Штрафы за отсутствие тахографа 2024 году ГИБДД
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штрафы за отсутствие тахографа 2024 году ГИБДД». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Многие люди спрашивают о величие штрафа за езду без карты тахографа водителя. Законодательство выдвигает несколько вариантов, исходя из того, кто является виновником произошедшей ситуации. Если осуществляется езда на автобусе (категории М2-М3) и грузовике (N2 и N3), ответственность наступает согласно положениями ст. 11.23 КоАП РФ.
Штрафы для физических лиц
Статья КоАП | Нарушение | Наказание |
11.23 часть 1 | Отсутствие тахографа или нарушение требований к использованию тахографа |
3 000 — 5 000 рублей |
11.23 часть 3 | Несоблюдение норм времени управления и отдыха | 1 500 — 2 000 рублей |
Что грозит должностным лицам и компании
Как уже указывалось выше, в случае нарушения законодательства со стороны водителя, начинают административное разбирательство с целью выяснить – знали ли в компании о незаконных действиях.
Внимание!
На должностное или юридическое лицо будет выписан штраф, если в ходе проверки выяснится, что своими действиями или бездействием они не препятствовали совершению правонарушения со стороны сотрудника фирмы.
Какой штраф будет начислен в таком случае, и кому конкретно? В соответствии с положениями Кодекса об административных нарушениях, а именно – согласно ст. 11.23 КоАП, суммы составляют:
- от 7 до 10 тысяч рублей для должностных лиц;
- от 15 до 25 тысяч рублей для индивидуальных предпринимателей (ИП);
- от 20 до 50 тысяч рублей для юридических лиц.
О чем водитель должен знать, чтобы избежать штрафа
О модели, технических характеристиках тахографа, контролирующего режим труда и отдыха, находящегося в кабине, нужно знать все. Согласно Приложению 3 Приказа №440, если необходимо оснастить автомобиль, то запрещено пользоваться прибором или выходить в рейс:
- На ТС с заблокированным, неработающим, модифицированным, сломанным оборудованием, контролирующим режим труда и отдыха.
- Без карты водителя.
- Если закончился срок эксплуатации аппарата или блока СКЗИ.
- Когда авто оснащено конструкцией неизвестного происхождения.
- В случае изменения модификации, предусмотренной производителем.
- Так же запрещается: корректировать, уничтожать или фальсифицировать данные, полученные в результате контроля РТО.
- Вводить в эксплуатацию модуль, не прошедший испытания на пригодность с занесением результатов в паспорт с оформлением свидетельства о проведении тех. поверки.
- Пользоваться модулем, если его регистрационные данные отсутствуют в единой системе измерений на соответствие требуемым стандартам РФ.
Поэтому прежде чем сесть за руль, изучите информацию о приборе, находящемся в кабине для соблюдения времени работы и отдыха. Соответствует ли он требуемым параметрам, можно ли, не рискуя получить штраф, отправляться в рейс. Инструкция на СКЗИ и техническая документация всегда должна находиться в салоне.
На какие транспортные средства ставится прибор?
При использовании автомобиля для личных нужд без цели получения финансовой выгоды необходимости в установке тахографа нет. Если он уже установлен, то при поездке по своим делам можно активировать специальный режим, отключающий некоторые функции прибора. При этом Минтранс четко регулирует, в каких категориях транспорта должен быть установлен тахограф.
К ним относятся:
- M2 – ТС массой до 5 тонн, наличие не менее 8 пассажирских мест;
- M3 – ТС массой свыше 5 тонн, наличие не менее 8 пассажирских мест;
- N2 – ТС массой от 3,5 до 12 тонн, используемое для перевозки грузов;
- N3 – ТС массой более 12 тонн, используемое для перевозки грузов.
В 2023 году можно не использовать тахографы в следующих ситуациях:
- Пассажирские автобусы категорий M2, M3, N2, N3, используемые для ежедневных маршрутов в черте города и пригорода;
- Транспорт для международного маршрута со специальной лицензией и заводскими системами безопасности;
- Авто на объектах, используемые для выполнения задач по строительству;
- Частный транспорт для личных нужд;
- Учебный транспорт (как грузовики, так и автобусы);
- Транспортные средства, выпущенные 30 и более лет назад;
- Военные авто;
- Авто, эксплуатируемые для выполнения целей, сформированных службами МВД или ФСБ.
Легковые авто не нуждаются в установке тахографов. Тем не менее водитель или руководитель организации может оснастить машину подобным приспособлением с целью улучшения обслуживания, усиленного контроля технических показателей транспорта.
Можно ли получить штраф на территории Евросоюза
В некоторых ситуациях водители грузового транспорта должны осуществлять маршруты за пределы границы России. В международных перевозках пребывание на территории другого государства попадает под особые правила. В странах ЕС предполагается выполнение следующих требований:
- За рулём нельзя находиться более 8 часов из 24;
- Дважды в неделю время в пути может увеличиваться до 10 часов;
- Через каждые 4 часа водитель обязан делать перерыв на 45 минут;
- Из 24 часов водитель обязан отдыхать не менее 11;
- Выходной назначается спустя 36 или 45 часов вождения;
- Неправильная эксплуатация тахографа является ответственностью водителя.
Каждая страна назначает свои штрафы, при этом суммы имеют огромные различия. В одной стране за отсутствие тахографа придется заплатить 30 евро (например, в Литве), а в другой 10 тысяч евро и выше (например, 2200 евро в Нидерландах). Важно проводить инструктажи с водителями перед поездками. Специалисты по БДД также обязаны заранее проверять особенно законодательство стран, в которые отправляются водители, и информировать об особенностях государств.
Исключения для транспортных средств государственных учреждений
2. Не подлежат обязательному оснащению тахографами следующие виды транспортных средств, эксплуатируемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:
транспортные средства, принадлежащие дипломатическим представительствам и консульским учреждениям;
транспортные средства, принадлежащие Главному управлению специальных программ Президента Российской Федерации и подведомственным ему учреждениям.
Новые абзацы пункта 2 вводят исключения для транспортных средств, принадлежащих следующим организациям:
- дипломатическим представительствам;
- консульским учреждениям;
- Главному управлению специальных программ Президента РФ и подведомственным учреждениям.
Причем исключения распространяются на транспортные средства любых типов (автобусы, грузовики, специализированный транспорт и т.п.). Для использования этого исключения нужно, чтобы в поле «Собственник (владелец)» была указана одна из перечисленных выше организаций.
Еще раз напомню, что рассмотренные сегодня нововведения относятся только к автомобилям юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. На транспорт физических лиц они не распространяются.
Штрафы с 1 ноября 2019 года
Суммы штрафов за езду без контрольного прибора и нарушения правил его эксплуатации по статье 11.23 КоАП с 1.11.2019 будут такими:
Кто признается ответственным за нарушение? | Статья КоАП | Сумма штрафа, руб. |
Водитель | 11.23, ч 1 | 3 000 – 5 000 |
Должностное лицо | 11.23, ч 2 | 7 000 – 10 000 |
Индивидуальный предприниматель | 11.23, ч 2 | 15 000 – 25 000 |
Юридическое лицо | 11.23, ч 2 | 20 000 – 50000 |
Основные требования приказа Минтранса №440 о тахографах
Согласно исследованиям, приборы заметно снизили количество автокатастроф на дорогах, причинами которых является состояние усталости водителя. Главной целью установки устройства является автоматическая регистрация параметров движения. Данные приборов используются надзорными органами при проведении проверки.
Но полезность тахографов уже оценили и руководители компаний – ведь теперь гораздо меньше аварий и простоя техники, штрафов и судебных разбирательств. Порядок использование устройств регламентируется нормативными документами Министерства транспорта РФ. В настоящее время актуальным является Приказ Минтранса 440 о тахографах, который заменил ранее действующий приказ № 36.
Установлен период действия приказа с 01.01.2021 по 01.01.2027 года.
Требования к тахографам направлены на обеспечение непрерывной и бесперебойной фиксации информации о передвижении автомобиля, его скорости, времени труда и отдыха водителя.
- Проверка прибора в сроки, определенные законом.
- Корпус тахографа должен быть опломбирован в целях защиты от вскрытия.
- Информация, содержащаяся в приборе, ее достоверность подтверждается квалифицированной цифровой подписью.
- Активировать тахограф могут четыре разные карты:
— рабочий режим (карта водителя);
— контроль (карта контролера);
— корректировка (карта мастерской);
— карта предприятия (для контроля водителей со стороны организации). - В любой карте водителя прописаны личные сведения о нем самом. Карты содержат два и более элемента, которые защищают от подделок. Фон каждой карты имеет определенный цвета: белый, голубой, красный или желтый. Определен перечень информации, которая должна сохраняться на картах.
- Приказ об оснащении тахографами прописывает требования к конструкции прибора и его функциям. Большое внимание уделено выпуску, активации и работе прибора, блоков СЗКИ (НКМ).
2) Определен список транспортных средств, на которые обязательно ставить тахографические приборы учета. К ним относятся все грузовики (масса от 3,5 до 12 тонн и более 12 тонн), а также автобусы (до 8 пассажиров, масса до 5 тонн и свыше 8 мест, более 5 тонн).
Внимание!
Тахографы необходимо установить на все грузовики N2, N3, и автобусы M2, M3.
- перевозчики на международных направлениях (устанавливается другого типа прибор – ЕСТР и карточка МАП);
- службы оперативного реагирования;
- предприятия ЖКХ;
- сельхозпредприятия при передвижении внутри хозяйства;
- автомобили с большим сроком эксплуатации (свыше 50 лет), используемые в коммерческих перевозках.
Можно ознакомиться с полной версией приказа 440 Минтранса РФ. Достаточно скачать pdf версию по ссылке.
3) В приложении №3 речь о правилах эксплуатации тахографов.
Здесь казенные формулировки, которые на простой язык можно перевести так:
«тахограф нужен, чтобы обеспечить соблюдение требований Приказа Минтранса РФ № 424 (режим труда и отдыха водителей)».
Что именно требуют от владельцев ТС:
- Установить тахограф в аккредитованной мастерской.
- Регулярно осуществлять поверку оборудования.
- Заменять блок СКЗИ каждые 3 года (или в иных случаях, предусмотренных законодательством).
- Изучить инструкцию производителя тахографа и эксплуатировать прибор по рекомендациям.
- Обеспечить водителя бумагой для тахографа, передать ему руководство по эксплуатации (оно должно быть в кабине).
- Не реже чем один раз в 28 дней всю информацию с тахографа надо считать, а потом хранить на протяжении года.
Важно понимать, что именно руководство автопарка или владелец ТС, в конечном итоге, отвечает за соблюдение правил эксплуатации со стороны водителей. То есть, должностное лицо, кроме личных обязанностей, еще и обязано понимать требования к шоферу, разъяснить ему порядок работы с прибором.
4) В четвертом приложении расписаны требования приказа 440 Минтранса РФ к аккредитованным мастерским.
Должностному лицу или владельцу ТС тут важно понять два момента:
- Обязательно проверять аккредитацию мастерских. Монтаж тахографа и его обслуживание должны выполнять только компании, перечисленные на портале ФБУ «Росавтотранс».
- Желательно понимать базовые требования по монтажу и эксплуатации тахографических устройств, чтобы иметь возможность оценить качество работы мастерской.
Штрафы за неправильный монтаж тахографа или ошибки в обслуживании, вероятнее всего, будут выписаны на должностное лицо, компанию или владельца ТС.
5) В приложении №5 о том, как необходимо контролировать работу тахографов в автопарке.
Основные положения касаются проверки перед рейсом:
- Вставить карту водителя, проконтролировать, что устройство ее видит.
- Проверить прибор в целом (экран, работу кнопок и т.д.)
- Проверить печатное устройство.
Как контролировать соблюдение приказа №440 по тахографам в своем автопарке?
Чтобы избежать штрафных санкций в автопарке транспортной организации и исполнить требования приказа 440 о тахографах, водителю перед выездом в рейс рекомендуется сделать распечатку с карты, что позволит выявить и устранить возникшие проблемы, обратившись в сервисную мастерскую.
Руководству автопарка (главный механик, диспетчер), необходимо постоянно отслеживать выполнение требований приказа Минтранса о тахографах, а также производить:
- обучение водителей работе с приборами;
- контролировать замену карт не реже 1 раза в 3 года;
- замену блока СЗКИ каждые 3 года;
- выгрузку информации с карт не реже 1 раза в 28 дней, обеспечение сохранности данных в течении одного года;
- проверку правильности внесения VIN и госномера;
- проверку внешнего вида прибора, наличие пломбы;
Контроль за соблюдением требований Приказа 440 довольно сложный процесс, требует больших затрат и усилий, особенно при наличии большого автопарка. Всю информацию необходимо заносить в компьютер или на другой носитель.
Есть ли эффект от внедрения тахографов? Специалисты утверждают о снижении количества дорожно-транспортных происшествий, в том числе со смертельным исходом. Тахографический контроль позволил добиться предприятиям снижения расходов на горюче-смазочные материалы.
Меньшая аварийность привела к уменьшению затрат на восстановление техники, на судебные тяжбы.
Сумма штрафа за отсутствие тахографа
Введение тахографа в эксплуатацию ставится организациями, осуществляющими коммерческие перевозки, и применяется для контроля за соблюдением требований к водителям и средствам перевозок. Такое обязательство возложено на юридическое лицо, которое периодически использует транспортные средства для осуществления перевозок.
За нарушение данного требования предусмотрен штраф. Сумму штрафа за отсутствие тахографа установили в Российской Федерации в соответствии с административным кодексом и составляет 200 000 рублей.
Сроки введения тахографов и требования к их эксплуатации определены в Правительственном постановлении РФ №607 от 30.06.2003 года. Согласно этому документу, тахографы должны быть установлены на коммерческих транспортных средствах, используемых для перевозок грузов и пассажиров, с полной массой более 3,5 тонн.
В 2023 году можно не использовать тахографы в следующих ситуациях:
- Пассажирские автобусы категорий M2, M3, N2, N3, используемые для ежедневных маршрутов в черте города и пригорода;
- Транспорт для международного маршрута со специальной лицензией и заводскими системами безопасности;
- Авто на объектах, используемые для выполнения задач по строительству;
- Частный транспорт для личных нужд;
- Учебный транспорт (как грузовики, так и автобусы);
- Транспортные средства, выпущенные 30 и более лет назад;
- Военные авто;
- Авто, эксплуатируемые для выполнения целей, сформированных службами МВД или ФСБ.
Перечень категорий транспорта, подпадающих под обязательство установки тахографа
1. Грузовые автомобили, вес которых превышает 3,5 тонны.
Такие транспортные средства, используемые для перевозки грузов, должны быть оборудованы тахографами, которые регистрируют информацию о скорости, пройденном расстоянии, времени работы водителя и периодах отдыха.
2. Автобусы и автобусы-прицепы, предназначенные для перевозки пассажиров.
Владельцы автобусов и автобусов-прицепов также обязаны устанавливать тахографы в своих транспортных средствах. Через эти устройства осуществляется контроль за общим временем работы водителей и их периодами отдыха.
3. Тягачи и грузовые автомобили, используемые для перевозки опасных грузов.
Транспортные средства, используемые для перевозки опасных грузов, подпадают под обязанность установить тахографы. Это позволяет контролировать время работы водителя и его состояние отдыха, чтобы избежать возможных аварий и происшествий.
Обращаем ваше внимание, что ознакомление с законодательством и консультация с юристом являются важными элементами для определения обязанности в установке тахографа. Регулирования могут различаться в зависимости от страны и региона.
Штрафы за отсутствие тахографа в 2024 году ГИБДД
В случае отсутствия тахографа на транспортном средстве или его неправильной эксплуатации, водитель может быть оштрафован. Штрафы за отсутствие тахографа регулируются административным кодексом Российской Федерации и могут достигать значительных сумм. Например, в случае отсутствия тахографа или его неправильного использования, водителя ожидает штраф в размере от 20 000 до 30 000 рублей. При повторных нарушениях штраф может быть увеличен до 50 000 рублей.
Для борьбы с отсутствием тахографов и улучшения контроля за соблюдением правил по времени работы и отдыха водителей, ГИБДД проводит регулярные проверки транспортных средств. В случае обнаружения нарушений, водителю будет выписан штраф и могут быть применены иные меры ответственности, вплоть до временного задержания транспортного средства. Поэтому водителям грузовиков и автобусов следует тщательно следить за наличием и правильной эксплуатацией тахографа, чтобы избежать неприятных последствий и убытков.
Штраф за отсутствие тахографа в 2024 году
В 2024 и 2024 году тахографы (приборы, контролирующие режим управления транспортными средствами) должны устанавливаться на грузовики категории C и автобусы категории D, которые принадлежат не только юридическим лицам, но и физическим лицам.
Примечание. Сроки установки тахографов на автомобили физических лиц растянуты во времени, однако с 1 января 2024 года они становятся обязательными абсолютно для всех.
Поскольку законодательство предусматривает обязанность по установке тахографов, оно предусматривает и штрафы за их отсутствие. Именно о них и пойдет речь в данной статье:
- Штрафы для физических лиц.
- Штрафы для организаций (юридических лиц и ИП).
Кто имеет право проверять тахографы?
Полномочиями для проверки факта установки и правильности эксплуатации контролирующих устройств обладают сотрудники ГИБДД и представители Ространснадзора. Они могут выписать штраф за тахограф.
В первую очередь ими определяется, имела ли место езда без прибора и соответствует ли оборудование всем предъявляемым требованиям. Затем устанавливаются/исключаются нарушения, связанные с соблюдением режима труда и отдыха (ч. 2 ст. 11.23 КоАП).
Уполномоченные сотрудники вправе выполнять следующие действия:
-
осуществлять визуальный осмотр приборов;
-
знакомиться с распечатками данных;
-
просматривать сведения на экране тахографа;
-
просить предъявить водительскую карточку;
-
осуществлять считывание информации из памяти прибора с целью анализа в специализированном программном комплексе.