отмен вынесенных постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел с целью искусственного продления этих сроков. В результате таких действий сроки проведения проверок могут длиться несколько месяцев. При этом лица, в отношении которых эти проверки ведутся, находясь в состоянии правовой неопределенности: государство не предъявило им никаких претензий, они еще не являются подозреваемыми и не наделены необходимыми для защиты процессуальными правами, чаще всего не имеют адвоката, но в отношении них уже осуществляется весь комплекс репрессивных процессуальных мер. Конституционный Суд в своих многочисленных решениях, связанных с рассмотрением жалоб на ст.144, 145 УПК РФ, отмечал, что уголовно-процессуальный закон не предполагает произвольную и многократную отмену по одному и тому же основанию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела с направлением материалов для дополнительной проверки, предусматривает соблюдение установленных законом сроков для совершения процессуальных действий (Определения Конституционного Суда от 20 декабря 2005 г. № 477-О, от 17 октября 2006 г. № 425-О, от 16 мая 2007 г. № 374-О-О, от 11 мая 2012 г. № 667-О, от 24 декабря 2013 г. № 1936-О). Вместе с тем нарушения сроков проверки сообщений не влекут для следователей никаких неблагоприятных процессуальных последствий, в том числе признания постановления о возбуждении уголовного дела незаконным либо исключения доказательств, а поэтому такие произвольные действия продолжаются.
2. В период доследственной проверки, когда сторона защиты еще не сформировалась, законодатель позволил следователю проводить полноценное расследование и получать любого вида доказательства виновности будущего обвиняемого.
Так, согласно ч. 1 ст.
144 УПК РФ при проверке сообщения о преступлении следователь вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий. При этом добываемые на данной стадии документы принимаются судами именно в качестве доказательств виновности лица.
Основные стадии уголовного процесса
1. Предварительное расследование
Предварительное расследование – это первая стадия уголовного процесса. На данной стадии проводятся следственные и оперативно-розыскные мероприятия, направленные на установление всех обстоятельств совершенного преступления.
В рамках предварительного расследования проводятся следующие процессуальные действия:
- прием и проверка заявлений, сообщений о преступлениях;
- проведение доследственной проверки;
- изъятие и исследование вещественных доказательств;
- ведение следственных документов и другие процессуальные действия.
2. Судебное разбирательство
Судебное разбирательство – это стадия уголовного процесса, на которой происходит рассмотрение уголовного дела в суде. На данной стадии определяется виновность обвиняемого и принимается решение о наказании.
Главные процессуальные действия, осуществляемые на судебном разбирательстве:
- проведение процессуальных документов;
- допрос свидетелей, потерпевших и обвиняемых;
- процедура дословного представления;
- процедура итоговых слов;
- вынесение судебного решения.
3. Основная апелляционная инстанция
Основная апелляционная инстанция – это стадия уголовного процесса, на которой проверяется правильность и законность судебного решения, принятого на предыдущей стадии судебного разбирательства.
Главные процессуальные действия, осуществляемые на данной стадии:
- протоколы о судебных заседаниях;
- получение и изучение материалов уголовного дела;
- подготовка апелляционных жалоб и мотивированных решений;
- проведение апелляционных заседаний;
- вынесение апелляционного решения.
4. Кассационная и надзорная инстанции
На данной стадии уголовного процесса осуществляется контроль за законностью и обоснованностью судебных решений, принятых на предыдущих стадиях.
Основные процедуры и действия:
- представление кассационной жалобы;
- рассмотрение кассационного жалобы;
- вынос кассационного определения;
- представление надзорной жалобы;
- рассмотрение надзорной жалобы;
- вынесение надзорного определения.
Уголовный процесс включает в себя множество стадий и процессуальных действий, направленных на правильное и справедливое рассмотрение уголовных дел. Каждая стадия имеет свою специфику и важность для достижения цели уголовного правосудия – наказания лиц, совершивших преступление, и защиты прав и интересов граждан.
Как происходит возбуждение уголовного дела?
Наивен тот, кто думает, что при подаче заявления в МВД его там встретят с распростертыми объятиями и будут сочувствовать. И неважно, что с вами приключилось: кража кошелька, мошенничество или оскорбление. Система построена так, что сотрудники правоохранительных органов всеми силами стараются избежать лишних уголовных дел. Для них это дополнительная работа, за которую никто не доплатит.
Это только в сериалах полицейский сочувственно выслушивает жертву кражи, подает ей бумажный платок, чтобы вытереть слезы, и тут же бежит искать виновника по горячим следам. В реальности все происходит далеко не так радужно. Процесс довольно сложен.
Так что, если вы пришли с заявлением в МВД, будьте готовы к тому, что открывать дело станут неохотно. Вас будут отговаривать. Могут убедить, что вам все равно ничего не светит.
Случай не тянет на уголовное дело. Возбуждать его просто нет причин. Могут пообещать разобраться в самые короткие сроки, принять заявление и прислать отказ. Отсюда рождается недоверие к сотрудникам данного ведомства, а также отсутствие веры граждан в то, что можно добиться справедливости.
Возбуждение уголовного дела: пособие для «чайников»
Любому расследованию – будь то дело о хищении миллиарда долларов или о простой карманной краже – предшествует этап, называемый стадией возбуждения уголовного дела. На первый взгляд, здесь нет ничего сложного: чтобы возбудили уголовное дело, достаточно сообщить «куда следует», а уж «компетентные органы» сами разберутся.
Голубев В.В.
Но глубоко заблуждается тот, кто так считает – действительность далека от идеала. Причем реального представления о ней не получишь, сколько бы ни прочитал детективов или даже специальной литературы.
Визит к Минотавру
Не знаю, как вам, уважаемые читатели, а автору с большим трудом удается представить себе человека, радостно спешащего на прием к прокурору или на допрос к следователю. Да и профессиональные сутяжники – это явление, пока не характерное для нашей страны.
Остальные всеми правдами и неправдами стараются по возможности избегать общения с отечественной правоохранительной системой. Но, с одной стороны, это иногда просто невозможно, о чем прекрасно знают предприниматели, которых постоянно посещают незваные гости из ОБЭП и ему подобных подразделений.
А при осуществлении, например, охранно-детективной деятельности или внешнеторговых сделок постоянный контакт с правоохранительными органами подразумевается изначально.
С другой стороны, сплошь и рядом возникают ситуации, когда человеку самому приходится обращаться в правоохранительные органы за помощью и защитой.
Но гражданин, выстрадавший заявление и принесший его в ближайшее отделение милиции, не застрахован от неожиданностей.
Прежде всего будет удивлен тот, кто наивно полагает, что в милиции его с распростертыми объятиями встретят идеальные сотрудники образца советского телесериала «Следствие ведут знатоки».
Не в меньшей мере заблуждаются и те, кто надеется увидеть там «Робокопа» или, например, слегка нетрезвых суперменов из бесконечных сериалов про «Ментов».
Нет, уважаемые, в «дежурке» вы увидите обычных людей, для которых вы сами, как и принесенное вами заявление, – это дополнительная работа, от выполнения или невыполнения которой размер зарплаты не зависит.
А потому бурной радости приход очередного заявителя обычно не вызывает.
Дальнейшие же события развиваются по сценарию, зависящему от порядочности и исполнительности сотрудника, к которому вы обращаетесь, а также от организации работы в данном конкретном подразделении.
«Это неправильно, – возможно, подумает читатель, которого Бог миловал от общения с нашими правоохранителями. – Не должно быть так, чтобы в каждом отделении к гражданам относились одинаково неприветливо. Ведь правоохранительные органы не частная лавочка, а существующая на средства налогоплательщиков государственная структура».
И хотя такое мнение вполне обоснованно, проблема приема обращений от граждан сотрудниками правоохранительных органов все же имеет место.
Причем ситуация настолько серьезна, что, несмотря на регулярно проводимые проверки и наказания нарушителей, факты «отфутболивания» заявителей или непринятия должных мер по обращениям граждан и организаций остаются обычным и широко распространенным явлением.
Общение с людьми, обращения которых в компетентные органы были проигнорированы адресатом, показывает, что многие из них убеждены в несовершенстве закона, регламентирующего процедуру разбирательства по обращениям граждан.
Но они заблуждаются – процедура прохождения обращения гражданина в любой правоохранительный орган и принятия по нему решения регламентированы законом довольно четко (имеется в виду заявление о преступлении и ином правонарушении).
Однако так уж повелось, что для любого чиновника, к числу которых относятся и сотрудники правоохранительных органов, на первом месте не закон, а инструкция, приказ.
Понимая эту российскую (и не только) специфику, руководители ряда правоохранительных органов в последнее время провели важную работу – издали соответствующие инструкции, регламентирующие каждый шаг чиновника, к которому с соответствующим заявлением обратился гражданин.
Ниже мы проанализируем некоторые из положений упомянутых инструкций и, поскольку читателям на практике может понадобиться более подробная информация, перечислим документы такого рода. Это:
- приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, МЧС РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ, Минэкономразвития РФ и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 29.12.2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений»;
Поводы для возбуждения уголовного дела
Для того чтобы вполне обоснованно принять решение о начале производства по конкретному уголовному делу, требуется наличие правомерного повода и достаточного основания.
Под поводом к возбуждению уголовного дела понимается регламентированный уголовно-процессуальным законодательством источник, из которого уполномоченные органы и должностные лица получают сведения о преступном деянии, что обязывает их разрешить вопрос, связанный с возбуждением дела.
Все уголовные дела практически делятся на две категории – это дела, которые возбуждаются по факту совершенного преступления (напр., обнаружен труп или проникновение в квартиру, хищение и т. д), то есть имеются фактические возбуждение уголовного дела в отношении какого-либо лица, подозреваемого в совершении преступления, в другом случае – возбуждается уголовное дело по факту, то есть по наличию признаков состава преступления.
Вместе с тем следует отметить, что проверка заявлений о сообщениях и преступлениях не выступает в качестве обязательного элемента деятельности процессуального характера на стадии возбуждения уголовного дела. Ее необходимо проводить лишь в исключительных случаях, когда в самом сообщении (заявлении) не усматриваются достаточные сведения, прямо указывающие на признаки совершенного преступления. Если же подобные признаки налицо, то уполномоченные органы и должностные лица согласно законодательству должны возбудить уголовное дело незамедлительно.
Но если у следователя существуют хоть малейшие сомнения по поводу того криминальный труп или нет, следователь проводит следственное действие в виде детального осмотр места происшествия включая труп, фиксации всех предметов, а также местности, окружности и т. д. Все это фиксируется в протокол, то есть закрепляются доказательства. Все предметы, которые имеют на себе какие-либо следы преступления изымаются, упаковываются, в протоколе делается соответствующая отметка.
Согласно ч.1ст.140 УПК РФ поводами для возбуждения уголовного дела принято считать:
Порядок возбуждения дела
Производство по делу в рамках УК РФ начинается с приема заявления, содержащего информацию о совершении преступного действия или его подготовке и заканчивается принятием процессуального решения о возбуждении дела, либо отказе в нем. Постановление об инициации производства выносится только при наличии достаточных оснований и отсутствии обстоятельств, делающих эту процедуру невозможной вследствие объективных причин.
Следующим шагом является отправка вынесенного постановления прокурору, который обязан дать либо согласие на начало производства, либо распорядиться о возврате документов с целью проведения дополнительной проверки. К постановлению, отправляемому прокурору, следователь (дознаватель) обязан прикрепить все материалы, полученные в результате проведения доследственной проверки, произведенной по факту получения заявления о совершении (подготовке) общественно опасного деяния.
Информирование заявителя и подозреваемого о принятом решении является обязательным, иначе это может послужить поводом для подачи жалобы в суд на нарушение процессуального порядка.
Для вынесения постановления об отказе должны присутствовать определенные обстоятельства, перечисленные выше. В документе указываются все обстоятельства, повлиявшие на подобное решение (факты, выясненные в ходе доследственной проверки, мотивы, послужившие основанием для отказа, а также ссылки соответствующие статьи законодательных норм).
Если отказ является результатом проверки, произведенной вследствие получения заявления, содержащего сведения не соответствующие действительности, то решается вопрос о возбуждении дела за заведомо ложный донос в отношении заявителя. Копия вынесенного постановления должна в течение 24 часов быть направлена прокурору и лицу, обратившемуся с заявлением. Кроме этого последнему разъясняется порядок обжалования полученного решения.
Законодательство отводит на принятие процессуального решения трехдневный срок, начинается он с момента получения заявления (сообщения).
Но при наличии определенных обстоятельств, связанных с проведением необходимых ревизий, проверок документов и пр. этот срок может быть продлен руководителем структурного подразделения.
Статья 146 УПК РФ. Возбуждение уголовного дела публичного обвинения (действующая редакция)
1. При наличии повода и основания, предусмотренных статьей 140 настоящего Кодекса, орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление.
2. В постановлении о возбуждении уголовного дела указываются:
1) дата, время и место его вынесения;
2) кем оно вынесено;
3) повод и основание для возбуждения уголовного дела;
4) пункт, часть, статья Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которых возбуждается уголовное дело.
3. Если уголовное дело направляется прокурору для определения подследственности, то об этом в постановлении о возбуждении уголовного дела делается соответствующая отметка.
4. Копия постановления руководителя следственного органа, следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. При возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геолого-разведочных партий или зимовок, начальниками российских антарктических станций или сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании. В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела передается прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности. В случае, если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело.
О принятом решении руководитель следственного органа, следователь, дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.
5. Уголовные дела в отношении лиц, указанных в статье 447 настоящего Кодекса, возбуждаются в порядке, установленном статьей 448 настоящего Кодекса.