Какие слои скрываются под асфальтом: устройство дорог и тротуаров

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие слои скрываются под асфальтом: устройство дорог и тротуаров». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для начала давайте определимся с тем, что же подразумевается под самим термином основание — это так называемая несущая часть любой дорожной «одежды», которая позволяет равномерно (при соблюдении всех технологий), распределять нагрузки на другие слои, но ниже лежащие в равномерном количестве. Само же основание может состоять из определенного «пирога» слоев, разрабатываемого в каждом конкретном случае. Нужно понимать, что существует, как главное, так и дополнительное основание, под дополнительными основаниями понимают — морозозащитные, дренирующие слои.

Виды щебня для дорожного строительства

Из всех природных материалов, применяемых в дорожном строительстве щебень можно считать главным.

Объемы производства щебня превышают 3 млрд. кубометров в год. Доля России составляет около 5% от этой суммы, причем примерно 70 млн.м3 ежегодно используется в дорожном строительстве.

В общей стоимости строительства автомобильных дорог расходы на материалы превышают 60%. От их качества во многом зависит безопасность движения, экономическая эффективность автомобильного транспорта, а также потребительские свойства (коэффициент сцепления, ровность и т.д.) и долговечность сооружений. Особенно высоки требования к щебню, применяемому для устройства верхних слоев дорожной одежды. Он должен быть устойчив к отрицательному воздействию природных факторов, а также к механическому истиранию от движущегося транспорта.

Процесс асфальтирования тротуарных дорожек

Технология укладки асфальта тротуарных и пешеходных дорожек ничем не отличается от асфальтирования дорожного полотна. Специалисты применяют два вида асфальтобетона:

  • Горячий асфальт – используется для укладки нового полотна.
  • Холодный асфальт – чаще всего его применяют для ремонтных работ.

Работы с холодным асфальтобетоном можно проводить в любую погоду и любое время года. Холодный асфальт можно приобрести в магазине и выполнить ямочный ремонт самостоятельно.

Работы по асфальтированию проводятся в несколько этапов. Для наилучшего результата, необходимо строго соблюдать правильную последовательность действий.

  • Разметка участка;
  • Подготовка основания;
  • Установка бордюров;
  • Создание песчанно-щебневой подушки;
  • Обработка эмульсией;
  • Укладка асфальта.

Для начала следует определиться с границами дорожек или площадки. Знание площади позволит в дальнейшем рассчитать количество асфальтобетонной смеси, щебня, песка, а также заказать бордюрный камень (если хотите высокие борта ограждения) или поребрик для дорожек.

    • Снимаем слой земли. Нужно учитывать, чем больше нагрузки на асфальтобетонное покрытие, тем больше глубина «корыта». Специалисты советуют снять не меньше 30 см. Делая углубление нужно убрать корни растущих рядом деревьев, потому что в процессе роста они увеличиваются и смогут разрушить покрытие.
    • Установка бортового камня или поребрика по периметру, которые обозначат границы площадки или дорожки, остановят расползание покрытия, а также выполнять декоративную функцию. Для установки необходимо прорыть траншею, чуть шире, чем бордюры. Заливаем в траншею раствор цемента и на него устанавливаем бортовой камень. Хотите избежать неровности границ? Натяните бечевку по обе стороны дорожки.
    • Создание подушки. Дно углубления (корыта) необходимо утрамбовать тщательным образом, чтобы в процессе эксплуатации оно не садилось, что может привести к разрушению покрытия. Теперь нужно засыпать 15-ти сантиметровый слой крупно фракционного щебня и утрамбовать. Следующий слой – мелкофракционный щебень толщиной до 10 см. Снова утрамбовываем. Последний слой – песок. Его толщина от 5 см. Подушка заливается водой, а после этого основание нужно укатать (утрамбовать).
    • Создание дренажа. Чтобы вода не застаивалась на новой дорожке, нужно при укладке асфальтового покрытия сделать небольшой уклон до 20, а также сделать небольшие отводы, которые направят сток воды в землю.
    • Укладка асфальтобетонной смеси. Главное правило при укладке – соблюдать температурный режим смеси. Холодный асфальт будет плохо утрамбовываться и быстро разрушится. Поэтому лучше заказать асфальтобетонную смесь, готовую к укладке, у производителя. Его доставят быстро, а нужная температура сохранится. Теперь нужно равномерно разбросать асфальт по участку дорожки (или всей) и разровнять его шваброй. Там, где есть углубления, нужно досыпать, а где бугорки – разровнять. Учитывайте, что толщина асфальтобетонного покрытия должна быть не меньше 5 см, чтобы обеспечивать достаточную прочность поверхности площадки или дорожки. Все работы нужно проводить максимально быстро, чтобы сохранить температурный режим покрытия. Теперь катком нужно укатать засыпанный отрезок. Чтобы смесь не налипала на барабан катка, его предварительно смазывают дизельным топливом (соляркой), тоже можно сделать и лопатами.

Технология уплотнения асфальта

В процессе уплотнения асфальта самым важным требованием является выполнение этой процедуры с максимально возможным нагревом асфальта.

  • Повышение температуры порядка 100 — 140 ° C приводит к снижению вязкости, ролик прикладывает тангенциально ориентированные силы, преодолевая сопротивление образованию сдвига. Эти условия являются наиболее подходящими для эффекта уплотнения.
    Твердость битумного вяжущего увеличивается по мере охлаждения смеси, что увеличивает усилие, необходимое для уплотнения. Если тесто имеет температуру 70 ° C, его нужно еще трижды пройти валиком. Это необходимо для преодоления как трения песка и камня, так и сил, прижимающих камни к битуму.
  • Наличие специального оборудования с рабочими органами, обеспечивающими уплотнение, позволяет машинам самостоятельно выполнять уплотняющие работы. В этом случае получается максимально равномерное покрытие.
  • Тип используемых катков определяется конструкцией асфальтоукладчика и силой, с которой выполнялась предварительная прокатка. Обычно доуплотнение осуществляется 5-6-тонными катками или пневматическими машинами.
  • Время, необходимое для проведения процедуры, определяется толщиной слоя, типом асфальта и погодными условиями, в которых проводятся работы. Если работы проводить на морозе при -10 ° С и ниже, это займет несколько минут.
Читайте также:  Проезд в пригородных электричках для многодетных семей в 2024 году СПБ

Устройство дорожных одежд из гравийных и щебеночных материалов

Гравийные и щебеночные дороги гарантируют круглогодичное использование, а также возможность проведения строительных работы в любых погодных условиях.

Подобную дорожную одежду устраивают на заранее подготовленном участке грунта, если земляной покров связной обустраивают серповидной профиль. На грунтах с высокой дренажной системой, рекомендуется устанавливать полуоткрытый профиль.

Но, наиболее распространение получили дороги с полностью отсыпным основанием, то есть, с начало подготавливается песчаная подушка выше уровня грунта, затем подсыпается обочина, тем самым формируется, так называемый корытный профиль. Такой тип конструкции наиболее оптимален при отсутствии строительных материалов.

Гравийные и щебеночные дороги отсыпают в один слой, если толщина не более 20 см. Если высота одежды более 20 см. то устраивается два слоя, с тщательной трамбовкой каждого.

Гравийно-щебеночное основание

Полировка и покрытие фар лаком При устройстве некоторых дорожных магистралей, с повышенным потоком автомобиля, принимается решение об использовании комбинированного типа «подушки» — гравийно-щебеночная. При устройстве тех же тротуаров, используют какой-то один из слоев, для снижения себестоимости и соответственно расходов.

Основание, на котором уложены слои щебня или гравия, является несущим (или основным) слоем «дорожной одежды», так как у него самая ответственная роль – он воспринимает транспортную нагрузку и распределяет ее на земляное полотно. Роль его велика, и работы по устройству щебеночного основания являются самыми трудоемкими. Отсыпку щебня производят послойно с последующим уплотнением. Применяют только строго сортированный щебень или гравий различных фракций.

Технологический цикл состоит из следующих этапов:

  • Россыпь крупнофракционного щебня (h 0,15 -0,25 м).
  • Планировка автогрейдером.
  • Тщательное уплотнение.
  • Россыпь мелкофракционного щебня (h 0,1 – 0,2 м).
  • Выравнивание автогрейдером.
  • Уплотнение с проливкой.
  • Финишная россыпь, уплотнение и проливка расклинцовывающей фракцией.

Основные виды дорожных покрытий

Допускаемая скорость и удобство движения – определяются в основном покрытиями, которые могут быть разделены на основные конструктивные типы.

Асфальтобетон представляет собой искусственный строительный материал, который получается при уплотнении в горячем состоянии смеси, состоящей из подобранного по крупности малопористого каменного остова – щебня или гравия и песка, связанных между собой смесью тонкого минерального порошка с битумом, вводимым в зависимости от состава асфальтобетонной смеси в количестве от 3,5 до 9 %. Различают асфальтобетоны крупнозернистые, мелкозернистые и песчаные. Особенностью асфальтобетонов является зависимость их свойств от температуры.

Цементобетонные покрытия обладают большой монолитностью и высоким сопротивлением нагрузкам. Их строят в виде отдельны плит размерами в плане 3 : 4 или 6 : 7 м при толщине от 18 до 24 см. Плиты отделяются друг от друга швами, необходимые для компенсации изменений и длины при колебаниях температуры. Различают швы расширения, сокращающиеся при удлинении плит, и швы сжатия, расширяющиеся при укорочении плит. Для обеспечения совместной работы плит и сохранения их взаимного расположения в швы вводят стальные стержни – штыри, которые обеспечивают возможность изменения длины плит и передают с одной плиты на другую вертикальные нагрузки и частично изгибающие моменты. Свойства цементобетонных покрытий не меняются при колебаниях температуры. При правильном подборе состава бетонной смеси и соблюдении технологических правил строительства износ цементобетонных покрытий незначителен, и они более долговечны, чем другие виды дорожных покрытий.

Пропитка – введение эмульсий или разогретых вязких битумов и дегтей в покрытие путем разлива по поверхности не полностью укатанного слоя щебня одинаковой крупности. Покрытия из щебня и гравия, обработанные органическими вяжущими материалами, хорошо сопротивляются разрушающему действию движения автомобилей благодаря прочному соединению каменных частиц, вводимых вяжущими. Такие одежды водостойки.

Устройство грунтовой дороги

Перед тем как строить новую дорогу, нам нужно проложить для неё оптимальный маршрут. В большинстве случаев потребуется получить разрешение на её строительство у местных властей. Подробно на этой теме мы останавливаться не станем и будем считать, что у нас оно уже есть. Маршрут нужно прокладывать максимально прямым, избегая высоких холмов и влажных низин. Такой подход позволит сэкономить на строительстве дороги немалые средства.

Теперь нам нужно определиться с шириной будущей дороги. В большинстве случаев, грунтовую просёлочную дорогу строят однополосной, для проезда только в одну сторону. Для разъезда транспортных средств устраиваются небольшие площадки на расстоянии 100 — 200 метров между ними. Ширина насыпи такой дороги обычно от 3 до 4 метров

Читайте также:  Реквизиты уфкпо Москве для оплаты аренды за землю в 2024 году

Здесь важно учитывать следующий момент — чем шире дорога, тем стабильнее дорожное полотно. Ширина придорожной канавы обычно не превышает одного метра

Между канавой и насыпью необходимо наличие обочины шириной не менее метра.

Усовершенствованные капитальные: цементобетонные, асфальтобетонные; из прочных щебеночных материалов, обработанных в смесителях вязкими битумами или дегтями; мостовые из брусчатки и мозаики на каменном или бетонном основании.

Усовершенствованные облегченные: из щебеночных и гравийных материалов, обработанных органическими вяжущими, из холодного асфальтобетона, из грунта, обработанного в установке вязкими битумами.

Переходные: Из щебеночных естественных каменных материалов и шлаков и гравийные; из грунтов и местных слабых минеральных материалов, обработанных жидкими органическими вяжущими.

Низшие – грунтовые, укрепленные различными местными материалами.

Для каждой категории дороги принимают определенные типы покрытия:

Дороги V категории с интенсивностью движения менее пятидесяти автомашин в сутки допускается устраивать без одежды. Следует, однако, учитывать, что дороги с покрытиями низшего типа в большинстве случаев ограничивают проезд автомобилей весной, осенью и в период интенсивных дождей.

Для подготовки основания под асфальт также можно применять железобетонные плиты и/или бетонный фундамент, залитый из монолитного бетона. Этот способ подготовки под асфальтирование применяется достаточно редко поскольку по своей стоимости он гораздо дороже. Асфальтирование с железобетонным основанием делают при возведении взлетно-посадочных полос в авиастроительной сфере.

Как только вам выполнят доставку асфальта самосвалом необходимо сразу же приступить к его укладке. Для этих целей вы можете использовать асфальтоукладчик. Узкие дорожки забрасывают асфальтом при помощи лопаты, а потом утрамбовывают его с помощью вибрационной плиты. Исходя из толщины асфальта, сразу после его распределения по поверхности, следует немедленно начинать его уплотнение самоходными или ручными устройствами.

Рекомендуем прочесть: Льготы при рождении 3 ребенка в 2019 году

Составляющие покрытия

Качество конечного покрытия зависит от многих факторов. Одним из них является натуральная подложка. Если говорить точнее, то речь идет о грунте, который будет находиться под дорожной одеждой. Он и является первым слоем. В некоторых местностях возможно сильное смещение поверхностного грунта, поэтому приходится углубляться до определенного уровня, который более устойчив, а также делать больший слой насыпи. Важным моментом при укладке дорожного полотна является обеспечение дренажей. Они своевременно отводят дождевую и другую воду, которая, задерживаясь, может привести к разрушению дорожного полотна. Особенно это происходит в холодные период года, когда жидкость, замерзая в порах, расширяется и приводит к деформации асфальта.

В ширину дорожного полотна включается не только проезжая часть. В расход материала также включаются обочины, на которых паркуются автомобили. Качественна дорожная одежда состоит из нескольких типов слоев. Она рассчитана на продолжительный срок службы. Такое дорожное покрытие требует больших затрат при производстве, но меньше при последующем обслуживании, т. к. срок службы продолжительный. При своевременном выполнении ремонтных работ износу подвергается только верхний слой. Нижний слой дорожного покрытия, который служит основой и обеспечивают несущие свойства должен оставаться без повреждений, т. к. для его ремонта придется перестилать значительную часть. Ниже несущего покрытия находится основание. В дорожном покрытии оно обеспечивает равномерное распределение нагрузок на подложку или грунт, что исключает продавливание под большим весом грузовиков.

В местностях, где температура опускается далеко за ноль в зимнее время есть еще дополнительный пласт к основанию. Его задачей является передача нагрузки и ее распределение по грунту, а также обеспечение устойчивости всей дорожной одежды к воздействию разрушительного воздействия морозов. В территориях, где наблюдаются значительные осадки и может задерживаться вода, есть дренажный слой, который своевременно отводит влагу от полотна. В этих целях могут укладываться: крупнозернистый песок, щебень, грунт, который дополнительно обрабатывается добавками, улучшающими его устойчивость, измельченная горная порода. Где перечисленные варианты недоступны, в ход идут местные строительные материалы.

Чем отличается асфальт от асфальтобетона?

Асфальтобетонная смесь — искусственный материал, который получают смешиванием твердых ингредиентов с нефтяным дорожным битумом.

Природный асфальт образуется в процессе загустевания и окисления нефти, выступившей на поверхность земли в виде пластовых залежей, отдельных жил или озер.

Слово «асфальт» в переводе с древнегреческого обозначает горную смолу. Это легкоплавкое вещество черного цвета. Излом раковистый, матовый или блестящий. Содержит до 70% нефтяного битума.

Крупнейшие источники природного асфальта — Мертвое море в Израиле, озеро Пич-Лейк в Тринидаде. Древние сирийцы добывали твердый битум, всплывавший на поверхность огромными глыбами, вес которых достигал 1000 кг.

Горную смолу применяли для гидроизоляции кораблей, стен хижин, полов зернохранилищ, а также изготовления красок или лаков. В Древнем Египте вещество использовали для бальзамирования умерших.

Запасы природного асфальта ограничены. Из высококачественного сырья изготавливают живописные краски, лакокрасочную продукцию. В дорожном строительстве при устройстве асфальтобетонного поверхностного покрытия замещают часть жидкого битума твердым. При этом значительно повышается стойкость к воздействию шипованных автопокрышек.

Читайте также:  Куда подавать на алименты на ребенка после развода Москва

Технологическая карта на устройство автодороги к радиорелейным станциям с покрытием из асфальтобетона

МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ СССР

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ СООРУЖЕНИЙ СВЯЗИ

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ БЮРО СТРОИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ СВЯЗИ

УТВЕРЖДАЮ

ЗАМ. УПРАВЛЯЮЩЕГО ТРЕСТОМ

«РАДИОСТРОЙ»

А.Г. ЧЕРНЫШКОВ

«24» ноября 1980 г.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НА УСТРОЙСТВО АВТОДОРОГИ К РАДИОРЕЛЕЙНЫМ СТАНЦИЯМ С ПОКРЫТИЕМ ИЗ АСФАЛЬТОБЕТОНА

Москва — 1981

1.1. Технологическая карта разработана по заявке треста «Радиострой». Карта может быть применена также в тресте «Межгорсвязьстрой» при строительстве дорог к ОУПам.

Технологическая карта разработана в соответствии с «Руководством по разработке типовых технологических карт в строительстве» (ЦНИИОМТП Госстроя СССР, 1976).

1.2. В состав работ, рассматриваемых картой, входят:

— разбивка трассы дороги;

— планировка поверхности земляного полотна;

— устройство корыта и его уплотнение;

— устройство подстилающего слоя из песка;

— укладка щебеночного основания;

— устройство двухслойного асфальтобетонного покрытия;

— отделка асфальтобетонного покрытия.

При разработке настоящей Технологической карты использованы материалы проекта РРЛ-8К-II (Заказ 4337).

2.1. К выполнению дорожных работ следует приступать после полного обустройства места работ всеми необходимыми временными дорожными знаками и ограждениями.

2.2. Для разбивки трассы дороги необходимо вынести теодолитом ось дороги на местности и закрепить ее металлическими штырями.

Металлической лентой произвести разбивку пикетов, которые закрепляют на расстоянии 1/2 ширины дороги плюс 1 м деревянными кольями и устанавливают рядом с каждым вешку-сторожок. При нивелировании вертикальных отметок на каждом пикете на сторожке указывать глубину выемки или высоту насыпки простым карандашом.

Контроль за производством земляных работ вести между пикетами с помощью ходовых визирок с последующей проверкой геодезическими инструментами.

Контроль за укладкой конструктивных элементов вести также с помощью ходовых визирок и обязательной проверкой нивелиром.

2.3. Работу по строительству дороги следует начинать с грубой планировки поверхности полотна дороги, с создания поперечных и продольных уклонов и устройства канавы для отвода поверхностных вод автогрейдером типа Д-710А (Д-144) или бульдозером с универсальным ножом.

2.4. Корыто для дорог с асфальтобетонным покрытием, рассматриваемых настоящей картой, устраивать автогрейдером (или бульдозером), срезая грунт на глубину 20 ± 3 см и ширину больше ширины покрытия на 0,5 м. Дно корыта уплотнять прицепным катком.

2.5. Песок для подстилающего слоя подвозить к месту работ на автомобилях-самосвалах ЗИЛ-585 и распределять автогрейдером Д-144 или бульдозером Д-271 (С-80). Поверхность подстилающего слоя планировать так, чтобы при прикладывании 3-метровой рейки величина просвета не превышала ± 10 мм.

2.6. Для устройства щебеночного основания под укладку асфальтобетона материалы (щебень, гравий, гравийно-песчаную смесь) завозят на заранее спланированное и уплотненное земляное полотно.

Россыпь щебня, гравия, гравийно-песчаной смеси производят слоем толщиной не более 18 см (в плотном теле). Толщину слоя определяют с учетом коэффициента уплотнения, равного 1,2 — 1,3.

Окончательную планировку и отделку верхнего слоя основания произвести вручную с проверкой поверхности в продольном направлении рейками, а в поперечном — шаблоном. Щебень для устройства обочин уложить за линией укладки асфальтобетонного покрытия равномерно по длине укатки слоя щебеночного основания толщиной до 18 см. Укатку произвести моторными катками весом до 10 т. Число проходов катка по одному следу — 30.

Перекрытие предыдущего следа должно быть на 1/3 ширины барабана катка.

2.7. Технологический процесс устройства асфальтобетонного покрытия по щебеночному основанию включает в себя четыре этапа:

— подготовительные работы;

— устройство нижнего слоя;

— устройство верхнего слоя;

— отделка поверхности покрытия.

Подготовительные работы

Перед началом асфальтирования произвести приемку основания, заключающуюся в проверке прочности материала основания и его ровности, а также геометрических размеров. Приемка основания оформляется актом на скрытые работы. Толщину основания определять вскрытием его через определенное расстояние (одно вскрытие на 1000 м2) и замером фактической толщины.

Продольные и поперечные уклоны, а также ровность основания проверить нивелиром или шаблоном. Неровность основания более 5 см исправлять заблаговременно устройством выравнивающего слоя из щебня, произвести тщательную очистку основания от грязи и пыли поливомоечной машиной ПМ-130. Перед укладкой асфальтобетонной смеси поверхность основания покрыть битумной эмульсией.

В процессе разлива необходимо строго следить за толщиной пленки битумной эмульсии, не допуская ее концентрации в пониженных местах покрытия, а также загрязнения эмульсией лицевой поверхности бортовых камней.

Расход эмульсии на 1 м2 основания составляет 500 — 700 г.

К укладке асфальтобетона приступать после распада эмульсии и испарения из нее воды (через 0,5 — 2 ч в зависимости от погоды).

Для обеспечения заданного профиля установить контрольные маяки.

Устройство нижнего слоя

Нижний слой выполнить по следующей технологической схеме:

— распределить битумноминеральную смесь;

— уплотнить битумноминеральную смесь по линии сопряжения полос в продольном и поперечном направлениях:

первичное уплотнение смеси,

промежуточное уплотнение смеси,

окончательное уплотнение смеси.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *