Санкции за непредоставление аудиторского заключения в 2024 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Санкции за непредоставление аудиторского заключения в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Аудиторское заключение, полученное в результате обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, необходимо предоставлять в ФНС вместе с бухгалтерской отчетностью, или в срок, не позднее 10 рабочих дней с даты, следующей за датой аудиторского заключения, но не позже 31 декабря года, который идет за годом, по которому составляется бухгалтерская отчетность (ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Если закон не обязывает компанию проводить аудит

Если ваша компания не попадает под условия проведения обязательного аудита, вы можете провести инициативный аудит для того, чтобы:

  • Убедиться в достоверности отчётности. Мы выявим слабые места в ведении бухгалтерского учёта, составлении финансовой отчётности, документообороте, внутреннем контроле и поможем устранить недостатки. Это повысит доверие к информации, которую компания представляет собственникам, инвесторам, банкам и своим партнёрам по бизнесу.
  • Убедиться в профессионализме сотрудников. Мы проверим, насколько точно сотрудники финансового и бухгалтерского отделов учитывают последние изменения в законодательстве. Также вы снизите риски в случаях ухода из компании главного бухгалтера или материально-ответственных лиц.
  • Выявить налоговые риски. Вы получите рекомендации по устранению/снижению рисков и помощь в корректировке налоговых деклараций и уточнении налоговых обязательств до проведения проверок контролирующих органов.

Кто продолжит проходить обязательную аудиторскую проверку, несмотря на изменения

Рассматриваемые изменения в Закон № 307 – ФЗ начали действовать с 01.01.2021.

В особом порядке установлено применение новых норм в следующей ситуации.

Организация по старым правилам должна была провести аудиторскую проверку в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год и (или) ранние периоды, а по новым — нет, и аудитором начато исполнение договора о проведении обязательного аудита до 01.01.2021.

При таких обстоятельствах нормы ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ в новой редакции не работают. Новые правила применяются обозначенной организацией уже при аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год.

Соответственно, новые правила не действуют в случае, если аудиторы уже начали работать по договорам с теми, кто с 2021 года выведен из-под обязательного аудита.

Выгода от получения аудита

Основные преимущества, которые получает компания при проведении аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности, это уверенность в том, что:

  • существенные ошибки в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности отсутствуют;
  • изменения в нормативные правовые акты учтены, необходимые первичные документы и имущество в наличии; по проведению инвентаризации, и по ее результатам нет вопросов;
  • размер чистой прибыли рассчитан верно, дивиденды начислены и выплачены в полном объеме, учет произведен по правилам;
  • руководством принимаются решения, которые не влекут налоговых рисков и идут на пользу компании и учредителям, финансовая часть не страдает.

Наличие аудиторского заключения дает дополнительные конкурентные и инвестиционные преимущества:

  • бухгалтерская (финансовая) отчетность, по которой есть аудиторское заключение, имеет совершенно другой статус для внешних пользователей — вызывает больше доверия к показателям отчетности, деятельности компании в целом;
  • в ситуации, связанной с пандемией, многие компании обращаются в кредитные организации, которые требуют предоставить аудиторское заключение к бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • не останавливается работа по заключению договоров в рамках проведения тендеров — как правило, при участии фирмы в тендерах требуется аудиторское заключение.

С учетом текущей ситуации в налоговом контроле, ценность от проведения аудиторской проверки не снижается, так как она входит в комплекс эффективного и осмотрительного сопровождения бизнеса.

В процессе аудита можно выявить не только налоговые риски, но и резервы для роста реальных финансовых доходов и оптимизации финансовых расходов компании.

Штрафы со стороны налоговой службы

Ответственность, которая может быть вменена налоговым органом за непредъявление в установленный срок документов, предусмотрена п.1 ст.126 НК РФ.

Так, цена непредставления в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, составляет 200 рублей за каждый непредставленный документ (п.1 ст.126 НК РФ).

Cогласно ст. 6 Федерального закона от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее по тексту – Закон №307-ФЗ) аудиторское заключение — это официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

Кого оштрафуют за отсутствие обязательного аудита

Ряд организаций, в соответствии со статьей 5 Федерального закона № 307-ФЗ от 30.12.2008, обязаны проходить обязательную независимую проверку финансово-хозяйственной деятельности. За отказ или несоблюдение сроков юридическому лицу и его руководству придется отвечать перед законом. О том, какие штрафные санкции за отсутствие аудиторского заключения существуют, расскажем далее.

  1. По публично-правовой форме:
    • акционерные общества;
    • общества с государственной долей, превышающей четверть;
    • государственные унитарные предприятия;
    • фонды (кроме внебюджетных);
    • государственные корпорации и компании;
    • публично-правовые компании.
  2. По финансовым показателям:
    • объем выручки за прошлый год — более 400 млн рублей;
    • стоимость активов за прошлый год — более 60 млн рублей.
  3. По видам деятельности:
    • банковские и кредитные;
    • страховые;
    • клиринговые;
    • микрофинансовые;
    • СРО;
    • участники рынка ценных бумаг;
    • организаторы торгов;
    • депозитарии;
    • инвестиционные фонды;
    • политические партии;
    • застройщики, работающие в сфере долевого строительства;
    • региональные операторы в сфере ЖКХ;
    • туроператоры.

Когда стоит проходить аудит, даже если он не обязателен?

Можно провести аудит самостоятельно, даже если он не предусмотрен законом, в следующих случаях:

  1. Желание выяснить, нет ли каких-либо нарушений или «уязвимых мест» в оформлении отчётности и общей хозяйственной деятельности организации. Подобный взгляд со стороны может стать толчком к пересмотру привычных бизнес-процессов, чтобы оптимизировать их и привести в соответствие с внутренними регламентами и нормами законодательства.

  2. Увольнение главного бухгалтера. Аудиторское заключение поможет новому специалисту быстрее сориентироваться в финансовой деятельности компании, а также подстрахует на случай, если уволившийся бухгалтер выполнял свою работу с ошибками.

  3. Привлечение средств инвесторов. Если фирма намерена сотрудничать с инвесторами, то наличие аудиторского заключения поможет последним принять решение, стоит ли вкладывать капитал в конкретное предприятие.

Штрафы за непроведение обязательного аудита

Законом № ФЗ-307 «Об аудиторской деятельности» утвержден перечень организаций, деятельность которых подлежит аудиторской проверке в обязательном порядке. В статье разберем, какая ответственность предусмотрена для предприятий при нарушении порядка, установленного ФЗ-307, также выясним, какие штрафы за непроведение обязательного аудита вправе взыскать контролирующие органы с организаций-нарушителей.

  • кредитные организации, страховые фирмы, клиринговые компании, бюро кредитных историй, управляющие компании инвестиционных фондов;
  • организации, которые в соответствие с пп.5 п.1 ст.5 обязаны публиковать финансовую отчетность;
  • компании с объемом годовой выручки более 400 млн. руб., а также фирмы с ростом активов более 60% по сравнению с предыдущим годом;
  • участники рынка ценных бумаг.

Штрафы за непроведение аудита и санкции к руководству компании в 2022 году

Санкции и административная ответственность со стороны Росстата не так критичны и ощутимы для предприятий. Максимальная сумма – до 5 тыс. рублей. На должностное лицо могут выписать штраф максимум до 500 рублей. Норма закреплена в ст. 19.7 КоАП РФ.

Также важно понимать, что сам штраф и его уплата – это только санкция, но ее выполнение не освобождает субъекта от предоставления самого аудиторского заключения. И даже если заплатить 5 000 рублей за отсутствие документа, все равно нужно предъявить и саму бумагу (п. 4. ст. 4.1 КоАП).

  • 4 факта об обязательном аудите
  • Цена вопроса или сколько потеряет компания
  • Чем компания рискует без качественного аудита?
  • Сроки привлечения руководителя к ответственности

В настоящее время продолжается обсуждение увеличения санкций и штрафов по отношению к компаниям, не прошедшим обязательный аудит, предусмотренный законом, и не предоставившим аудиторское заключение. Кроме того, ответственность за отсутствие аудиторского заключения распространяется и на контролирующих должника лиц (КДЛ) — собственников, руководителей и бухгалтеров. В материале рассказываем, что необходимо помнить об ответственности за непроведенный аудит, а также чем рискует компания без качественного аудита?

Сейчас за непредоставление АЗ штрафы небольшие: 3-5 тыс. руб. для юрлица, а на руководство могут наложить штраф и вовсе в 300-500 руб.

При этом рассматривается проект изменений в КоАП, по которому штраф для юрлиц за отсутствие аудиторского заключения составит минимум 700 тыс. руб.

АО же уже сегодня придется заплатить существенно больше, чем иным юрлицам: для них штрафы за неопубликованное в установленный срок аудиторское заключение от 700 тыс.руб. до 1 млн руб., а руководителям — штраф от 30 до 50 тыс. руб. Такой же штраф взимается и за раскрытие информации не в полном объеме, или недостоверной, вводящей в заблуждение информации, в том числе и в отношении публикуемой бухгалтерской отчетности (ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ).

За 2021 год АО должно опубликовать аудиторское заключение на специальной странице в сети Интернет, предоставляемой одним из аккредитованных агентств, не позже 3 дней с даты составления, но не позднее 30 апреля 2022 года (п. 1.6, 58.2, 58.3 Положения Банка России № 714-П от 27.03.2020).

Аудиторское заключение необходимо предоставить в ИФНС в течение десяти дней с даты его получения и до 31 декабря следующего года, после отчетного периода.

Судебная практика:

  1. Общество опубликовало бухгалтерскую отчетность без аудиторского заключения. Результат: Общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в сумме 700 тыс. руб. Общество оспорило данный штраф, который судом был снижен до 350 тыс руб. с учетом финансового состояния Общества, отсутствия информации о привлечении Общества к административной ответственности за аналогичные правонарушения и иных обстоятельств. Апелляция оставила данное решение без изменений (Постановление Пятнадцатого ААС от 01.06.2020 г. N 15АП-2374/2020).

  2. Обществом опубликована годовая бухгалтерская отчетность без аудиторского заключения, которое было опубликовано отдельно за пределами установленных сроков. За данное нарушение Общество было привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 700 тыс. руб., который был оспорен и снижен судом до 350 тыс. руб. Апелляционная инстанция решение суда оставила в силе (Постановление Семнадцатого ААС от 16.01.2020 г. N 17АП-18443/2019-АК).

Читайте также:  Что положено за 3 ребёнка в 2024 Волгоград

За искажение данных бухгалтерской отчетности предусмотрены санкции по статье 120 НК РФ — от 10 тыс. руб. до 30 тыс. руб. и по статье 15.11 КоАП — от 5 тыс. руб. до 20 тыс. руб. с возможностью дисквалификации ответственных должностных лиц на срок до 2 лет.

Ответственность за уклонение от проведения обязательного аудита

Текущая ситуация такова, что законодательство весьма лояльно относится к нарушителям, не представившим аудиторское заключение в нужные сроки: штраф для юридического лица составляет всего 3 000-5 000 руб. и 300-500 руб. — для должностного лица. Сдать же аудиторское заключение нужно в течение 10 рабочих дней после даты аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря следующего за отчётным года. Здесь работает требование, установленное ст. 18 ФЗ от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте», а мера ответственности прописана в статье 19.7 КоАП РФ.

Обратите внимание, что не сдать заключение и не сделать его — совершенно разные вещи. Для тех, кто решил проигнорировать требования законодательства и в течение 5 лет потерял или не получил аудиторское заключение предусмотрена более жесткая классификация — «грубое нарушение требований к бухгалтерской (финансовой) отчётности». Тем не менее, сумма штрафа для бизнеса все также не представляет особых проблем: административный штраф в этом случае составляет 5 000 — 10 000 руб. для должностных лиц, а при повторном совершении данного правонарушения — 10 000-20 000 руб. или же предусмотрена дисквалификация на срок 1-2 года.

Надо помнить, что даже если вы заплатили штраф, то аудиторское заключение придется все равно сделать. Эти требования можно подробно изучить в последнем абзаце Примечания 1 к ст. 15.11 КоАП, а меры ответственности — соответственно в п. 1 и п. 2 ст. 15.11 КоАП.

В отношении акционерных обществ предусмотрено больше ответственности: компаниям назначают выплатить штраф 700 000-1 000 000 руб., должностным лицам — 30 000-50 000 рублей или дисквалифицируют на срок 1-2 года. Ответственность наступает в случае неопубликования аудиторского заключения в установленный срок. По общему правилу в 2021 году раскрыть, т.е. опубликовать отчетность вместе с аудиторским заключением будет необходимо не позднее 05.04.2021. Подробнее прописано в п. 71.4 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Банком России 30.12.2014 No 454-П и зарегистрированного в Минюсте России 12.02.2015 No 35989. Ответственность предусмотрена в ч. 2 ст. 15.19 КоАП..

История 1. Общество не избрало и не привлекло аудитора и поэтому не предоставило аудиторское заключение в установленный срок. Организации был назначен штраф в размере 700 000 руб. Данный штраф был оспорен обществом, но суды оставили штраф без изменений (постановление от 9.04.2019 № 06АП-615/2019 Шестого арбитражного апелляционного суда).

История 2. Общество предоставило аудиторское заключение в июне, то есть позже установленного срока. Причиной нарушения срока предоставления было несвоевременное заключение договора на аудит. В суде общество объяснило это отсутствием денежных средств. Данное обстоятельство повлияло на установление обществу штрафа в сумме 350 000 руб., то есть ниже низшего предела, но не повлияло на решение суда, который оставил назначенный штраф без изменений (Постановление от 22.04.2019 № Ф03-1384/2019 Арбитражного суда дальневосточного округа, Постановление от 16.01.2019 № 06АП-7142/2018 Шестого арбитражного апелляционного суда).

История 3. Аудиторское заключение было опубликовано в июне, и общество сослалось на отсутствие денежных средств. Данное обстоятельство было учтено при назначении обществу штрафа в уменьшенном размере 350 000 руб., который был оставлен судом без изменений (Постановление от 26.12.2018 № 06АП-7003/2018 Шестого арбитражного апелляционного суда).

История 4. Общество ссылалось в суде на тяжелое финансовое положение, оспаривая назначенный в уменьшенном размере штраф в сумме 350 000 руб., суд оставил данный штраф без изменений (Постановление от 14.02.2019 № А65-34078/2018 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда).

История 5. При отсутствии в деле обстоятельств недостаточности денежных средств и опубликования аудиторского заключения с опозданием в 3 дня после установленного крайнего срока обществу был назначен штраф в размере 700 000 руб. Общество обратилось в суд с просьбой отмены данного штрафа, сославшись на малозначительность правонарушения, но суд оставил штраф без изменений (Постановление от 16.03.2018 № 09АП-4542/2018 Девятого арбитражного апелляционного суда).

История 6. Суд признал правонарушением отсутствие аудиторского заключения у общества, которое было признано банкротом и в отношении которого было открыто конкурсное производство, и согласился с назначением штрафа конкурсному управляющему (Постановление от 15.01.2018 Верховного суда республики Башкортостан).

Как правило, судебная практика выступает на стороне государства. Суммы, которые приходится заплатить бизнесу в качестве штрафов, часто выше стоимости аудита.

В будущем государство намерено усиливать контроль над проведением финансового аудита. В настоящее время рассматривается проект изменений в КоАП, предусматривающий увеличение штрафов за непредставление аудиторского заключения в налоговую инспекцию до 700 тыс. руб. для всех юридических лиц. Кроме того, для любой организации важны независимая проверка и «взгляд со стороны», которые и предоставляет аудитор.

Вывод напрашивается сам собой: легче сделать аудит, чем встречаться с системой в суде и платить штрафы.

В соответствии с частью 1 статьи 15.11 КоАП РФ , это грубое нарушение требований законодательства к бухучету. Должностное лицо в этом случае заплатит штраф 5000-10 000 рублей. Но ответственность за отсутствие обязательного аудита с него снимут, если оно выполнит ряд условий:

Обязательный экземпляр отчетности представляется экономическим субъектом в виде электронного документа по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. При представлении обязательного экземпляра отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется в виде электронного документа вместе с такой отчетностью либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

  • компании акции, которых, участвуют в биржевых торгах;
  • выручка организации (от 400 млн. рублей), полученная от продажи товаров / оказания услуг за год, предшествующий отчетному периоду;
  • компании с активами бухгалтерского баланса (от 60 млн. рублей).
  • в иных случаях, установленных федеральными законами.

Ответственность за непроведение обязательного аудита 2020

Наша компания является аккредитованной на проведение аудита. Аудит проводит ИП Кобякова И.Б., член саморегулируемой организации аудиторов (СРО НП ААС № 21206028677). По завершению аудита мы выдадим рекомендации по работе бухгалтерии. .

История 2. Общество предоставило аудиторское заключение в июне, то есть позже установленного срока. Причиной нарушения срока предоставления было несвоевременное заключение договора на аудит. В суде общество объяснило это отсутствием денежных средств. Данное обстоятельство повлияло на установление обществу штрафа в сумме 350 000 руб., то есть ниже низшего предела, но не повлияло на решение суда, который оставил назначенный штраф без изменений (Постановление от 22.04.2021 № Ф03-1384/2021 Арбитражного суда дальневосточного округа, Постановление от 16.01.2021 № 06АП-7142/2021 Шестого арбитражного апелляционного суда).

Надо помнить, что даже если вы заплатили штраф, то аудиторское заключение придется все равно сделать. Эти требования можно подробно изучить в последнем абзаце Примечания 1 к ст. 15.11 КоАП, а меры ответственности — соответственно в п. 1 и п. 2 ст. 15.11 КоАП.

История 3. Аудиторское заключение было опубликовано в июне, и общество сослалось на отсутствие денежных средств. Данное обстоятельство было учтено при назначении обществу штрафа в уменьшенном размере 350 000 руб., который был оставлен судом без изменений (Постановление от 26.12.2021 № 06АП-7003/2021 Шестого арбитражного апелляционного суда).

Предоставление финансовой и бухгалтерской отчетности контролирующим органам регулируется на федеральном уровне. Несоблюдение законодательных норм влечет за собой соответствующее наказание. Рассмотрим, какие санкции предусмотрены за непроведение обязательного аудита.

*несвоевременное представление (или в неполном составе, или с иными нарушениями порядка представления) юридическим лицом в налоговый орган такой годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) АУДИТОРСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ о ней

Проводя поэтапный процесс, который может протекать на протяжении всего года, довольно просто устранить все недочеты, выявленные аудитом в налоговом или бухгалтерском отчете. Выбрав такой вид проверки, ожидать контролеров следует только к четвертому кварталу, а сама процедура займет несколько календарных дней с учетом проверки, подготовки и вынесения заключения органами контроля.

Не стоит следовать заблуждению о том, что гарантией качества являются только компании Большой Четвёрки (Big 4). Качество услуг, предоставляемых Awara, сопоставимо с уровнем Большой Четвёрки, при этом стоимость наших услуг намного доступней.

Отсутствие аудиторского заключения.
Данное нарушение ведёт к наложению на должностных лиц штрафа в размере 5 000 — 10 000 рублей, при повторном нарушении — до 20 000 руб. или дисквалификация сроком до двух лет.

За более чем 20-летнюю историю на рынке консалтинговых услуг Awara заработала репутацию надёжного партнёра и сегодня является в своем сегменте одной из крупнейших и авторитетных компаний, работающих в России.

Предоставление финансовой и бухгалтерской отчетности контролирующим органам регулируется на федеральном уровне. Несоблюдение законодательных норм влечет за собой соответствующее наказание. Рассмотрим, какие санкции предусмотрены за непроведение обязательного аудита.

Штрафы за непроведение обязательного аудита – есть. Большие. Но не для всех

Обязательный аудит — это ежегодная аудиторская проверка бухгалтерской и финансовой отчетности компании с целью выражения мнения о ее достоверности. Процедура регламентируется государством и может проводиться только аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами, имеющими соответствующий квалификационный аттестат и являющимися членами саморегулируемых организаций аудиторов, что изложено в части 2 статьи 1, в статьях 3, 4 Федерального закона от 30 декабря 2008 года №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — 307-ФЗ). Особняком стоят государственные корпорации и предприятия, негосударственные пенсионные фонды, компании, в которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, кредитные и страховые организации — для них обязательный аудит проводится только аудиторской компанией.

Основным нормативным документом, регулирующим проведение обязательного аудита в РФ, является 307-ФЗ. На аудиторскую деятельность также распространяются федеральные правила (стандарты), утвержденные приказами Минфина и постановлениями Правительства РФ, документы, одобренные Советом по аудиторской деятельности.

Цель обязательного аудита закреплена Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности №1 и заключается в выражении мнения о достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности аудируемого лица во всех существенных отношениях и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

На заметку

С 1 января 2017 года цель обязательного аудита также определяется МСА 200.

Согласно пункту 2 статьи 5 307-ФЗ, обязательная аудиторская проверка проводится ежегодно. Но если аудит охватывает весь объем финансовой отчетности за год и требует большого количества времени, специалисты рекомендуют организовывать проверку поэтапно на протяжении всего года. Такое распределение объема позволяет получить более точные данные о ведении отчетности и при этом практически не отвлекать сотрудников организации от их основной деятельности.

Статья 5 307-ФЗ определяет предприятия, которые подлежат обязательному аудиту.

  • Акционерные общества.
  • Государственные компании, корпорации и ФГУП, находящиеся в списке распоряжения Правительства РФ от 27 октября 2015 года №2179-р.
  • Публично-правовые компании.
  • Организации, осуществляющие определенный вид деятельности:
  • кредитные организации и бюро кредитных историй;
  • страховые и клиринговые организации;
  • микрофинансовые компании;
  • негосударственные пенсионные и иные фонды;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг и организаторы торговли;
  • управляющие компании акционерного инвестиционного фонда;
  • политические партии (в отдельных случаях).
Читайте также:  Продажа квартиры с несовершеннолетними детьми собственниками 2024 при разводе

Обязательный аудит проводится в организациях независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, в том числе в ООО:

  • если ценные бумаги компании допущены к организованным торгам;
  • если стоимость активов компании за предшествующий период составила 60 млн рублей, а балансовый объем выручки — 400 млн рублей и выше;
  • если организация представляет и (или) раскрывает сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность.

В некоторых случаях обязательный аудит может быть проведен и в отношении предприятий, которые не определены в законе. К ним, в частности, относятся организации, ведущие высокорисковую налоговую политику. Критерии, по которым компания может быть отнесена к высокорисковым, изложены в Приказе ФНС России от 30 мая 2007 года №ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Например, одним из признаков является привлечение к сотрудничеству фирм-однодневок или отсутствие информации о фактическом местоположении компании. Соответствие организации хотя бы нескольким критериям из списка, содержащегося в Концепции, может стать причиной назначения обязательного аудита.

Перечень случаев обязательного аудита отчетности ежегодно обновляется и публикуется на сайте Минфина России. Так, в 2019 году он претерпел некоторые изменения — были добавлены два новых случая обязательного аудита:

  • объединение туроператоров в сфере выездного туризма;
  • АО «Почта России».

Обязательный аудит — сложная и трудоемкая процедура, состоящая из нескольких этапов:

  • Подготовка к аудиту, или этап планирования. Целью этого этапа является организация эффективной и экономически оправданной проверки. В ходе планирования разрабатывается стратегия и тактика, обычно обсуждаемая с клиентом, график проведения, общий план и программа аудита, организуется взаимодействие с подразделениями внутри фирмы, формируется аудиторская группа, направляются письма-запросы. На этом этапе аудитор должен получить представление о финансово-хозяйственной деятельности проверяемой компании и информацию о внешних и внутренних факторах, влияющих на нее.
  • Проведение аудита — сбор и анализ данных. Проверяются все первичные документы, регистры бухгалтерского учета, уставные документы, достоверность расчетов, учетная политика компании. Вся собранная бухгалтерская информация и достоверность ее обработки оценивается с точки зрения соответствия требованиям законодательства. Формируются рекомендации по устранению недочетов, оказавших влияние на конечный результат финансовой и бухгалтерской деятельности и отраженных в отчетности. Эти рекомендации и информация о выявленных недочетах и ошибках, обоснованные документально, предоставляются руководству аудируемой компании.
  • Формирование аудиторского заключения. На основании всей собранной и проанализированной информации формируется аудиторское мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности организации и составляется аудиторское заключение, являющееся главным итогом проверки. Аудиторское заключение может быть двух типов:
  • Немодифицированное. Выдается в том случае, если бухгалтерская отчетность достоверно отражает финансовое положение компании и ее хозяйственной деятельности во всех существенных отношениях.
  • Модифицированное. Аудитор модифицирует заключение в тех случаях, когда приходит к выводу, что отчетность содержит существенные искажения или у него отсутствует возможность получения доказательств, что бухгалтерская отчетность не содержит искажений. Заключение может быть выражено аудитором в трех формах: мнение с оговоркой, отрицательное мнение, отказ от выражения мнения.
  • Подача компанией аудиторского заключения в Росстат. С 1 января 2014 года компании, подлежащие обязательному аудиту, обязаны предоставить аудиторское заключение в территориальные органы статистики. Оно должно быть предоставлено вместе с годовой бухгалтерской отчетностью, подлежащей обязательному аудиту, в срок не позднее десяти рабочих дней со дня, следующего за датой составления аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

На заметку

На практике заключения с отрицательным мнением или с отказом от его выражения аудиторами выдаются чрезвычайно редко. По последним опубликованным на сайте данным Минфина России, в 2018 году среди аудиторских заключений 80,8% содержали положительное мнение, 18% — мнение с оговоркой. Отрицательное мнение составило всего 0,8 %, а отказ от его выражения — 0,4%[1].

В соответствии с требованиями новых стандартов аудитор обязан сообщить собственнику о предполагаемой модификации заключения и вызвавших ее обстоятельствах. Таким образом, узнав о выявленных нарушениях, собственник сможет предоставить аудитору дополнительную информацию, объясняющую причины этой модификации.

Впервые МСА были определены приказами Минфина РФ «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации»:

  • от 24 октября 2016 года №192н (было введено 48 стандартов);
  • от 9 ноября 2016 года №207н (утверждено еще 18 стандартов).

Но в 2019 году оба эти приказа были признаны недействительными — им на смену пришел новый приказ от 9 января 2019 года №2н с аналогичным названием. Им установлено 48 стандартов, которыми должны руководствоваться аудиторы в ходе проведения обязательной проверки[2]. Кроме МСА, принят также Международный стандарт контроля качества (МСКК) в аудиторских организациях.

Как уже говорилось, стандарты МСА вступили в силу на территории России со дня их официального опубликования и применялись с 1 января 2017 года. Однако если договор на проведение аудита был заключен до этой даты, то компания имела право проводить аудит и составлять аудиторское заключение в соответствии с теми правилами (стандартами), которые применялись до вступления в силу МСА.

Тогда новшества коснулись и формы аудиторского заключения. По всем новым договорам, заключенным на проведение обязательного аудита в соответствии с МСА, составляется новое, более информативное заключение. Эта форма содержит не только оценку финансовой отчетности организации, но и должна обращать внимание на самые важные моменты в деятельности аудируемой компании: что привлекло внимание аудитора, в чем аудитор видит наибольшие риски для бизнеса и так далее. Такое заключение будет содержать информацию, актуальную не только для бухгалтерии и руководителей фирмы, но и для всех заинтересованных лиц — акционеров, совета директоров, внешних пользователей, принимающих решения о стратегии развития бизнеса организации.

Современные требования МСА также предполагают увеличение объема данных, необходимых для анализа деятельности аудируемого предприятия, и рост публичности результатов аудита.

Важно!

29 июля 2018 года был принят Федеральный закон №231-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». С 1 января 2019 года этот закон вступил в силу, и, согласно ему, пункт 4 статьи 82 Налогового кодекса был дополнен абзацем о том, что в целях налогового контроля налоговые органы могут истребовать у аудиторов все документы, полученные ими при проведении аудиторских проверок и оказании прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

Перечисленные новшества, по оценкам специалистов, увеличили трудоемкость проведения аудита на 30–40%, поскольку возросло количество аудиторских процедур, появилась необходимость заполнения новых форм, таблиц и других документов. Повысили они и стоимость услуг по проведению обязательного аудита. Тем не менее применение новых стандартов сделало аудиторское заключение более прозрачным и информативным, а значит, позволило инвесторам и контрагентам компаний принимать более продуманные бизнес-решения.

Российское законодательство обязывает компанию ежегодно проводить обязательный аудит и сдавать аудиторское заключение в органы статистики одновременно со сдачей бухгалтерской отчетности или в четко определенные законодательством сроки. Такое требование закреплено частью 2 статьи 18 №402-ФЗ.

При этом административная ответственность предусмотрена не за непроведение обязательного аудита, а именно за непредоставление информации:

  • За непредоставление аудиторского заключения в территориальные органы Росстата в установленный срок налагается штраф в размере от 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3000 до 5000 рублей для юридических лиц (статья 19.7 КоАП РФ). Дополнительно штраф может быть наложен за представление бухгалтерской отечности в неполном составе (письмо Росстата от 16 февраля 2016 года №13-13-2/28-СМИ).
  • За неопубликование аудиторского заключения на странице официального сайта АО в интернете в установленные сроки согласно требованию Центробанка. Штраф за это составляет от 30 000 до 50 000 рублей, либо возможна дисквалификация на срок от одного года до двух лет для должностных лиц и штраф от 700 000 до одного млн рублей для юридических лиц (часть 2 статьи 15.19 КоАП РФ).
  • За невнесение сведений о результатах проведения обязательного аудита или их несвоевременное внесение в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц — штраф в размере от 5000 до 50 000 рублей (пункты 6–8 статьи 14.25 КоАП РФ).
  • За отсутствие аудиторского заключения в течение установленных сроков хранения (от пяти лет), выявленное в ходе выездной налоговой проверки, — штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей (часть 1 статьи 15.11 КоАП).

Подавать аудиторское заключение в налоговые органы не требуется, поскольку оно не входит в состав бухгалтерской отчетности.

Чтобы получить ответ на этот важный вопрос, мы обратились к Виктории Языковой, руководителю практики «Консалтинг. Экспертиза. Аудит» консалтинговой компании «КСК групп»:

«Поскольку обязательная аудиторская проверка — это очень важная и ответственная процедура, то и подходить к выбору компании-аудитора нужно столь же ответственно. Ведь от того, насколько профессионально будет проведен аудит и составлено заключение по его итогам, зависит будущая деятельность компании. Образно выражаясь, аудитор подписывает что-то вроде приговора, и ему, так же как судье, нужно быть компетентным и беспристрастным.

Я могу посоветовать составить минимальный список вопросов, на которые обязательно нужно получить ответы. Такой подход поможет не ошибиться с выбором.

Во-первых, узнайте, сколько лет компания работает на рынке и занимается аудиторской деятельностью. Чем больше срок ее существования, тем больший опыт работы в данной сфере она имеет (соответственно, тем больше проектов ею выполнено) и тем выше уровень квалификации ее специалистов.

Во-вторых, удостоверьтесь, что компания имеет свидетельство о членстве в СРО аудиторов. Без этого проведение обязательного аудита незаконно.

В-третьих, выясните отдельно насчет опыта работы именно в вашей отрасли или хотя бы в смежной.

В-четвертых, найдите компании, с которыми работал ваш потенциальный аудитор, изучите рекомендательные письма или отзывы клиентов.

В-пятых, уточните, сколько аттестованных аудиторов постоянно работают в штате, какое количество и каких именно специалистов компания может привлечь со стороны для проведения проверки.

В-шестых, внимательно изучите информацию в прессе, в Интернете, различные рейтинги. Как правило, солидные компании занимают в них не последние места, а сотрудники нередко выступают с публикациями в серьезных профильных изданиях.

Что касается «КСК групп», то мы присутствуем на рынке аудита уже более 22 лет. За это время нашими клиентами стали более 1000 компаний из разных сфер реального бизнеса, завершено около 4000 проектов. При проведении обязательной проверки финансовой отчетности наши аудиторы используют системный подход, учитывают особенности управления. По итогам аудита мы формируем рекомендации для руководства по принятию бизнес-решений».

      1. Все организации будут сдавать бухгалтерскую отчетность в электронном виде только в ИФНС;
      2. Организации подлежащие обязательному аудиту, например:
    • имеющие форму акционерного общества
    • или выручку за предыдущий финансовый год более 400 млн. руб.,
    • или валюту баланса за предыдущий год более 60 млн. руб., должны будут вместе с отчетностью сдавать в ИФНС и экземпляр аудиторского заключения (и тоже в электронном виде).
    Читайте также:  Выплаты по инвалидности по группам пенсионерам в 2024 году

    Аудиторские заключения по своей бухгалтерской (финансовой) отчетности таких организаций будут представляться в ИФНС не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом. За исключением организаций, со специальными требованиями предоставить аудиторское заключение до 31 марта.

    Законодательство устанавливает, что государственный информационный ресурс теперь будет формировать и вести ФНС, а не органы статистики. Для этого ИФНС будут необходимы:

    • электронные экземпляры бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций;
    • аудиторские заключения по отчетности тех организаций, которые подпадают под аудит.

    ФНС должно утвердить порядок представления отчетности и аудиторских заключений в электронном виде.

    В настоящее время Минфин РФ подготовил проект (пока это проект) изменений в ст. 15.11.1. Кодекса об административных нарушениях. Он предусматривает следующие штрафы за непредставление в ИФНС обязательных экземпляров бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторских заключений, если отчетность подлежит аудиту.

    Ответственность за непроведение обязательного аудита 2020

    Статья 5 307-ФЗ определяет предприятия, которые подлежат обязательному аудиту.

    • Акционерные общества.
    • Государственные компании, корпорации и ФГУП, находящиеся в списке распоряжения Правительства РФ от 27 октября 2015 года №2179-р.
    • Публично-правовые компании.
    • Организации, осуществляющие определенный вид деятельности:
    • кредитные организации и бюро кредитных историй;
    • страховые и клиринговые организации;
    • микрофинансовые компании;
    • негосударственные пенсионные и иные фонды;
    • профессиональные участники рынка ценных бумаг и организаторы торговли;
    • управляющие компании акционерного инвестиционного фонда;
    • политические партии (в отдельных случаях).

    Обязательный аудит проводится в организациях независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, в том числе в ООО:

    • если ценные бумаги компании допущены к организованным торгам;
    • если стоимость активов компании за предшествующий период составила 60 млн рублей, а балансовый объем выручки — 400 млн рублей и выше;
    • если организация представляет и (или) раскрывает сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность.

    В некоторых случаях обязательный аудит может быть проведен и в отношении предприятий, которые не определены в законе. К ним, в частности, относятся организации, ведущие высокорисковую налоговую политику. Критерии, по которым компания может быть отнесена к высокорисковым, изложены в Приказе ФНС России от 30 мая 2007 года №ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Например, одним из признаков является привлечение к сотрудничеству фирм-однодневок или отсутствие информации о фактическом местоположении компании. Соответствие организации хотя бы нескольким критериям из списка, содержащегося в Концепции, может стать причиной назначения обязательного аудита.

    Перечень случаев обязательного аудита отчетности ежегодно обновляется и публикуется на сайте Минфина России. Так, в 2019 году он претерпел некоторые изменения — были добавлены два новых случая обязательного аудита:

    • объединение туроператоров в сфере выездного туризма;
    • АО «Почта России».

    Обязательный аудит — сложная и трудоемкая процедура, состоящая из нескольких этапов:

    • Подготовка к аудиту, или этап планирования. Целью этого этапа является организация эффективной и экономически оправданной проверки. В ходе планирования разрабатывается стратегия и тактика, обычно обсуждаемая с клиентом, график проведения, общий план и программа аудита, организуется взаимодействие с подразделениями внутри фирмы, формируется аудиторская группа, направляются письма-запросы. На этом этапе аудитор должен получить представление о финансово-хозяйственной деятельности проверяемой компании и информацию о внешних и внутренних факторах, влияющих на нее.
    • Проведение аудита — сбор и анализ данных. Проверяются все первичные документы, регистры бухгалтерского учета, уставные документы, достоверность расчетов, учетная политика компании. Вся собранная бухгалтерская информация и достоверность ее обработки оценивается с точки зрения соответствия требованиям законодательства. Формируются рекомендации по устранению недочетов, оказавших влияние на конечный результат финансовой и бухгалтерской деятельности и отраженных в отчетности. Эти рекомендации и информация о выявленных недочетах и ошибках, обоснованные документально, предоставляются руководству аудируемой компании.
    • Формирование аудиторского заключения. На основании всей собранной и проанализированной информации формируется аудиторское мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности организации и составляется аудиторское заключение, являющееся главным итогом проверки. Аудиторское заключение может быть двух типов:
    • Немодифицированное. Выдается в том случае, если бухгалтерская отчетность достоверно отражает финансовое положение компании и ее хозяйственной деятельности во всех существенных отношениях.
    • Модифицированное. Аудитор модифицирует заключение в тех случаях, когда приходит к выводу, что отчетность содержит существенные искажения или у него отсутствует возможность получения доказательств, что бухгалтерская отчетность не содержит искажений. Заключение может быть выражено аудитором в трех формах: мнение с оговоркой, отрицательное мнение, отказ от выражения мнения.
    • Подача компанией аудиторского заключения в Росстат. С 1 января 2014 года компании, подлежащие обязательному аудиту, обязаны предоставить аудиторское заключение в территориальные органы статистики. Оно должно быть предоставлено вместе с годовой бухгалтерской отчетностью, подлежащей обязательному аудиту, в срок не позднее десяти рабочих дней со дня, следующего за датой составления аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

    Штрафы за непроведение обязательного аудита – есть. Большие. Но не для всех

    Обязательно должны провести независимый аудит следующие виды юридических лиц:

    • акционерные общества любой формы;
    • компания, чьи ценные бумаги выпущены в оборот и допущены к организованным торгам (организация-эмитент);
    • банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй, НПФ, страховые компании, ряд других организаций в кредитной и финансовой сфере;
    • предприятие, чья выручка за прошлый год превысила 400 млн. руб.;
    • организация, сумма активов которых на конец предшествующего года превысила 60 млн. руб. (сумма определяется по бухгалтерскому балансу);
    • предприятие, раскрывающее годовую сводную бухгалтерскую или финансовую отчетность;
    • ряд других юридических лиц (застройщики, госкорпорации, НКО и т.д.).

    Если вы не можете определить, нужно ли проводить обязательный аудит, обратитесь к нашим экспертам. Мы проанализируем документы и сведения о вашей организации, поможем избежать нарушений закона и штрафов.

    Ввиду пандемии коронавируса в 2020 года для НКО были сделаны послабления в части проведения обязательного аудита. До конца 2020 года НКО могли утверждать аудиторскую организацию заочно. Социально ориентированные НКО, в том числе благотворительные фонды, вообще были временно освобождены от аудиторских проверок. Но с января 2021 года все нормы Закона № 307-ФЗ в отношении НКО вновь начнут действовать.

    Компании, чьи ценные бумаги допущены до организованных торгов, должны ежегодно заказать и провести независимую обязательную аудиторскую проверку. Заключение по итогам аудита необходимо представить организатору торгов, наряду с другими документами. Требования к компаниям-эмитентах и допуску из ценных бумаг на рынок регламентированы Законом № 39-ФЗ и Положением Банка России № 534-П. При отсутствии заключения или непредставлении его с заявкой компанию не допустят до торгов, привлекут к ответственности.

    Обязательный аудит позволяет соблюсти требования закона и избежать штрафных санкций. Но такая проверка проводится только по минимально необходимому перечню показателей, документов и отчетности. Чтобы получить максимум преимуществ для своего бизнеса, руководители и собственники организаций заказывают услуги комплексного аудита.

    Комплексное сопровождение предусматривает постоянную работу аудиторов, юристов, консультантов и других экспертов. Аудит осуществляется в ходе текущей деятельности компании, что позволяет:

    • своевременно выявить и устранить нарушения, ошибки и недочеты при ведении налогового и бухгалтерского учета, подготовки отчетности, ведения документации;
    • оценивать текущие риски в финансовой и хозяйственной деятельности, перспективы принятия определенных решений;
    • получать консультационную поддержку по всем направлениям, определенным договором;
    • работать в штатном режиме без отвлечения своих специалистов и служб, так как аудит будет фактически интегрирован в текущую деятельность.

    Комплексный аудит не заменяет обязательную аудиторскую проверку. Но на момент ее проведения аудиторы уже будут иметь всю необходимую информацию о финансах, бухгалтерии, отчетности и других важных моментах для подготовки заключения. Это упростит и ускорит проведение всех мероприятий, что дает дополнительные преимущества для заказчика.

    Пересмотренный список аудируемых компаний

    С 2024 года вступает в силу пересмотренный список компаний, подлежащих обязательному аудиту. Пересмотр был проведен с учетом множества факторов, включая размер компаний, их важность для экономики и общества, а также риски и вероятность ошибок в их финансовой отчетности.

    1. Увеличенное количество малых и средних предприятий включено в список аудируемых компаний. Теперь множество средних компаний, ранее не подлежащих обязательному аудиту, должны обратить внимание на новые требования.
    2. Банки и финансовые учреждения, ранее подлежащие обязательному аудиту, столкнулись с ужесточением требований. Их финансовые операции и отчетность должны быть тщательно проверены и оценены независимыми аудиторами.
    3. Крупные компании, работающие в сфере энергетики, транспорта и коммуникаций, теперь также подлежат обязательному аудиту. С учетом значимости этих отраслей для экономики страны, их финансовая деятельность и отчетность должны быть прозрачными и достоверными.
    • Высокий уровень прозрачности финансовой отчетности компаний, что способствует улучшению доверия со стороны инвесторов и общественности.
    • Повышение качества финансовых отчетов за счет более глубокого и беспристрастного анализа.
    • Улучшение качества управления и контроля в компаниях, снижение вероятности мошенничества и финансовых ошибок.

    Новый пересмотренный список аудируемых компаний представляет собой важный шаг в развитии аудиторской отрасли и повышении прозрачности финансовой отчетности в России. Он поможет снизить риски для инвесторов и общественности, а также способствовать развитию эффективной системы контроля и управления в компаниях.

    Преимущества и риски для бизнеса

    • Увеличение качества отчетности и прозрачности. Изменение критериев обязательного аудита позволит бизнесу более точно отразить состояние своих финансовых показателей и операций. Это повысит уровень прозрачности и доверия со стороны инвесторов, банков и других заинтересованных сторон.
    • Усиление контроля над финансовой отчетностью. Новые критерии обязательного аудита обязывают бизнес проявлять большую ответственность по отношению к своей финансовой отчетности. Повышение контроля и соблюдение более строгих стандартов помогут предотвратить возможные финансовые махинации и ошибки.
    • Улучшение деловой репутации. Прозрачность и надежность финансовых отчетов, обеспеченные изменением критериев обязательного аудита, способствуют улучшению деловой репутации компании. Это может привести к привлечению новых инвесторов, партнеров и клиентов.
    • Увеличение затрат на аудит. Изменение критериев обязательного аудита может привести к увеличению затрат на проведение аудиторских проверок. Бизнесу придется выделить больше ресурсов на оплату услуг аудиторов, что может оказать негативное влияние на его финансовое состояние.
    • Сложность внедрения новых требований. Переход к новым критериям обязательного аудита может быть сложным процессом для некоторых компаний. Внедрение новых систем и процессов может потребовать дополнительного времени и ресурсов, а также привести к необходимости обучения персонала.
    • Повышенная ответственность и риск ошибок. Ужесточение критериев обязательного аудита означает большую ответственность для бизнеса. Компания должна быть готова к соблюдению новых требований и строгих стандартов, чтобы избежать возможных ошибок, которые могут повлечь за собой негативные последствия для бизнеса.


    Похожие записи:


    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *