Согласование границ земельного участка: все об этом процессе в 2024 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Согласование границ земельного участка: все об этом процессе в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Есть определённое количество правил, которые необходимо соблюдать при заполнении акта, тогда он будет обладать юридической силой. В первую очередь, стоит отметить, что заполнять договор имеет право только квалифицированный кадастровый инженер. Договор можно оформить либо в электронном виде, либо в письменной форме. Все данные, указанные в документе, должны быть актуальными на момент заполнения. Количество копий напрямую зависит от количества участников юридического процесса.

Основные цели акта межевого участка:

  • Официальное оформление права собственности и регистрация в создание базы данных в ЕГРН с последующим вручением кадастровой карты РФ;
  • Постановление на кадастровый учет;
  • Возможность проводить различные операции с недвижимостью;
  • Восстановление утерянных документов;
  • Решение всех конфликтов между владельцами ЗУ;
  • Расчёт суммы налогового сбора.

Согласование местоположения границ земельного участка

Согласование границ участков земли – это неотъемлемый элемент процедуры межевания. Именно согласование определяет юридическую силу процесса межевания и определения земельной собственности. Требования к процессу согласования изложены в статье 39 ФЗ-№ 221, который в 2017 году претерпел некоторые изменения.

Межевание – это процесс, направленный на установление границ участков земли прямо на местности.

Если раньше кадастровые специалисты не выезжали на земельный участок, отмечая границы исключительно на бумаге, то на данный момент процедура проводится только на местности.

Специалисты — кадастровые инженеры — приезжают со всеми геодезическими инструментами на участок и проводят необходимые работы.

Местоположение границ участков земли подлежит обязательному согласованию в том случае, когда в ходе кадастровых работ было уточнено местоположение границ участка или точно установлено местоположение границ смежных участков земли, а сведения о них внесены в Единый госреестр недвижимости.

Важным этапом по установлению границ участка является согласование с соседями и другими заинтересованными в данном земельном участке лицами. Согласно изменениям 2017 г.(п. 3), местоположение границ согласуется с лицами, владеющими смежными участками земли на праве:

  • пожизненного наследуемого владения;
  • собственности;
  • постоянного (бессрочного) пользования;
  • аренды.

От имени указанных лиц в процедуре согласования вправе участвовать их представители, приступившие к работе по нотариально оформленной доверенности. Таким же правом обладают:

  • представители собственников жилья в многоквартирном доме, уполномоченные на то решением общего собрания собственников;
  • представители собственников земельных долей, назначенные решением общего собрания собственников этих долей;
  • представители членов садоводо-огороднического или дачного объединения граждан, уполномоченные решением общего собрания членов данной организации;
  • представители органа госвласти или местного самоуправления, действующие по доверенности, составленной на бланке этого органа и с наличием печати и подписи руководителя (п. 4).

Предметом согласования с заинтересованным лицом при осуществлении кадастровых работ является установление местоположения границы смежных участков. Заинтересованное лицо не имеет права:

  • представлять возражения в отношении местоположения частей границ, которые не являются одновременно частями границ принадлежащего ему участка земли;
  • согласовывать местоположение границ за определённую плату, т. е. на возмездной основе.

ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ

  1. Заказчик после выбора необходимой ему юридической услуги заполняет Онлайн-заказ юридических услуг на веб-сайте Исполнителя.
  2. Для оказания юридических услуг Исполнителем Заказчик обязуется указать в Онлайн-заказе юридических услуг полную и достоверную информацию для оказания услуг, а также приложить скан-копии документов в хорошем качестве в формате pdf, jpg, doс, rtf в соответствии со списком необходимых документов, указанных в Онлайн-заказе юридических услуг.
  3. После заполнения Онлайн-заказа юридических услуг на веб-сайте Исполнителя Заказчик производит акцепт настоящей оферты путем полной оплаты стоимости юридических услуг.
  4. В соответствии с настоящей Офертой Исполнитель приступает к оказанию юридических услуг при одновременном соблюдении следующих условий:
    • Заказчик заполнил Онлайн-заказ юридических услуг и произвел акцепт Оферты путем полной оплаты стоимости юридических услуг;
    • Указанных в Онлайн-заказе сведений и приложенных документов достаточно для оказания услуг (при недостаточности сведений и/или документов Исполнитель запрашивает у Заказчика дополнительную информацию, на время предоставления дополнительной информации приостанавливается оказание юридических услуг по Онлайн-заказу).

    СРОК ДЕЙСТВИЯ, ИЗМЕНЕНИЕ И РАСТОРЖЕНИЕ ОФЕРТЫ

    1. Акцепт Оферты Заказчиком в соответствии с п. 1.3. настоящей Оферты, влечет заключение Договора оказания юридических услуг на условиях Оферты (статья 438 Гражданского Кодекса РФ).
    2. Договор вступает в силу с момента Акцепта Оферты Заказчиком и действует:
      1. до момента исполнения Сторонами обязательств по Договору, а именно оплаты Заказчиком стоимости Услуг и оказания Исполнителем юридических услуг, акцептированных Заказчиком.
      2. до момента расторжения Договора.
    3. Исполнитель оставляет за собой право внести изменения в условия Оферты и/или отозвать Оферту в любой момент по своему усмотрению. В случае внесения Исполнителем изменений в Оферту, такие изменения вступают в силу с момента опубликования, если иной срок вступления изменений в силу не определен дополнительно при их опубликовании.
    1. Исполнитель соблюдает режим конфиденциальности всей информации, полученной от Заказчика в процессе оказания юридических услуг и уполномоченных им лиц, конфиденциальность личной информации Заказчика, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и настоящим Договором.
    2. Заказчик уведомлен и соглашается с тем, что он отправляет информацию по незащищенным каналам электронной связи компьютерной сети общего пользования, и Исполнитель не несет ответственность за сохранность информации, передаваемой по таким каналам электронной связи.
    3. Письменная консультация, письменные документы (заявления, письма, жалобы, претензии и иные по запросу Заказчика), подготовленные Исполнителем, высылаются Заказчику на электронный адрес, указанный им в Онлайн-заказе юридических услуг. Заказчик не вправе использовать полученные от Заказчика документы для распространения среди неограниченного круга лиц и публикации на интернет-ресурсах.
    4. Акцептируя настоящую Оферту, Заказчик выражает своё согласие Исполнителю обрабатывать свои персональные данные, в том числе фамилию, имя, отчество, дату рождения, пол, место работы и должность, почтовый адрес, домашний, рабочий и мобильный телефоны, адрес электронной почты, иные сведения, предоставленные для оказания услуг, включая сбор систематизацию, накопление, хранение, уточнение, использование, распространение, для проведения исследований, направленных на улучшение качества услуг Исполнителя, маркетинговых акций, стратегических исследований и для продвижения услуг Исполнителя путём прямых контактов с Заказчиком с помощью различных средств связи, включая, но не ограничиваясь: почтовую рассылку, электронную почту, информационную сеть Интернет. Заказчик выражает согласие Исполнителю на обработку своих персональных данных с помощью автоматизированных систем управления базами данных и иных программных средств. Заказчик не возражает против передачи Исполнителем своих персональных данных третьим лицам, если это необходимо для реализации настоящего Договора.
    5. Согласие Заказчика на сбор и обработку его персональных данных является бессрочным и может быть отозвано путём направления Исполнителю письменного заявления.

    Постановка земельного участка на кадастровый учет.

    После вступления решения суда в законную силу (у ответчиков будет десятидневный срок на обжалование) его в соответствии с пп. 4 п. 25 Приказа Минэкономразвития России № 412 необходимо включить в состав приложения к межевому плану как документ о разрешении земельного спора и обратиться в соответствующий орган с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет.

    В связи с признанием местоположения смежной границы между земельными участками по межевому плану смежного собственника кадастровой ошибкой в сведениях орган кадастрового учета в соответствии со ст. 28 Закона № 221-ФЗ обязан исправить эту ошибку.

    Следует отметить, что согласно п. 3 ст. 25 Закона № 221-ФЗ при кадастровом учете в связи с уточнением части границ земельного участка, которая одновременно является частью границ другого земельного участка, орган кадастрового учета одновременно вносит соответствующие изменения в сведения о местоположении границ смежного земельного участка.

    Какие нужны документы?

    Уточнение границ земельного участка проводится на основании сведений, которые содержатся в правоустанавливающем документе на земельный участок. Дополнительно могут быть использованы сведения, указанные в документах, определявших местоположение границ участка при его образовании.

    Если таковых нет – уточнение можно провести в соответствии с границами, существующими на местности 15 и более лет и закрепленными с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ участка. Для этого могут потребоваться:

    – ситуационные планы, содержащиеся в техпаспортах объектов недвижимости (расположенных на земельном участке), которые подготовлены органами государственного технического учета и технической инвентаризации (БТИ);

    – материалы лесоустройства;

    – планово-картографические материалы, имеющиеся в районных органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства, органах местной власти;

    – документы по территориальному планированию муниципальных образований;

    – проекты организации и застройки территории дачных, садовых и огородных некоммерческих товариществ.

    Когда согласование не требуется

    Само межевание проводится без согласия соседей. Определение или уточнениями границ земельного участка – это право гражданина или организации. Но после проведения межевых работ потребуется согласование. Однако, в некоторых случаях, регламентированных на законодательном уровне, такой процедуры можно избежать:

    • земельный надел граничит с государственными или муниципальными землями;
    • выдел осуществляется на основании решения общего собрания участников долевой собственности и в соответствии с утвержденным этим собранием проектом межевания;
    • земельный участок граничит с лесничеством или лесопарком;
    • в государственном земельном кадастре имеются сведения (координаты поворотных точек границ), позволяющие определить их положение на местности с точностью, которая соответствует техническим условиям и требованиям, установленным Росземкадастром.

    Процедура проведения согласования

    Процедура согласования состоит из таких действий:

    • Уведомление всех заинтересованных лиц;
    • В назначенное время сбор всех приглашенных заранее граждан в месте расположения участка для возможности объяснения, как будут проходить границы в натуре;
    • Проверка всех документов у собравшихся – предоставляются паспорта, доверенности (если некоторые присутствующие не являются собственниками участков, а лишь представляют их интересы);
    • Демонстрация чертежа межей участка и объяснение всем собравшимся его основных элементов;
    • Разъяснение того, каким образом будут проводиться линии на местности;
    • Ответ на все интересующие вопросы и уточнение прохождения определенных межей непосредственно на самой местности;
    • Составление акта;
    • Проставление подписей всеми присутствующими, при этом протесты оформляются отдельно и прикладываются к составленному акту;
    • Установка вех в поворотных точках. Проведенные линии между такими точками фактически и будут являться межами участков. После окончания такой процедуры самостоятельное перемещение таких вех собственнику надела или участков, смежными с ним, запрещено производить. В случае нарушения требования виновные лица могут быть привлечены к ответственности с необходимостью оплаты штрафа.

    На кого возложена функция по уточнению границ земельных зон

    Обязанность по контролю за крайними точками участков земли возложена на кадастровых инженеров. Это высококвалифицированные специалисты, обладающие необходимыми профессиональными знаниями и имеющие соответствующие государственные свидетельства.

    В перечень полномочий кадастровых инженеров включены:

    • право на ознакомление с документами, удостоверяющими личность собственников земли;
    • право на проверку правоустанавливающих бумаг;
    • возможность предоставлять собственникам земли межевой план и давать по нему необходимые разъяснения;
    • устанавливать границы земельных участков, подлежащих согласованию;
    • проводить собственно согласовывающие мероприятия.

    Актуальная информация о процессе регистрации

    В 2024 году процесс регистрации земельных участков будет регулироваться новыми требованиями. Владельцы или пользователи земельных участков обязаны будет пройти процедуру регистрации своей собственности.

    • Прежде всего, необходимо обратиться в местный орган исполнительной власти, который занимается регистрацией земельных участков. Они предоставят необходимые документы и помогут заполнить все необходимые формы.
    • Одним из обязательных требований для регистрации будет наличие паспорта владельца участка или его представителя.
    • Также необходимо предоставить документы на право собственности или пользования участком.
    • В случае, если участок находится в собственности нескольких лиц, необходимо предоставить согласие всех собственников на регистрацию.
    • При регистрации участка будет установлена плановая стоимость земли, которая будет основой для расчета налогов и сборов.
    • Однако, при регистрации участка необходимо учитывать также факторы окружающей среды и использования земли, когда земельный участок находится в близости к особым или охраняемым зонам.

    Важно отметить, что новые требования к регистрации земельных участков в 2024 году направлены на обеспечение прозрачности и эффективности процесса, а также на защиту прав собственников и окружающей среды.

    Плюсы и минусы новой системы регистрации

    Введение новой системы регистрации земельных участков в 2024 году имеет как свои положительные стороны, так и некоторые недостатки.

    Одним из главных плюсов новой системы является упрощение процесса регистрации земельных участков. Теперь можно будет подать заявление онлайн, без необходимости посещать офисы государственных органов. Это значительно ускорит и упростит процедуру получения своего земельного участка.

    Другим плюсом новой системы регистрации является повышение прозрачности процесса. Все документы будут храниться в цифровом формате и доступны в электронной базе данных. Это снизит уровень коррупции и исключит возможность фальсификации документов. Также это упростит процесс контроля и мониторинга использования земельных участков.

    Однако, есть и некоторые минусы новой системы регистрации. Прежде всего, внедрение такой системы требует определенных финансовых и технических затрат. Необходимо оборудовать специализированные центры, обучить персонал, разработать и внедрить соответствующие программные продукты. Все это может потребовать времени и дополнительных расходов.

    Еще одним минусом является возможное ограничение доступа к системе регистрации из-за технических проблем или сбоев. Если возникнут проблемы с программным обеспечением или серверами, то заявители могут лишиться возможности подать заявление или получить нужную информацию вовремя.

    Таким образом, новая система регистрации земельных участков имеет свои плюсы и минусы. Она упростит и ускорит процесс получения земельных участков, повысит прозрачность процессов и снизит коррупцию. Однако, внедрение новой системы требует некоторых финансовых и технических затрат, а также может сопровождаться техническими проблемами.

    Положения п. 10 ст. 22 Закона о регистрации недвижимости применяются судами при рассмотрении земельных споров о границах участков.

    Самый простой пример подобных споров:

    Собственник участка хочет уточнить границы и обращается к соседу за согласованием. Сосед отказывает, так как считает, что смежная граница должна проходить в другом месте. Оба соседа обращаются в суд с исками об установлении границ участков.

    В этом случае, для правильного разрешения спора, суду надо выяснить:

    • имеются ли изначальные документы о праве, то есть документы, на основании которых участки были образованы и предоставлены их первым владельцам?
    • если имеются, то возможно ли из них определить местоположение границ участков?
    • если нет возможности или нет первичного документа о праве, то имеются ли землеотводные документы на участки?
    • если землеотводных документов нет или в них недостаточно сведений, то где существуют фактические границы участков последние 15 лет или более?

    Любой иной подход будет не правильным. Потому, что границы земельных участков уточняются не хаотично и не как хочется их собственникам или кому-то еще. Границы земельных участков уточняются в порядке, который определен законом.

    Часто мне приходится встречать попытки найти, так называемую, «историческую» границу участка. На вопрос, что понимается под «исторической» границей обычно отвечают «это место, где забор всегда стоял» или что-то созвучное.

    Так вот, такой формулировки как «это место, где забор всегда стоял» и понятия «историческая граница» закон никогда не содержал и не содержит. Поэтому, не имеет никакого значения, где забор стоял в 80-х годах, если на момент уточнения границ участка последние 15 лет забор был расположен в другом месте.

    Точно определенные границы земельного участка могут стать защитой от юридических проблем, которые могут возникнуть с землей. Например, от споров с соседями по границам земельного участка, а также самовольному строительству объектов недвижимости на таком земельном участке. Также наличие границ земельного участка дает возможность беспроблемно совершать с участком любые операции и сделки, например, продать его будет проще, ведь вряд ли покупатели захотят приобретать участок без четких границ.

    Уточнение границ поможет исправить возможные ошибки, в том числе в сведениях о фактически используемой площади. Она может отличаться от той, что указана в сведениях ЕГРН. А ошибочные сведения о площади участка могут стать причиной неверного определения его кадастровой стоимости и, как следствие, неверного определения размера земельного налога.

    Если вы решили разделить земельный участок, такой раздел возможен только при наличии установленных границ существующего земельного участка.

    Кадастровый инженер не сможет установить границы земельного участка просто так, как хочется собственнику. Для проведения работ, в числе прочего, ему потребуются документальные свидетельства, что участок выделен именно в этом месте и именно такой площади.

    Согласно действующему законодательству, уточнение границ земельного участка проводится на основании сведений, которые содержатся в правоустанавливающем документе на земельный участок.

    Дополнительно могут быть использованы сведения, указанные в документах, определявших местоположение границ участка при его образовании.

    Если таковых нет – уточнение можно провести в соответствии с границами, существующими на местности 15 и более лет и закрепленными с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ участка.

    Дополнительные разъяснения даны Департаментом недвижимости Минэкономразвития. Документами, определяющими местоположение границ земельного участка при его образовании и их существование 15 и более лет, могут быть:

    • Ситуационные планы, содержащиеся в техпаспортах объектов недвижимости (расположенных на земельном участке), которые подготовлены органами государственного технического учета и технической инвентаризации (БТИ).

    • Материалы лесоустройства, планово-картографические материалы, имеющиеся в районных органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства, органах местной власти.

    • Документы по территориальному планированию муниципальных образований.

    • Проекты организации и застройки территории дачных, садовых и огородных некоммерческих товариществ.
    Важно: документы должны соответствовать требованиям законодательства, действовавшего в месте издания документа и в момент издания.


    Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *