Бюджетные организации платят налог на прибыль
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Бюджетные организации платят налог на прибыль». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Государственные муниципальные бюджетные учреждения не освобождены от уплаты налогов, которые устанавливаются федеральным законодательством. В данном тексте рассмотрим основные федеральные налоги, которые применимы к таким учреждениям.
Казенные учреждения начисляют и уплачивают НДС по коду вида расходов (КВР) 852 «Уплата прочих налогов, сборов» и подстатье 291 «Налоги, пошлины и сборы» КОСГУ (п. 51.8.5.2 Порядка № 132н, п. 10.9.1 Порядка № 209н).
К сведению: упомянуты документы Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утвержденный Приказом Минфина РФ от 08.06.2018 № 132н, и Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденный Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н.
Бюджетные (автономные) учреждения уплачивают НДС по аналитическому коду вида доходов (АКВД) 180 «Прочие доходы» и подстатье 189 «Иные доходы» КОСГУ (п. 12.1.7 Порядка № 132н, п. 9 Порядка № 209н). При этом операции по начислению НДС такие учреждения относят на доходные подстатьи КОСГУ, по которым отражены соответствующие доходы текущего финансового периода с учетом НДС (п. 9 Порядка № 209н). Аналогичное правило, по нашему мнению, следует применять и в части АКВД. К примеру, с доходов от операционной аренды НДС начисляется по АКВД 120 и подстатье 121 КОСГУ, с доходов от оказания платных услуг – по АКВД 130 и подстатье 131 КОСГУ.
В случае если государственные (муниципальные) учреждения – арендаторы исчисляют НДС как налоговые агенты, расходы по уплате НДС следует отражать по КВР 852 в увязке с подстатьей 224 «Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)» или подстатьей 229 «Арендная плата за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами»КОСГУ (п. 10.2.4, 10.2.9 Порядка № 209н).
Что такое налог на прибыль?
Налог на прибыль является одной из главных статей доходов бюджета. Его взимание позволяет государству финансировать различные социальные программы и предоставлять услуги обществу, такие как образование, здравоохранение, армия и другие.
Основные особенности налога на прибыль:
- Ставка налога на прибыль может быть установлена фиксированной или зависеть от различных факторов, таких как размер прибыли, отрасль деятельности, регион и другие;
- Организации имеют право на учет налоговых льгот и вычетов, что позволяет снизить сумму налога на прибыль;
- Налог на прибыль уплачивается ежегодно, после завершения финансового года.
Бюджетные организации, как правило, освобождены от уплаты налога на прибыль, поскольку их деятельность направлена на обеспечение государственных и муниципальных нужд.
В целом, налог на прибыль является важным инструментом государственного регулирования экономики и способствует развитию страны через финансирование основных государственных программ и проектов.
Какие организации являются бюджетными?
Такие организации создаются для выполнения государственных или муниципальных задач и могут быть разных типов:
- Государственные учреждения – это организации, созданные для предоставления государственных услуг населению. Примерами государственных учреждений являются школы, больницы, библиотеки и полицейские участки.
- Муниципальные учреждения – это организации, созданные для предоставления услуг населению на муниципальном уровне. Это могут быть, например, муниципальные детские сады, поликлиники или культурные центры.
- Государственные компании – это коммерческие организации, основным акционером которых является государство. Примером такой организации может служить государственный банк или почтовая компания.
- Государственные предприятия – это организации, основной деятельностью которых является производство товаров или предоставление услуг на основе государственной собственности. Примером такой организации может являться государственная энергетическая компания или государственный завод.
Бюджетные организации получают финансирование из государственного или муниципального бюджета и не являются налогоплательщиками налога на прибыль.
Налог на прибыль с 1 января 2023 года — основные изменения / «Правовест Аудит»
Рассмотрим самые важные поправки по налогу на прибыль с 2023 года. Хотя не исключено, что под «бой курантов» законодатели могут «порадовать» налогоплательщиков, внеся в НК РФ и другие изменения.
С 1 января 2023 в связи с введением единого налогового счета и единого налогового платежа (Федеральный закон от 14.07.2022 N 263-ФЗ) для плательщиков налога на прибыль и налоговых агентов изменены сроки представления в налоговый орган налоговых деклараций и налоговых расчетов.
Напомним, что до 1 января 2023 года налоговую отчетность по итогам отчетного периода нужно было представлять не позднее 28 календарных дней со дня окончания отчетного периода, а годовую отчетность — не позднее 28 марта.
Начиная с 2023 года, налогоплательщики (налоговые агенты) обязаны представлять налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода, а по итогам года — не позднее 25 марта (п. 3, п. 4 ст.
289 НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ).
Исходя из новых правил — дата подачи декларации по прибыли и налоговых расчетов за 2022 год — 27 марта 2023 года (25 и 26 марта 2023 — выходные дни) (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ, п. 7 ст. 6.1 НК РФ).
Декларацию по прибыли за 1 квартал 2023 налогоплательщик, отчитывающийся ежеквартально, обязан представить не позднее 25 апреля 2023. Налогоплательщикам, исчисляющим суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, декларацию за январь 2023 следует представить не позднее 27 февраля 2023 (с 23 по 26 февраля 2023 — выходные дни).
По итогам 2022 года (т.е. в 2023 году) налогоплательщикам необходимо будет представить декларацию по обновленной форме. Форма, ее электронный формат, а также порядок ее заполнения скорректированы Приказом ФНС России от 17.08.2022 N СД-7-3/753@.
В частности, коды доходов, не учитываемых при налогообложении, дополнены кодами для доходов в виде сумм прекращенных обязательств (подпункты 21.5 и 21.6 п. 1 ст. 251 НК РФ, введенные Законом N 323-ФЗ).
Сроки уплаты налога на прибыль — не позднее 28-го числа — для налогоплательщиков сохраняются. Изменения коснулись только налоговых агентов (п. 1 ст. 287 НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ).
С 1 января 2023 года налог, удержанный с доходов иностранной организации, налоговый агент обязан перечислить в бюджет не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организацией (п. 2 ст. 287 НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ).
Так, если доход иностранной организации выплачен в феврале 2023, налог необходимо перечислить до 28 марта 2023.
Те же сроки перечисления налога, удержанного при выплате дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам — не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты (п. 4 ст. 287 НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ).
До 1 января 2023 года налоговый агент был обязан перечислить удержанный налог не позднее дня, следующего за днем выплаты.
Продлено до 2030 года распределение «стандартной» ставки налога на прибыль «20%» (п. 1 ст. 284 НК РФ в ред. Федерального закона от 21.11.2022 № 443-ФЗ):
На 2023-2025 годы установлена повышенная ставка по налогу на прибыль 34% для организаций, которые осуществляют деятельность по производству сжиженного природного газа и до 31 декабря 2022 года включительно осуществили экспорт хотя бы одной партии сжиженного природного газа на основании лицензии на осуществление исключительного права на экспорт газа.
При этом сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17 %, зачисляется в федеральный бюджет, а сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17 % или иной ставке, установленной законом субъекта Российской Федерации для указанной категории налогоплательщиков в соответствии с пунктом 1.8-2 ст.284 НК РФ, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации (новый п.1.17. ст.284 НК РФ, введен Законом № 443-ФЗ).
С 1 января 2023 года изменяется дата признания в расходах отрицательной курсовой разницы, возникающей при уценке (дооценке) требований (обязательств) выраженных в иностранной валюте.
Возникшая в 2023 и 2024 году отрицательная курсовая разница признается в составе внереализационных расходов на дату прекращения (исполнения) требований, обязательств, выраженных в иностранной валюте, в том числе по требованиям по договору банковского вклада (депозита), стоимость которых выражена в иностранной валюте (за исключением авансов) (п. 6, п. 6.1 п. 7 ст. 272 НК РФ в редакции Федерального закона от 26.03.2022 г. N 67-ФЗ).
С 2022 года по 2024 год аналогичный порядок признания в составе внереализационных доходов был установлен для положительных курсовых разниц (пп. 7 пп. 7.1 п. 4 ст. 271 НК РФ).
Согласованную с Минфином РФ позицию по вопросу даты признания положительных и отрицательных курсовых разниц, возникающих в 2022-2024 годах ФНС довела до налоговых инспекций (письмо от 07.10.2022 № СД-4-3/13426@).
В письме подчеркнуто, что изменения касаются только даты признания доходов и расходов в виде курсовых разниц, порядок их определения (п. 8 ст. 271 НК РФ и п.10 ст. 272 НК РФ) остался без изменения.
То есть, налогоплательщик обязан на конец каждого месяца определять курсовые разницы путем сравнения рублевого эквивалента каждого непрекращенного (неисполненного) требования (обязательства), стоимость которого выражена в иностранной валюте, на последнее число текущего месяца с рублевым эквивалентом этого требования (обязательства) по состоянию на последнее число предыдущего месяца или по состоянию на дату возникновения соответствующего требования (обязательства), в зависимости от того, что произошло позднее.
В 2022 году отрицательные курсовые разницы признавались в расходах как на последнее число отчетного месяца, так и на дату прекращения (исполнения) требований обязательств.
Возникающие в 2023-2024 годах отрицательные курсовые разницы определяются (рассчитываются) как на последнее число текущего месяца, так и на дату прекращения требований (обязательства), а признаются в расходах только на дату прекращения (исполнения) требований (обязательств).
В общем случае, первоначальная стоимость основных средств (ОС) или нематериальных активов (НМА) состоит из суммы расходов на его приобретение (т.е. из фактически понесенных затрат).
С 1 января 2023 года при формировании первоначальной стоимости основных средств, включенных в единый реестр российской радиоэлектронной продукции (Реестр РЭП), относящейся к сфере искусственного интеллекта, а также нематериальных активов в виде исключительных прав на программы ЭВМ и базы данных, включенных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (Российский реестр ПО), относящихся к сфере искусственного интеллекта, налогоплательщики имеют право учитывать фактически понесенные расходы на приобретение таких ОС и НМА с коэффициентом 1, 5 (п. 1 ст. 257 НК РФ, п. 3 ст. 257 НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 323-ФЗ).
Например, если организация приобретает ОС, включенное в Реестр РЭП и относящееся к сфере искусственного интеллекта за 1 млн руб., то первоначальную стоимость этого объекта ОС в налоговом учете она имеет право сформировать в размере 1, 5 млн руб. (1,0×1,5). Соответственно применение повышающего коэффициента позволяет уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль («сэкономить» на налоге).
Новым пунктом 4 ст.
257 НК РФ закреплено правило, что повышающий коэффициент для первоначальной стоимости ОС и НМА применяется только в том случае, если в Реестрах (Реестре РЭП, Российском реестре ПО) будет указан специальный признак, указывающий что такие ОС, программы ЭВМ, базы данных относятся к сфере искусственного интеллекта и НМА (ст. 257 НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 323-ФЗ).
До 1 января 2023 пп. 26 п. 1. ст.
264 НК РФ предусматривал включение в состав прочих расходов, затрат, связанных с приобретением прав на использование программ для ЭВМ и баз данных с правообладателями по лицензионным и сублицензионным соглашениям, а также расходов на приобретение исключительных прав на программы ЭВМ стоимостью менее лимита, определенного п. 1 ст. 256 НК РФ (сейчас это 100 000 руб.).
С 1 января 2023 года действует правило: если по лицензионным и сублицензионным договорам приобретены права на программы ЭВМ и базы данных, которые включены в Российский реестр ПО, относящиеся к сфере искусственного интеллекта, то фактические затраты, понесенные налогоплательщиком на приобретение таких программ, могут учитываться в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль с применением коэффициента 1,5 (пп.26 п. 1 ст. 264 НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 323-ФЗ).
В указанном подпункте отсутствует упоминание о необходимости «специального признака» в реестре, указывающего на отнесение программы ЭВМ или базы данных к сфере искусственного интеллекта. Но полагаем, что и в этой ситуации следует учитывать нормы п. 4 ст. 257 НК РФ, т.е. определить принадлежность ПО к области искусственного интеллекта, изучив Российский реестр ПО.
С 1 января 2023 года для налогоплательщиков введена возможность установления повышающего коэффициента к основной норме амортизации, но не выше 3 в отношении амортизируемых основных средств, включенных на дату их ввода в эксплуатацию в единый реестр российской радиоэлектронной продукции (пп. 5 п. 2 ст. 259.3 НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 321-ФЗ).
Для применения данной нормы будут необходимы переходные ключи между кодами ОКВЭД, которые содержатся в Реестре РЭП и кодами Общероссийского классификатора основных фондов, которые должны быть утверждены Минэкономразвития (абзац 2 пп.5 п.2 ст. 259.3 НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 321-ФЗ, п.1 Положения о Минэкономразвития РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008).
Повышающий коэффициент к основной норме амортизации с 1 января 2023 года также допускается устанавливать для НМА в виде исключительных прав на программы ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных (Российский реестр ПО).
При этом повышающий коэффициент нельзя применять к НМА в виде программ ЭВМ и баз данных, включенных в Российский реестр ПО, если срок полезного использования по таким НМА определен в порядке, предусмотренном абзацем 2 п. 2 ст. 258 НК РФ (пп. 6 п. 2 ст. 259.
3 НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 321-ФЗ). Напомним, что в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 258 НК РФ, налогоплательщику предоставлено право самостоятельно определить срок полезного использования программ ЭВМ и баз данных, который не может быть менее двух лет.
Так что налогоплательщику нужно сделать выбор:
- или установить сокращенный СПИ (но не менее 2-х лет);
- или применить повышающий коэффициент к основной норме амортизации НМА, рассчитанной из СПИ, обусловленного договорами и иными документами (или исходя из 10 лет, если СПИ не представляется возможным определить исходя из документов).
Инвестиционный налоговый вычет уменьшает не налоговую базу, а сумму налога на прибыль (авансового платежа по налогу на прибыль) и применяется налогоплательщиками, уплачивающими налог на прибыль по основной ставке (п. 1 ст.
284 НК РФ) в том случае, если такое право дано законом субъекта РФ, где находится сам налогоплательщик или его обособленное подразделение (п. 1 ст. 286.1 НК РФ).
Полный перечень расходов, по которым может быть предоставлен инвестиционный налоговый вычет приведен в п. 2 ст. 286 НК РФ.
С 1 января 2023 года к перечню расходов, по которым может быть заявлен инвестиционный налоговый вычет добавлены расходы (не более 100%):
- на оплату работ (услуг) по установке, тестированию, адаптации, модификации программ ЭВМ и баз данных, включенных в единый реестр российского ПО (при условии, что эти затраты не учитываются при формировании первоначальной стоимости НМА);
- на объекты основных средств, включенных в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, при условии, что эти затраты не учитываются при формировании первоначальной стоимости основных средств;
- на обучение работников, обслуживающих указанные программы для ЭВМ и базы данных и (или) объекты основных средств (пп. 7 п. 2 ст. 286.1 НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 323-ФЗ).
- расходы в виде стоимости имущества (включая денежные средства), безвозмездно переданного образовательным организациям, реализующим основные образовательные программы, имеющие государственную аккредитацию (пп. 9 п. 2 ст. 286.1 НК РФ в редакции Федерального закона от 04.11.2022 N 430-ФЗ).
Обеспечительный платеж установлен ст. 381.1 ГК РФ.
По соглашению сторон обязанность возместить убытки или уплатить неустойку в случае нарушения договора могут быть обеспечены внесением одной из сторон в пользу другой стороны определенной денежной суммы (обеспечительный платеж).
Обеспечительным платежом может быть обеспечено обязательство, которое возникнет в будущем. При наступлении обстоятельств, предусмотренных договором, сумма обеспечительного платежа засчитывается в счет исполнения соответствующего обязательства.
Бухгалтерские проводки при учете
Начисление налога на прибыль и уплата его в бюджет бюджетными учреждениями отражается проводками, указанными в таблице.
Операция | ДЕБЕТ | КРЕДИТ |
Начислен налог на прибыль организации: | ||
● с доходов от продажи нефинансовых активов | 2.401.10.172 | 2.303.03.730 |
● с доходов от аренды | 2.401.10.120 | |
● с доходов от платных работ/услуг | 2.401.10.130 | |
● с других доходов (к примеру, с безвозмездных поступлений) | 2.401.10.180 | |
Уплачен налог на прибыль в бюджет | 2.303.03.830 | 2.201.11.610 |
Уменьшение забалансового счета 17 (по коду КОСГУ 130 или 180 — в зависимости от учетной политики предприятия) |
VI. Распоряжение положительным сальдо единого налогового счета
Положительное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, больше денежного выражения совокупной обязанности.
Налогоплательщик может претендовать на зачет или возврат суммы положительного сальдо в порядке, установленном ст. 78 и 79 НК РФ, которые также изложены в новой редакции. Как для зачета, так и для возврата необходимо заявление налогоплательщика.
Зачет возможен, в частности:
- в счет исполнения обязанности другого лица по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов;
- в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса).
- о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), поданные до 31 декабря 2022 года (включительно) налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, если в отношении таких заявлений до 31 декабря 2022 года (включительно) налоговым органом не принято решение о возврате денежных средств;
- о зачете суммы излишне уплаченного (подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), поданные до 31 декабря 2022 года (включительно) налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, если в отношении таких заявлений налоговым органом до 31 декабря 2022 года (включительно) не принято решение о зачете.
При этом после 1 января 2023 года налоговые органы не рассматривают заявления (п. 8 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ):
Налог на прибыль − это федеральный налог, выполняющий фискальную и регулирующую функции. Налог прямой, то есть государство напрямую воздействует на налогоплательщика и его экономический потенциал, ограничивает или наоборот стимулирует ту или иную деятельность через предоставление льгот или их отмену. Налог на прибыль регламентируется положениями главы 25 НК РФ.
Налогоплательщиками налога являются организации, в том числе бюджетные учреждения. Объектом налогообложения является полученная прибыль.
Прибылью российских организаций является разница между полученными доходами и понесенными для получения прибыли расходами, а налоговая база по налогу представляет собой денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению.
Бюджетные учреждения определяют налоговую базу в порядке, предусмотренном НК РФ для всех российских организаций.
В соответствии со ст. 321.1 НК РФ «Налогоплательщики – бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, …, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников». Под иными источниками понимаются доходы бюджетных учреждений, получаемые при осуществлении ими коммерческой деятельности.
Средства целевого финансирования, выделяемые из бюджетов на со-держание бюджетных учреждений, не включаются в налоговую базу и не облагаются налогом.
Доходы организации включают в себя доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы, и доходы, которые не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организации. Расходы организации включают в себя расходы, уменьшающие налоговую базу, и расходы, не уменьшающие налоговую базу.
Налоги, уплачиваемые бюджетными организациями
Бюджетные организации являются плательщиками всех видов налогов в зависимости от видов деятельности. Это налог на прибыль организации, налог на добавленную стоимость, налог на имущество организации, земельный налог, водный налог, единый социальный налог, транспортный налог, государственная пошлина.
В качестве налогового агента бюджетные организации исчисляют и уплачивают НДФЛ с доходов, выплачиваемых работникам.
Рассмотрим данные налоги подробнее.
Налог на прибыль.
Порядок исчисления налога на прибыль регулируется 25 главой НК РФ.
Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается полученная ими прибыль (ст. 247 НК РФ).
Согласно ст. 50 ГК РФ бюджетные организации могут заниматься предпринимательской деятельностью, если это служит достижению целей, ради которых они созданы. Таким образом, бюджетные организации, получающие прибыль, являются плательщиками налога на нее.
Какие бюджетные учреждения не уплачивают налог на прибыль
Объект обложения налогом на прибыль появляется в бюджетном предприятии лишь тогда, когда оно осуществляет коммерческую деятельность. Соответственно, если бюджетная организация занимается исключительно выполнением заданий государственных и муниципальных ведомств за счет средств субсидирования и соответствующих бюджетов, результаты ее работы не подлежат обложению налогом на прибыль организаций.
К доходам не относятся следующие категории денежных поступлений (соответственно, не облагаются налогом на прибыль):
- доходы в виде имущества, оплаченного заранее (не учитывается у тех, кто пользуется методом начисления),
- доходы в виде имущества, предоставляемого в качестве залога по исполнению каких-либо обязательств,
- бесплатная помощь, признаваемая безвозмездной при оказании ее иностранными государствами,
- доходы в виде имущества от государственных или муниципальных предприятий,
- выданные гранты,
- целевые поступления (денежные средства из бюджетов любого уровня и от физических лиц для осуществления основной деятельность бюджетного учреждения),
- пожертвования в любой форме,
- прочие поступления, перечисленные в ст. 251 Налогового кодекса.
К неучитываемым при обложении налогом на прибыль расходам относятся:
- дивиденды, начисленные после уплаты налогов (включая налог на прибыль),
- взносы в уставный капитал других организаций,
- наложенные на учреждение штрафы и пени за нарушение налоговых обязательств,
- добровольно совершенные членские взносы в общественные организации,
- дарение имущества физическим и юридическим лицам,
- деньги, отданные в профсоюзы,
- прочие затраты, перечисленные в ст. 270 Налогового кодекса.
Отчетность бюджетный учреждений по налогу на прибыль
Бюджетные учреждения обязаны отчитываться по налогу на прибыль перед ФНС и сдавать отчетность наравне с коммерческими предприятиями. Чтобы в полной мере располагать информацией о расчете налога на прибыль, бюджетные учреждения должны вести налоговый учет — систему обобщения сведений для исчисления налогооблагаемой базы по налогам на основе первичной документации, рассортированной в утвержденном порядке.
Информация налогового учета должна подтверждаться первичной документацией (копиями первичных документов, используемых в бухучете), справкой из бухгалтерии, аналитическими регистрами, вычислениями налогооблагаемой базы. Налоговые декларации направляются в местные органы ФНС (по месту расположения каждого бюджетного предприятия) в общем порядке, определенном в НК РФ, вне зависимости от:
- наличия налогового обязательства (уплаты налога или авансового платежа),
- особенностей исчисления суммы к уплате,
- уплаты налога.
Бюджетные учреждения, которые не должны уплачивать налог на прибыль, направляют налоговую декларацию по окончании налогового периода (календарного года) в следующем составе:
- титульного листа (лист 01),
- листа 02,
- приложения на случай, если имелись доходы и затраты, виды которых приведены в Приложении №4 к Порядку заполнения декларации по налогу,
- листа 07 (если были получены деньги целевого финансирования, целевые поступления и прочие средства, перечисленные в п. п. 1, 2 ст. 251 НК РФ).
Ответы на распространенные вопросы
Вопрос №1. Как в целях налогообложения доказать налоговым органам, какие денежные средства имели целевую направленность в деятельности бюджетного учреждения, а какие были направлены на ведение предпринимательской деятельности?
Именно для того, чтобы не возникало споров с контролирующими органами касательно данного вопроса, налоговые органы обязывают бюджетные учреждения вести раздельный учет доходов и расходов по бюджетной и коммерческой деятельности.
Вопрос №2. Какие расходы можно учесть для уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль?
Налоговую базу можно уменьшить только на расходы, которые:
- обоснованы и экономически оправданы,
- подтверждены документально (бумаги оформляются в соответствии с законодательными нормами РФ),
- возникли в рамках коммерческой деятельности.
Существуют такие затраты, которые невозможно однозначно отнести к ведению предпринимательской деятельности, из таковых учитываться при уплате налога могут только расходы на коммунальные услуги, транспортное обеспечение административно-управленческого аппарата, услуги связи. Затраты должны быть учтена пропорционально доле средств, полученных от коммерческой деятельности в общем объеме средств.
КБК для уплаты налога на прибыль
НАЛОГ | КБК |
---|---|
Налог на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет | 182 1 01 01011 01 1000 110 |
Налог на прибыль, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ | 182 1 01 01012 02 1000 110 |
Налог на прибыль при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Закона от 30.12.1995 г. № 225-ФЗ (фактически до 21.10.2011 г.) | 182 1 01 01020 01 1000 110 |
Налог на прибыль с доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в РФ через постоянное представительство | 182 1 01 01030 01 1000 110 |
Налог на прибыль с доходов в виде прибыли контролируемых иностранных компаний | 182 1 01 01080 01 1000 110 |
Налог на прибыль с доходов российских организаций в виде дивидендов от российских организаций | 182 1 01 01040 01 1000 110 |
Налог на прибыль с доходов иностранных организаций в виде дивидендов от российских организаций | 182 1 01 01050 01 1000 110 |
Налог на прибыль с доходов российских организаций в виде дивидендов от иностранных организаций | 182 1 01 01060 01 1000 110 |
Налог на прибыль с доходов в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам | 182 1 01 01070 01 1000 110 |
Расходы и доходы организации
Доход — это поступления от основных видов финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Доходом признается выручка предприятия от сторонних ресурсов. Такими источниками станут средства, полученные от арендованного имущества, предоставленных займов и пр.
При расчете платежа принимаются чистые доходы — без отчислений на добавленную стоимость, акцизных сумм и пр. Для подтверждения необходимо приложить сопроводительную документацию — платежные поручения, счета, учетные данные из книги доходов и расходов.
Расходы — это издержки, направленные на удовлетворение производственных, общехозяйственных и основных нужд организации (заработная плата, материалы, оборудование и пр.). Расходы бывают и косвенными — к примеру, траты, направленные на погашение процентов по кредитам. Все издержки надо экономически подтвердить и обосновать документально.
Налоги, которые платят бюджетные учреждения
Бюджетные учреждения являются частью государственной системы и выполняют социальные функции, предоставляя населению различные государственные услуги. Во исполнение своих обязанностей бюджетные учреждения подвергаются определенному финансовому регулированию и обязаны выплачивать налоги.
Налоги, которые платят бюджетные учреждения, могут включать следующие платежи:
- Налог на прибыль – бюджетные учреждения, осуществляющие коммерческую деятельность, обязаны уплачивать налог на прибыль. Размер данного налога определяется в соответствии с установленными законодательством нормами.
- НДС – бюджетные учреждения, осуществляющие торговую деятельность, подлежат уплате налога на добавленную стоимость (НДС) согласно законодательству о налогах на товары и услуги.
- Налог на имущество – бюджетные учреждения, владеющие недвижимостью, машинами, оборудованием и другими активами, обязаны уплачивать налог на имущество.
Важно отметить, что бюджетные учреждения могут быть освобождены от определенных налоговых обязательств в соответствии с законодательством. Например, бюджетные учреждения могут быть освобождены от уплаты НДС при приобретении определенных товаров и услуг или осуществлении определенных видов деятельности.
Кроме перечисленных выше налогов, бюджетные учреждения также выплачивают обязательные социальные платежи, включая пенсионные взносы и страховые взносы.
В целом, налоговые обязательства бюджетных учреждений регулируются законодательством и зависят от конкретного статуса и деятельности учреждения. Правила и размеры налоговых платежей для бюджетных учреждений могут изменяться в соответствии с финансовой и экономической политикой государства.
Налог на прибыль является одним из основных налогов, которые платят бюджетные организации. Его особенностью является то, что он взимается только с прибыли, полученной за отчетный период.
Основные характеристики налога на прибыль:
- Ставка налога устанавливается законодательством и может различаться в зависимости от ряда факторов, таких как размер дохода и отрасль деятельности.
- Налоговая база включает в себя прибыль, полученную без учета налоговых вычетов и льгот, а также прибыль, полученную от внешнеэкономической деятельности.
- Отчетный период для налога на прибыль составляет один календарный год.
Основные обязанности бюджетных организаций по налогу на прибыль:
- Определение налоговой базы на основе финансовой отчетности и учетных данный организации.
- Расчет суммы налога в соответствии с установленной ставкой.
- Составление и подача налоговой декларации в установленный срок.
- Своевременная уплата налога в бюджет.
- Соблюдение правил и требований, установленных законодательством в области налогообложения.
Налог на прибыль направляется в бюджет и используется для финансирования государственных нужд и регулирования экономики.