ОДН на сточные воды в 2024 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ОДН на сточные воды в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
ГВС на ОДН включает горячую воду, которую используют для опрессовки и промывки систем отопления и горячего водоснабжения. Обычно это происходит летом, когда коммунальщики заняты подготовкой дома к отопительному сезону. Также в ГВС на ОДН включают потери на внутридомовых сетях горячего водоснабжения.
Как снизить плату за ОДН
Сумма расходов на ОДН, может увеличиться из-за разнообразных факторов:
- плохое состояние коммуникационных сетей и частые утечки из них;
- низкий порог чувствительности счетчиков — некоторые из них не фиксируют небольшие количества воды. Но общедомовые счетчики их учитывают, и в итоге за воду, потраченную отдельной квартирой, приходится платить как за ОДН;
- манипуляции со счетчиками — если в квартире устанавливается незаконный прибор, позволяющий уменьшить показания, то плата за потраченную воду переходит в ОДН;
- самовольное подключение к сетям;
- разное время снятия данных с общедомового и поквартирных счетчиков;
- отсутствие счетчиков в некоторых квартирах.
Что такое электроэнергия ОДН в квитанции?
Электроэнергия ОДН — электричество, которое расходуется на работу осветительных приборов, лифтов, домофонов, антенных усилителей, насосов и другого оборудования в многоквартирном доме.
Также в эту статью расходов включают потери электроэнергии. Причинами высоких потерь могут стать, например, износ электропроводки или занижение показаний квартирных счетчиков. Если за месяц появляется много не учтенной энергии, специалисты УК осматривают внутридомовую проводку и проводят проверку квартирных счетчиков.
Текущая система водоотведения на ОДН
В настоящее время в многоквартирных домах функционирует система водоотведения на ОДН (общедомовой нужды). Эта система предназначена для управления и отвода сточных вод, полученных от всех жилых помещений в здании. Система включает в себя трубопроводную сеть, канализационные коллекторы, насосные станции и другие инженерные сооружения.
Основными принципами текущей системы водоотведения на ОДН являются равномерное распределение расхода сточных вод между жилыми помещениями, а также формирование общей платы за водоотведение для всех жильцов, которая взимается вместе с коммунальными услугами. В рамках данной системы не используется индивидуальный учет расхода сточных вод для каждой квартиры.
Ключевые особенности текущей системы водоотведения на ОДН:
- Отсутствие индивидуального учета расхода воды и сточных вод;
- Однородное распределение платы за водоотведение между всеми жильцами;
- Предоставление жильцам стандартного тарифа за водоотведение на ОДН, не зависящего от фактического расхода сточных вод;
- Необходимость согласования соседствующих квартир при проведении ремонтных работ на системе водоотведения;
- Централизованное обслуживание и ремонт системы водоотведения.
План поэтапного перехода на систему водоотведения по приборам учета до 2024 года
Для обеспечения эффективного учета потребления воды на общедомовых нуждах (ОДН) и снижения расходов на коммунальные услуги, весьма важно внедрить систему водоотведения по приборам учета. Этот процесс должен быть проведен поэтапно, чтобы минимизировать негативные последствия и обеспечить плавный переход к новой системе. В этом разделе будет представлен план основных этапов такого перехода до 2024 года.
2021 год:
- Проведение анализа существующей системы водоотведения на ОДН;
- Разработка и утверждение плана поэтапного перехода на систему водоотведения по приборам учета;
- Проведение обучения сотрудников хозяйствующих субъектов, ответственных за учет и обслуживание системы водоотведения;
- Подготовка проектной документации на установку приборов учета.
Практическая реализация номативов на водоотведение ОДН: проблемы и пути их решения
Одна из основных проблем – это несоответствие номативов на водоотведение ОДН существующим инженерным системам и возможностям объектов санитарно-технического обеспечения. В результате этого возникают трудности в реализации нормативов и необходимость доработки внутренних систем объектов. Для решения этой проблемы необходимо провести тщательный анализ систем ОДН и осуществить их оптимизацию, чтобы они соответствовали установленным нормативам.
Еще одной проблемой является сложность контроля и надзора за реализацией номативов на водоотведение ОДН. В некоторых случаях объекты санитарно-технического обеспечения не имеют достаточной готовности и уровня развития для осуществления контроля за соблюдением нормативов. В таких случаях следует предусмотреть совместные действия ведомств и организаций, ответственных за контроль и надзор, а также предоставить санкции за нарушение нормативов на водоотведение.
Таким образом, практическая реализация номативов на водоотведение ОДН сталкивается с рядом проблем, которые требуют поиска эффективных путей их решения. Первоочередной мерой является оптимизация систем ОДН, чтобы они соответствовали установленным нормативам. Также необходимо усилить контроль и надзор за соблюдением нормативов и предусмотреть меры ответственности за их нарушение. Решение этих проблем поможет обеспечить более эффективное использование водных ресурсов и снизить негативное воздействие на окружающую среду.
Входит ли водоотведение в общедомовые нужды
Несмотря на то, что в Верховный суд РФ неоднократно поступали кассационные жалобы по вопросам, связанным с предъявлением ресурсоснабжающими организациями к оплате исполнителям коммунальных услуг несуществующей услуги по водоотведению на общедомовые нужды, ВС РФ не спешил передавать эти жалобы на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам. Все жалобы по расчетам объема водоотведения на ОДН фактически сводились к установлению подлежащего применению правового акта – либо, согласно позиции РСО, применять Федеральный закон от 07.12.2022 N416-ФЗ (далее – закон 416-ФЗ), согласно которому «водоотведение на ОДН» фактически равно сумме ГВС на ОДН и ХВС на ОДН, либо применять ПП РФ от 14.02.2022 N124 (далее – Правила 124), ссылающееся в свою очередь, на ПП РФ от 06.05.2022 N354 (далее – Правила 354), согласно которым никакого «водоотведения на ОДН» не существует. При рассмотрении кассационных жалоб как от РСО, так и от ИКУ судьи Верховного суда выносили Определения об отказе в передаче этих жалоб на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам, при этом указанные судебные акты часто противоречили друг другу. Например, Определением ВС РФ от 26.08.2022 по делу N307-ЭС14-222 установлена правомерность применения Закона 416-ФЗ, Определением ВС РФ от 19.09.2022 по делу N309-ЭС14-2373 признана правильной прямо противоположная позиция, а именно: установлена неправомерность применения Закона 416-ФЗ и правильность применения именно Правил 124 (и Правил 354). 18 августа 2022 года Судебная коллегия ВС РФ наконец-то рассмотрела кассационную жалобу одного из исполнителей коммунальных услуг. Выводы суда подтверждают мнение экспертов «АКАТО».
Чего ждать жителям, не сделавшим свой выбор?
Теперь жители многоквартирных домов с выбранной и реализованной формой управления, оборудованных общедомовыми приборами учета, могут выбрать один из возможных вариантов расчета за электрическую энергию, потребляемую на общедомовые нужны:
- Вариант № 1. Рассчитываться за фактические объемы ОДН ежемесячно.
- Вариант № 2. Рассчитываться за ОДН, определяемый исходя из статистики среднемесячного потребления, с последующим перерасчетом по итогам года.
- Вариант № 3. Рассчитываться за ОДН исходя из утвержденных нормативов потребления с последующим перерасчетом по итогам года.
Как платить, если у граждан нет индивидуальных счётчиков
Чтобы решить проблему учёта израсходованных ресурсов в отдельно взятой семье, проживающей в многоквартирном доме, созданы приборы учёта. На основании их можно определить, сколько нужно платить ежемесячно за потреблённые блага. Все счётчики делятся на две группы: общедомовые (устанавливаются на многоэтажный дом) и индивидуальные, которые находятся в каждой квартире отдельно.
Но случается, что семья не устанавливает такие приборы учёта по личным, техническим или финансовым причинам. Поэтому определить итоговую стоимость к оплате не предоставляется возможным. Постановление нормативов потребления коммунальных услуг призвано решить эту проблему. На региональном уровне местные власти устанавливают своего рода лимит на потребление коммунальных услуг – средние или «предполагаемые» нормы потребления из расчёта на гражданина. В учёт также берётся число зарегистрированных в квартире граждан, количество комнат и общая площадь квартиры.
С помощью нормативов ЖКХ рассчитывают конечную цену коммунальных услуг для такой семьи. В качестве базы используется другой многоэтажный дом, имеющий аналогичные технические характеристики и в котором сходный объём потребления.
Также при определении норматива учитывается причина, по которой жильцы решили обходиться без приборов учёта. Так если виной тому технические причины, по котором установить счётчик не получается, норматив будет стандартным и надбавки не применяются. Чтобы подтвердить факт того, что в квартиру нельзя монтировать прибор учёта, необходимо вызвать специальную комиссию. По итогам проверки жильцы получают на руки акт, а копии этого документа направляются в местный ЖЭК или поставщику услуг.
Реализация и финансирование проекта
Реализация проекта по обращению с ОДН на сточные воды в 2024 году представляет собой сложную и масштабную задачу, требующую качественной организации и финансовой поддержки. В рамках проекта планируется строительство и модернизация систем водоотведения, а также проведение мероприятий по очистке сточных вод.
Для успешной реализации проекта необходимо обеспечить финансирование на несколько этапов. В первую очередь, необходимо привлечение государственных и муниципальных инвестиций. Для этого необходимо разработать и утвердить проект, подтверждающий актуальность задачи и план мероприятий.
Кроме того, возможно привлечение частных инвесторов, которые могут заинтересоваться данным проектом как с точки зрения вложения капитала, так и с точки зрения социальной ответственности. Возможны также меры государственной поддержки для привлечения инвестиций, такие как налоговые льготы и субсидии.
- На первом этапе необходимо провести детальное планирование и разработку проекта;
- На втором этапе при необходимости провести модернизацию и строительство систем водоотведения;
- На третьем этапе провести мероприятия по очистке сточных вод, включающие в себя установку необходимого оборудования;
- На четвертом этапе необходимо привлечение инвестиций и обеспечение финансирования проекта;
- На последнем этапе необходимо осуществление контроля и мониторинга качества проведенных работ.
Меры, необходимые для соблюдения нормативов на водоотведение на общедомовые нужды в 2024 году
1. Модернизация системы водоотведения:
- Внедрение энергоэффективных технологий для улавливания и очистки сточных вод.
- Регулярное обслуживание и техническое обновление трубопроводов, насосов и других элементов системы водоотведения.
- Создание резервных емкостей для временного хранения сточных вод в случае аварий и предотвращение их протекания в окружающую среду.
2. Организация работы с населением:
- Проведение информационных кампаний по использованию воды с учетом требований нормативов.
- Обучение жителей рациональному использованию воды и правилам экономии.
- Установление нормативов потребления воды для каждой квартиры и контроль за их соблюдением.
Прямые расчеты за коммунальные услуги
Согласно ч. 6.3, 7.1 ст. 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания членов ТСЖ (собственников помещений в МКД) собственники (наниматели) помещений в МКД могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги РСО. При этом внесение платы за коммунальные услуги таким организациям признается выполнением собственниками (нанимателями) помещений в МКД своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед ТСЖ (УК), которые отвечают перед ними за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества. Данные положения введены в ЖК РФ в 2011 году, анализ практики их применения позволяет выявить основные проблемы.
В ситуации, когда одновременно УК и РСО выставляют платежные документы на оплату коммунальных услуг, суд будет на стороне УК. В частности, АС ЗСО поддержал орган госжилнадзора, который выдал РСО предписание прекратить выставлять платежные документы собственникам помещений, поскольку исполнителем коммунальных услуг является УК (Постановление от 20.07.2023 № Ф04-18454/2023 [1] ). Арбитры полагают, что если признать право РСО выставлять собственникам помещений счета на оплату коммунальных услуг, потребленных в жилых помещениях, то это будет означать, что собственники помещений являются абонентами РСО, что возможно только при непосредственном управлении домом (Постановление от 19.06.2023 № Ф04-19819/2023).
Применение на практике модели прямых расчетов за коммунальные услуги между собственниками помещений и РСО обнаруживает определенные недостатки, прежде всего, для управляющих МКД, если РСО не готова предоставлять исчерпывающую информацию о платежах потребителей.
Управляющему нужно контролировать просроченную задолженность собственников (нанимателей) помещений, принимать меры по ее взысканию (это один из стандартов управления МКД), чтобы как минимум не пропустить срок исковой давности. Именно поэтому управляющий должен иметь информацию о датах и назначении платежей населения.
Еще один показательный пример касается правильного разнесения платы по периодам. Получая платежи граждан, РСО должна погашать ими задолженность исполнителя коммунальных услуг в порядке, который с 01.06.2023 прописан в ст. 391.2 ГК РФ (до этого точно такие же правила из ст. 552 ГК РФ применялись по аналогии). В частности, если должник не указал, в счет какого из однородных обязательств осуществлено исполнение, преимущество имеет то обязательство, срок исполнения которого наступил или наступит раньше (см. Постановление АС ПО от 25.06.2023 № Ф06-24645/2023). Это актуально в большей степени при смене УК или способа управления домом.
Общедомовые Нужды По Водоотведению С 1 Января 2021 Года
При отсутствии общедомового счетчика порядок практически аналогичен, но в этом случае объемы потребления рассчитываются согласно нормам на человека или объем площади. Также расчет объема потраченных ресурсов в квартирах, не оборудованных индивидуальными счетчиками, осуществляется по нормативам потребления. Для расчета оплаты за тепло определяется общая площадь общедомового имущества.
В частности УК грозит привлечение к ответственности за заведомо ложное повышение оплаты. Управляющая компания будет обязана выплатить неустойку потребителям. Кроме того на УК налагается административный штраф. Новый порядок расчета ОДН это уже свершившийся факт. Точные расчеты позволят повысить качество обслуживания домов. Но достижение поставленных Правительством целей зависит от каждого собственника, поскольку только сами жильцы дома могут в достаточной мере проконтролировать работу управляющих организаций и правильность осуществляемых расчетов.
Что означает водоотведение в квитанции за квартиру?
Несмотря на внесение изменений в законодательство, формулы расчёта ХВС и ГВС на ОДН не изменились. Определение величины затрат зависит от наличия или отсутствия в здании общедомового счётчика.
Если в доме имеется учётный прибор, собственники жилых помещений тратят значительно меньшую сумму денег на оплату ОДН, чем жильцы дома, в котором аналогичный счётчик отсутствует.
В этом случае разница между показаниями учётного оборудования и совокупностью показаний поквартирных счётчиков будет составлять стоимость ОДН (при отсутствии индивидуального учётного прибора используется усреднённая норма).
Полученная сумма должна быть распределена между всеми квартирами в здании пропорционально размерам площади каждого помещения. Таким образом, владельцы двухкомнатного жилья платят больше, чем хозяева однокомнатных квартир.
Если же общедомовой счётчик отсутствует, ОДН определяется по следующему алгоритму – региональный норматив, установленный за потребление горячей воды, умножается на площадь всего общедомового имущества, после чего распределяется между всеми жилыми помещениями пропорционально их площадям.
Стоит отметить, что на точность расчётов оказывают влияние различные факторы (например, достоверность информации о площади квартиры, количество проживающих в помещении лиц и т. д.).
Как составить жалобу на ЖКХ —
ТСН и ТСЖ — в чем разница?
Жилищный кодекс правил проживания в многоквартирном доме.
В связи с нововведениями затраты на ОДН не должны превышать установленную законом среднюю нормупотребления воды или другого ресурса, если в жилом помещении отсутствует учётный прибор.
Если же данная величина оказалась выше, оплатить разницу придётся УК или ТСЖ, с которыми у жильцов заключён договор на обслуживание многоквартирного здания.
Однако в этой ситуации имеется альтернативное решение. Расчётная разница, превысившая норматив, может быть оплачена собственниками, если они придут к подобному заключению после проведения общего собрания жильцов.
Раньше расходы на обслуживание общедомовой собственности входили в перечень коммунальных услуг. Теперь это жилищные услуги. Сумма к оплате определяется путем вычисления разницы между показаниями общедомовых приборов учета и данными индивидуальных счетчиков.
Деньги, собираемые управляющей компанией, направляются на обслуживание всего многоквартирного дома. Изменение прежнего порядка оплаты ОДН связано со злоупотреблениями управляющих компаний. Вместо того чтобы направлять собранные с жильцов суммы на их целевое назначение, они допускали растраты и перечисление денег на погашение собственных долгов.
Новая редакция Жилищного кодекса РФ вступает в силу 1 июля 2021 года. Законодатели изменили порядок взимания платы за коммунальные услуги, а также определили особенности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Управляющие компании не хотели, а часто и не могли, оплачивать неучтенные по счетчикам жильцов или по нормативам услуги. Так, представители Министерства ЖКХ Ставропольского края одними из первых рассчитали и официально утвердили нормативы на потребление ОДН.
Установленная норма отопления ОДН
Ввиду того, что в холодный период года отапливать необходимо не только обычные квартиры, но и общественные помещения (подъезд), то в перечень общедомовых нужд также добавляется отопление.
Компания, которая занимается поставками газа в конкретном регионе, подаёт в местные органы власти документ, обосновывающий необходимость установки того или иного норматива. Дальше заявление и документы рассматриваются, по итогу городской совет выносит решение. Таким образом формируются новые нормативы, по которым будут платить потребители ресурса.
Норматив потребления высчитывается с учётом особенностей климата отдельного региона, типа дома, используемого материала стен и крыши, а также износа здания. По итогу расчётов получается некая единица энергии, которая нужна, дабы обогреть квадратный метр. Используемая единица измерения отопления – Гкал/кв. м.
Тариф, который принят в регионе, обычно прописывается на официальном портале УК, здесь же можно найти информацию касаемо текущего норматива ОДН. Поэтому любой собственник имеет возможность в любое удобное время посетить сайт и проверить, правильно ли начисляется плата за общедомовые нужды.