Максимизация производства духовных благ. Духовные блага нематериальные блага и их защита
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Максимизация производства духовных благ. Духовные блага нематериальные блага и их защита». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ещё древнегреческие философы начали задумываться над тем, что такое благо для человека. Оно всегда воспринималось как нечто положительное для индивида, несущее ему удовольствие и комфорт. Но вот о том, что это может быть, единого мнения долго не существовало. Для Сократа им была способность к размышлениям, разум человека. Индивид может рассуждать и составлять правильные мнения – это есть его главная цель, ценность, предназначение.
Экономическая теория о благах
Наука об экономике не могла обойти вниманием такой вопрос блага. Так как материальные потребности человека удовлетворяются при помощи предметов, производимых на базе ресурсов, то и возникает теория об экономических благах. Под ними понимаются предметы и их свойства, способные соответствовать требованиям и желаниям человека. Особенность процесса удовлетворения материальных потребностей такова, что нужды людей всегда превышают производственные возможности. Поэтому благ всегда меньше, чем потребностей в них. Таким образом, экономические ресурсы всегда обладают особым свойством – редкостью. Их всегда на рынке меньше, чем необходимо. Это и создаёт повышенный спрос на экономические блага и позволяет устанавливать на них цену.
Для их производства всегда необходимы ресурсы, а они, в свою очередь, ограничены. Кроме того, материальные блага имеет ещё одно свойство – полезность. Они всегда связаны с выгодой. Существует понятие предельной полезности, т. е. возможность блага наиболее полно удовлетворить потребность. При этом по мере потребления наблюдается убывание предельной потребности. Так, голодный человек удовлетворяет нужду в еде первыми 100 граммами пищи, но он продолжает есть, при этом польза снижается. Позитивные характеристики различных благ могут быть сходными. Человек выбирает необходимое из них, ориентируясь не только на этот показатель, но и на другие факторы: цену, психологическое и эстетическое удовлетворение и т. п.
Нематериальные блага и неимущественные права по своему характеру и происхождению неразрывно связаны с человеком и охватывают его духовные сферы и интересы. Важный признак данных категорий состоит в том, что они нацелены на определение и развитие индивидуальности и личности гражданина. Современная правовая наука различает такие понятия, как нематериальные блага и неимущественные права. Первые не имеют экономического фактора и их нельзя отделить от личности. Вторые позволяют развивать отношения, нацеленные на то, чтобы получать, пользоваться и защищать указанные блага.
Разнообразные правовые документы, в том числе Гражданский кодекс РФ, часто отождествляют эти категории. В данном случае неимущественное право само по себе характеризуется как нематериальное благо. Однако большинство специалистов утверждает: несмотря то что данные понятия очень тесно связаны между собой, они все же не идентичны.
Право и обществознание 5,6,7,8,9,10,11 класс
Нематериальные блага и неимущественные права по своему характеру и происхождению неразрывно связаны с человеком и охватывают его духовные сферы и интересы. Важный признак данных категорий состоит в том, что они нацелены на определение и развитие индивидуальности и личности гражданина. Современная правовая наука различает такие понятия, как нематериальные блага и неимущественные права. Первые не имеют экономического фактора и их нельзя отделить от личности. Вторые позволяют развивать отношения, нацеленные на то, чтобы получать, пользоваться и защищать указанные блага.
Разнообразные правовые документы, в том числе Гражданский кодекс РФ, часто отождествляют эти категории. В данном случае неимущественное право само по себе характеризуется как нематериальное благо. Однако большинство специалистов утверждает: несмотря то что данные понятия очень тесно связаны между собой, они все же не идентичны.
Производство и потребление
Производством называется процесс, в ходе которого изготавливается товар или услуга, а потребление – это процесс, в ходе которого приобретается товар или услуга.
Анализ процесса производства и потребления предоставляет возможность определить отличительные черты материальных и нематериальных благ.
Особенность материальных благ характерно разделение процессов производства и потребления. Важно понимать, что прежде, чем приступить к потреблению необходимо создать материальные блага. Эти процессы для материальных благ разделены и по времени, и в пространстве.
Нематериальным благам свойственно осуществление процесса, что само по себе является процессом предоставления услуг и их потребление. В качестве примера можно использовать услуги парикмахера или мастера по маникюру. Ошибочно думать, что процесс предложения услуг является процессом фактического их предоставления.
Каждый мобильный оператор сегодня предлагает услуги роуминга, но это не значит, что каждый абонент ими пользуется. Процесс предоставления услуги в такой ситуации начинается с момента, когда пользователь подключил данную услугу, при этом действует только в период, когда пользователь звонит или ему звонят, а также отправляет смс-сообщения или использует интернет-трафик.
Защита нематериальных благ
Общие положения. Нематериальные блага защищаются в соответствии с положениями Гражданского кодекса и других законов в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (ст. 12 ГК) вытекает из существа нарушенного нематериального права (блага) и характера последствий этого нарушения (п. 2 ст. 150 ГК). Иначе говоря, нематериальные блага защищаются в общем порядке (причем не запрещается использование одновременно нескольких способов защиты, выбор которых осуществляется потерпевшим), однако законом либо существом самих нематериальных благ может обуславливаться специфика применения того или иного способа защиты.
В частности, основная особенность защиты нематериальных благ проявляется в следующем. В целом реализация мер защиты всегда направлена на полное восстановление нарушенной сферы, т.е. на восстановление прежнего состояния. Однако применительно к нематериальным благам добиться такого идеального, полного восстановления невозможно. Так, если испорченную вещь, определяемую родовыми признаками, можно заменить точно такой же новой вещью, то перенесенные физические и нравственные страдания так или иначе оставляют след в психике человека, а пройденный курс лечения позволяет устранить вред, но не возвращает здоровье полностью в прежнее состояние.
Нематериальные блага защищаются как в юрисдикционной, так и неюридискционной форме. Защита осуществляется посредством применения предусмотренных ст. 12 ГК мер защиты (признание права, восстановление положения, существовавшего до нарушения, и пресечение противоправных действий, прекращение или изменение правоотношения, неприменение судом государственного (муниципального) акта, противоречащего закону), так и мер ответственности (компенсация морального вреда). К специальным способам защиты относятся так называемые право на ответ (реплику), опровержение порочащих сведений, не соответствующих действительности, и т.п.
Такие же меры защиты, как присуждение к исполнению обязанности в натуре, а также меры ответственности в виде возмещения убытков и выплаты неустойки для защиты нематериальных благ неприемлемы, что обусловлено природой нематериальных благ как духовных ценностей внеэкономического характера. Другое дело, что указанные меры защиты и ответственности могут применяться наряду с мерами по защите нематериальных благ, если подобным нарушением затронуты какие-либо материальные блага.
Безусловно, реализация указанных и некоторых иных способов защиты нематериальных благ имеет специфику. Но в настоящем параграфе подробно рассмотрены лишь способы защиты чести, достоинства и деловой репутации, а также изображения гражданина.
Защита чести, достоинства, деловой репутации. Во многом закрепленные Гражданским кодексом правила о защите чести, достоинстве и деловой репутации воспроизводят нормы ст. 7 ГК РСФСР, что позволяет считать их достаточно традиционными. Однако технический прогресс (например, информационные технологии) служит почвой для возникновения новых способов умаления указанных нематериальных благ. Это обстоятельство порождает новые проблемы, связанные с эффективностью защиты, которые зачастую не находят однозначного решения в законодательстве и на практике.
Как и прежде, легальное определение чести, достоинства и деловой репутации отсутствует. Обычно в доктрине под честью понимается социальная оценка качеств и способностей конкретной личности, под достоинством — самооценка своих качеств и способностей, а под репутацией (лат. reputatio — обдумывание, размышление) — сложившееся о лице мнение, основанное на оценке общественно значимых его качеств, в том числе профессиональных (в последнем случае принято говорить о деловой репутации).
Хотя честь, достоинство и деловая репутация признаются самостоятельными нематериальными благами, нельзя не согласиться с тем, что по существу они совпадают, определяя моральный статус личности, ее самооценку и положение в обществе.
Как справедливо указывается в науке, каждый субъект вправе претендовать на то, чтобы общественное мнение о нем и его поведении складывалось на основе объективных данных. В этом смысле защита репутации совпадает с защитой чести и достоинства в том виде, в каком она обеспечивается действующим правом.
Кроме того, при раскрытии существа защиты чести, достоинства и деловой репутации необходимо учитывать соотношение последних с иными нематериальными благами. Репутация как сложившееся о лице общественное мнение персонифицируется через имя (наименование). Именно поэтому защиту репутации нередко называют защитой доброго имени. В число правомочий, составляющих право на имя, входит возможность требовать от окружающих того, чтобы с конкретным именем (наименованием) не связывались поступки и (или) события, в которых лицо не участвовало. Из этого следует, что и защита репутации, и защита имени становятся единым способом защиты интересов личности.
Далее, в научной литературе обращается внимание на то, что репутация лица формируется не только на основе его поведения, но и посредством восприятия внешнего облика (о понятии последнего см. ниже). Поэтому защита репутации неразрывно связана с защитой индивидуального облика и, в частности, изображения лица.
Статья 150. Нематериальные блага
1. Жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
2. Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.
В случаях, если того требуют интересы гражданина, принадлежащие ему нематериальные блага могут быть защищены, в частности, путем признания судом факта нарушения его личного неимущественного права, опубликования решения суда о допущенном нарушении, а также путем пресечения или запрещения действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения личного неимущественного права либо посягающих или создающих угрозу посягательства на нематериальное благо.
В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут защищаться другими лицами.
Вопрос о защите субъективных гражданских прав, как и в частности, нематериальных благ имеет принципиально важное теоретическое и практическое значение. В юридической литературе нет единства мнений относительно того, что представляет собой защита нематериальных благ.
Защита гражданских прав – это одна из важнейших категорий теории гражданского и гражданско-процессуального права, уяснение которой необходимо в целях дальнейшего анализа гражданско-правовых санкций, механизма их реализации и других вопросов, возникающих в связи с нарушением гражданских прав [30, с. 8].
Стоит отметить, что в доктрине гражданского права длительное время господствовала такая точка зрения, согласно которой неимущественные интересы не подлежали защите гражданско-правовыми средствами.
Аргументом такой позиции выступали следующие два фактора:
- невозможность денежной оценки нематериальных благ;
- невозможность восстановления большинства личных неимущественных прав в случае их нарушения. Безусловно, нельзя не согласиться с тем, что нематериальные блага в случае их нарушения чрезвычайно трудно поддаются восстановлению, а в некоторых случаях это и вовсе невозможно [34, с. 108].
Таким образом, защита нематериальных благ осуществлялась иными отраслями права – административным и уголовным правом. В настоящее время, с учетом текущего развития общественного строя, вопрос защиты нематериальных благ урегулирован нормами ГК РФ.
Согласно п. 2 ст. 2 ГК РФ неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.
Исходя из смысла нормы данной статьи, следует заключить следующее. Так, как нематериальные блага как объекты гражданских прав имеют особый статус среди прочих объектов гражданских прав, то гражданское законодательство не регулирует отношения, возникающие по поводу нематериальных благ, а обеспечивает их защиту.
В современном мире право является ключевым регулятором общественных отношений. Юридический аспект присутствует во всех без исключения сферах социальной жизни.
Право, в свою очередь, способно максимально полно и оперативно координировать все действия человека и созданных им структур, но юридические нормы также регулируют сферу неправомерной, выходящей за рамки деятельности людей. Сюда можно отнести правонарушения, преступления, нанесенный вред и т. д. Последний элемент существует в контексте гражданской юридической отрасли России. При этом вред может быть двух видов: материальный и моральный. Второй тип категории разрабатывался в древние времена. Это дает возможность проанализировать развитие современного института вреда, а также правила его оценки, которые приведены в нормах действующего законодательства.
Понятие морального вреда содержит определение условий и источника его возникновения. Если субъекту третьими лицами причинены психологические страдания, ущемлены права, повредившие его репутации, оскорблены его религиозные, патриотические или семейные чувства, что в итоге нанесло вред эмоциональному и физическому здоровью, это называется моральным ущербом.
Принято, что в истории права такое субъективное действие как возмещение морального вреда стало общеупотребительным только на рубеже восемнадцатого – девятнадцатого веков. Первопроходцами в этом считаются экономически развитые страны Запада, в которых судебные системы были наиболее развиты к тому времени. Более сложные экономические отношения и возникнувшие в связи с этим механизмы их регулирования создали благоприятные условия для гуманизации общества. Появились общественные организации, борющиеся за права человека, которые начали диалог о необходимости создания области права, защищающей достоинство, моральные ценности, регулирующие этические стороны отношений.
Правила ответственности за обиду и нанесённые оскорбления были описаны еще в «Русской правде» царя Ивана Грозного. В этом древнейшем письменном памятнике Русской истории можно найти указания о взыскании с обидчика платы в денежном выражении при признании его вины.
Некоторые законы, описанные в «Русской Правде» и «Соборном Уложении», были очень жестокими. Действовали правила «кровной повинности», когда люди отвечали за преступления своих близких родственников [21, с. 23].
В настоящее время в Российской Федерации ответственность по родственным связям не передаётся и действует лишь при наследовании имущества человека, который был обременён ответственностью перед истцом, и распространяется только на это наследство.
СССР имел материалистический и очень практичный взгляд на судебную систему, в которой не было места психологии, а тем более компенсации морального вреда. Общество снова вернулось к осознанию необходимости введения норм и правил по регулированию ответственности за нематериальный ущерб только при создании Конституции Российской Федерации 1993 г.
Современная Россия узнала, что такое моральный вред и моральная компенсация после принятия в 1993 году новой Конституции, в которой признаётся существование душевных страданий и их оценка.
Понятие морального вреда является важной теоретической проблемой современной цивилистики.
Безусловно, понятие «моральный вред» производно от слова «мораль», означающего совокупность представлений об идеале, добре и зле, справедливости и несправедливости. Зачастую мораль отождествляют с понятием «нравственность», а нравственность определяют как правила поведения, духовные и душевные качества, необходимые человеку для жизни в обществе. Страдание сопровождается физической или нравственной болью, мучением [23].
Н.С.Малеин, исследуя вопросы, связанные с понятием вреда и его возмещением, указал, что под моральным вредом понимается неимущественный вред, выражающийся в причиненных потерпевшему нравственных и физических страданиях. Они возникают, как правило, в каждом случае повреждения здоровья и причинения смерти. При этом, по его мнению, с точки зрения гражданского права моральный (нравственные страдания) и физический вред (физические страдания) могут быть объединены одним понятием морального вреда, в отличие от вреда имущественного [24, с. 510].
По мнению К.Б.Ярошенко, по аналогии с понятием «имущественный вред», понятие «моральный вред» должно означать умаление «моральных благ». Но жизнь и здоровье, а также личная свобода не есть моральные категории, а значит, болезнь, смерть или лишение свободы не могут рассматриваться только в плане умаления моральных ценностей. Таким образом, утверждалось, что моральный вред как таковой выражается в определенных переживаниях, вызванных умалением моральных благ (нравственных страданиях). В полном смысле соотносительными являются понятия «имущественный вред» и «неимущественный вред». При этом в составе последнего понятие «моральный вред» – только один из возможных элементов [25, с. 1592].
Действительно, как отмечает Р.П.Тимешов, моральный вред сопровождается негативными изменениями в душевно-эмоциональном, психическом состоянии человека, испытывающего душевные, нравственные, психические переживания, страдания в связи с неблагоприятными для него последствиями, как со стороны окружающего мира, так и порой своих собственных действий (бездействия). Представляется, что психические (нравственные) страдания (переживания) могут возникать и на почве физической боли, физических страданий. В конечном итоге проблематично говорить о тождестве психического и физического вреда и объединять их общим термином «моральный вред». Правильнее было бы назвать эти составляющие общим словом «неимущественный вред». Такое словосочетание подходило бы и для юридических лиц, претерпевающих какие-либо ограничения, испытывающих проблемы с ухудшением своей фирменной репутации, падением деловых связей и т.д. Юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации) не могут испытывать нравственные страдания, даже если исходить из теории юридического лица как коллектива одушевленных участников, а не из теории фикции. Кроме того, в понятие «неимущественный вред» следует включить и третью составляющую – психические переживания (страдания, эмоции) [29, с. 20].
Моральный вред – это институт, который был выведен и по сей день существует в цивилистике. В данном случае рассматривать особенности категории невозможно без понимания ключевых положений его титульной отрасли.
Гражданское право – это совокупность юридических норм, которыми регулируются имущественные и неимущественные отношения, возникающие на равноправной основе субъектов.
Многие ученые на сегодняшний день считают цивилистику основой юриспруденции вообще.
Безусловно, этот вопрос является спорным, однако большую роль отрасли в правовой системе Российской Федерации отрицать нельзя. По сути, именно она регулирует повседневную жизнь человека. Ведь банальная покупка на рынке выступает примером процесса купли-продажи, который отнесен к сфере ведения гражданского права.
В свою очередь, моральный вред называют одним из ключевых отраслевых институтов.
Любой юридический институт может существовать в нескольких интерпретациях и типологиях. Моральный ущерб является ответвлением классического института вреда. Последний представляет собой фактическое нарушение, уничтожение или умаление одним субъектом законных прав другого лица. То есть человеку или же организации наносится ущерб, выражающийся в убытках. При этом вред может быть двух типов: материальный и моральный [31, с. 87].
Материальный вред во всех случаях имеет ценовое выражение. Другими словами, ущерб наносится непосредственно имуществу.
Что касается морального вреда, то его юридическая конструкция является более сложной. Это обусловлено отсутствием имущественного ущерба.
Ущерб, при котором существует нарушение личных неимущественных, других нематериальных благ конкретного лица, называют моральным. Если говорить простым языком, то вред наносится непосредственно личности, а не предметам, которые ей принадлежат.
Этот аспект является ключевым отличительным фактором, позволяющим разделить юридическую структуру материального и морального вреда. Сама суть последней категории является довольно специфичной. Ведь речь идет о человеке и его личностных качествах, интересах, переживаниях и т. п. В таком контексте взыскание морального ущерба выступает самостоятельной процедурой оценки вреда, осуществить которую непросто.
Изображение гражданина
Частным случаем права на неприкосновенность частной жизни является право на изображение гражданина. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ в Гражданский кодекс РФ была дополнительно введена ст. 152.1, озаглавленная «Охрана изображения гражданина». Согласно указанной статье обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии — с согласия родителей. Такое согласие не требуется в случаях, когда:
1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;
2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;
3) гражданин позировал за плату.
Законодатель разместил ст. 152.1 в главу 8, озаглавленную «Нематериальные блага и их защита». Тем самым он отнес право на изображение к числу личных неимущественных прав, а само изображение — к числу нематериальных благ.
Словарь С.И. Ожегова определяет изображение как зрительное воспроизведение чего либо. В данном случае речь идет о зрительном воспроизведении физического лица, которое обладает неповторимыми индивидуальными характеристиками.
Такое воспроизведение может осуществляться с помощью различных способов. Традиционным является зрительное воспроизведение облика физического лица средствами живописи. Недостатком этого способа является то, что сходство с оригиналом зависит от мастерства художника. Частным случаем этого способа является составление так называемых словесных портретов, когда изображение преступников делается со слов потерпевших или свидетелей.
Однако в настоящее время в большинстве случаев изображение физических лиц делается с помощью фотографии, видео- и киносъемки.
Особое значение вопрос правовой охраны изображения физического лица приобрел в связи с развитием информационных технологий и прежде всего сети Интернет. Всем известны случаи, когда изображения различных персон (как известных, так и не очень) размещаются в киберпространстве без согласия этих персон. При этом особую ценность представляют фотографии, изображающие их в неприглядном виде (например, в состоянии алкогольного опьянения).
В некоторых случаях на камеру фиксируются совершаемые преступления и в сети появляются изображения жертв таких преступлений.
После смерти изображенного гражданина право на использование его изображения переходит его детям и пережившему супругу, а при их отсутствии — родителям.
Защита изображения гражданина осуществляется с помощью способов защиты нарушенных гражданских прав, предусмотренных ст. 12 ГК, важнейшими из которых являются пресечение действий, нарушающих право, и компенсация морального вреда.
В то же время ст. 152.1 ГК предусматривает дополнительные способы защиты. Так, согласно п. 2 указанной статьи, изготовленные в целях введения в гражданский оборот, а также находящиеся в обороте экземпляры материальных носителей, содержащих изображение гражданина, полученное или используемое с нарушением, подлежат на основании судебного решения изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации.
А в п. 3 указанной статьи сказано, что, если изображение гражданина, полученное или используемое с нарушением, распространено в сети Интернет, гражданин вправе требовать удаления этого изображения, а также пресечения или запрещения дальнейшего его распространения.
Материальные блага — это все, что можно ощутить и купить. Это вещи, товары, имущество и физические предметы, которые могут быть использованы для удовлетворения потребностей и желаний людей. Примеры материальных благ включают продукты питания, одежду, автомобили, электронику, недвижимость и многое другое.
Одной из главных ролей материальных благ является их способность удовлетворять физические и материальные потребности людей. Они обеспечивают нам пищу, жилье, одежду и другие основные необходимости для выживания. Кроме того, материальные блага могут повысить наше качество жизни, предоставляя удобства и комфорт, такие как доступ к технологиям или развлекательным приспособлениям.
Материальные блага также способствуют развитию экономики и созданию рабочих мест. Производство и потребление товаров и услуг способствуют росту ВВП и стимулируют экономическую активность. Благодаря этому, люди получают возможность находить работу, зарабатывать деньги и улучшать свое финансовое положение.
Как энергия влияет на наше материальное положение?
Для тех, кто считает, что всем материальным можно пренебречь, рекомендуется поинтересоваться свойствами самой первой чакры в энергетическом теле человека. Именно муладхара-чакра отвечает за базовые потребности человека и, в том числе, за материальное благополучие. И если у человека с этим проблемы, но вместе с тем он заявляет, что он духовно развивается, то это, скорее всего, лукавство. Это типичный защитный механизм, о которых так много говорят психологи.
И чаще всего проблема кроется в том, что хронические неудачи в материальной сфере заставляют человека глубоко погружаться в духовность, стараясь убедить себя и окружающих, что у него нет никаких проблем, просто он святой человек и ему ничего не нужно. Но не стоит забывать, что в мире нет ничего плохого или хорошего и всё является инструментом.
И говорить о том, что деньги — зло, могут либо религиозные фанатики, оторванные от реальной жизни, либо опять-таки те, кто убегает от реальности в духовное развитие. Впрочем, чаще всего это одно и то же.
Достижение баланса и гармонии в использовании духовных благ
Духовные блага — это нечто особенное и ценное для каждого верующего человека. Они могут помочь найти ответы на вопросы о смысле жизни, о пути к духовному развитию и самосовершенствованию.
Однако, как и любое другое благо, духовные блага также могут использоваться неумеренно и не в той степени, которая будет способствовать духовному росту.
Достижение баланса и гармонии в использовании духовных благ необходимо для того, чтобы они не стали объектом желаний и просто пустым знанием. Важно использовать их в правильной мере, достигая лучшего понимания и развития своей духовности.
Для этого необходимо следовать основным принципам использования духовных благ, таким как:
- Уважение и благодарность — это основные принципы использования духовных благ. Благодарность помогает проявлять уважение к данному знанию и к своей духовности, вырабатывая у человека чувство благодарности и ответственности перед высшими силами и окружающим миром.
- Неумеренность — это еще один принцип использования духовных благ. Многие, забывая про уважение и благодарность, используют духовные знания ради забавы и выгоды, что приводит к их развращению.
- Использование знаний на благо — главная цель использования духовных благ заключается не только в совершенствовании своей духовности, но и в помощи другим людям, помогая им достичь баланса и гармонии.
Выбирая путь духовного развития, важно понимать, что использование духовных благ — это ответственность, которую необходимо нести перед собой и окружающим миром. Оно помогает добиться цели, повышению качества жизни, чувства умиротворенности и благополучия.
Вам может быть интересно:
- Симфония по творениям святителя Василия Великого – Важное – святитель Василий Великий
- Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского – ВРЕМЯ – праведный Иоанн Кронштадтский (Сергиев)
- Симфония по творениям преподобного Ефрема Сирина – Благоразумие – преподобный Ефрем Сирин
- Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Время – святитель Димитрий Ростовский (Туптало)
- Симфония по творениям святителя Григория Богослова – Брань духовная – святитель Григорий Богослов
- Симфония по творениям святителя Игнатия епископа Кавказского и Черноморского – БДИТЕЛЬНОСТЬ (См. ВНИМАНИЕ, ТРЕЗВЕНИЕ) – святитель Игнатий (Брянчанинов)
- Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского – МИР ДУХОВНЫЙ – святитель Феофан Затворник
- Симфония по творениям свт. Тихона Задонского – Кротость – святитель Тихон Задонский (Соколов)
- Симфония по творениям святителя Тихона Задонского – ВРАЧ – схиархимандрит Иоанн (Маслов)
- Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста – Слово 22. О терпении и великодушии. – Святитель Иоанн Златоуст