Как судиться со страховой компанией по ОСАГО в 2024 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как судиться со страховой компанией по ОСАГО в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обычно суд принимает решение в пользу страхователя. Виновника дорожно-транспортного происшествия обязывают предоставить денежные средства. Однако истец обязан соблюдать все установленные нормы и формальности.
Выплата пришла, но мало – что делать?
Первое, что нужно понимать, с чем связана такая маленькая выплата, для этого необходимо письменно обратиться к страховщику с заявлением, в котором потребовать ознакомить с результатами осмотра и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки), а также выдать копию акта о страховом случае. Копию акта обязаны выдать в течение трех дней со дня получения соответствующего заявления.
Из этих документов можно будет сделать вывод о том, есть ли вина страховщика в том, что за полученные повреждения выплачено мало, или нет. Ведь сумма выплаты может быть меньше, чем стоимость ремонта и по независящим от страховщика причинам, например, большая разница между стоимостью запчастей в справочнике РСА, который обязателен при расчете стоимости ремонта по ОСАГО, и рыночной стоимостью деталей в магазинах.
Как производится расчет выплаты по ОСАГО: установленный порядок
Как мы уже сказали ранее, выплата по ОСАГО будет осуществляться в рамках установленных лимитов. Однако как рассчитать сумму компенсации? Сейчас мы рассмотрим этот нюанс. Чтобы определить размер компенсации, компания будет учитывать следующие факторы:
- Стоимость транспортного средства и поврежденных запчастей, которые требуется заменить. Имейте в виду, что в 2023 году при расчете сумм выплат по ОСАГО страховщики стали учитывать цены на неоригинальные детали. Это происходит при отсутствии доступных оригинальных комплектующих от официального производителя.
- Износ транспортного средства из-за продолжительности езды. При этом данный показатель не может быть менее 50%, поэтому половину расходов вам выплатят в любом случае несмотря на возраст автомобиля. Тем не менее, этих средств наверняка не хватит на полноценное восстановление ТС.
- Стоимость проведения ремонтных работ (если авто будут ремонтировать, а не произведут денежную выплату).
Из-за этих особенностей не стоит рассчитывать на то, что всегда при выборе денежной компенсации итоговой суммы будет достаточно для ремонта транспортного средства. Также хотим дополнить: все сведения о стоимости деталей и нормочаса работ разнятся от региона к региону. Эти показатели зафиксированы в специальных справочниках, которые формирует союз автостраховщиков.
Из-за перечисленных особенностей выплата в денежной форме может оказаться сильно меньше той, что нужна для восстановления транспорта. В связи с этим наиболее правильным решением будет требовать у страховщика отремонтировать ТС. В таком случае поврежденные детали заменят на новые. Однако из-за возможных проблем с наличием комплектующих вполне вероятно, что страховщик не сможет выдать направление на ремонт.
Выплата по соглашению – это ловушка?
Наша задача – рассказать, что делать, когда страховщик выплатил меньше, чем необходимо на ремонт. Ведь для потерпевшего нет разницы, по какому основанию он получит деньги по ОСАГО, важно, что их мало.
Водителям нужно знать, что не все способы одинаково «полезны». Самый легкий вариант получить деньги по ОСАГО – это заключить соглашение. Подписать такое предлагают почти всем потерпевшим. Но соглашаясь на его подписание, есть риск остаться без доплаты.
Одним из условий соглашения будет пункт о том, что данной выплатой страховщик исполняет все свои обязанности перед потерпевшим. Иными словами, сумма, указанная в соглашении, окончательная и изменению не подлежит.
Страховая компания предлагает добровольно выплатить деньгами лишь часть ущерба, к примеру, по закону размер ущерба от ДТП с учетом износа составит 130 000 – 140 000 рублей, а соглашение предложат подписать лишь на 90 000. Но бывают случаи и более невыгодных сделок со страховыми компаниями.
Поэтому, прежде чем соглашаться с выплатой, убедитесь, что знаете точную сумму ущерба.
Но что делать, если вы подписали, и вам в итоге выплатили мало. В таком случае необходимо сперва обращаться в СК с заявлением о расторжении такого соглашения, а если досудебно решить не получится (включая обращение к финансовому уполномоченному), обращаться в суд для оспаривания данного соглашения и взыскании недоплаченного страхового возмещения.
Однако, расторгнуть будет очень сложно, ведь придется доказать, что сделка заключалась под влиянием заблуждения.
Возмещение ущерба по КАСКО
КАСКО является добровольным видом автострахования. Оформление страхового полиса КАСКО позволяет получить максимальные выплаты вплоть до полного покрытия страховой стоимости автомобиля.
КАСКО покрывает ущерб, полученный вследствие:
- дорожно-транспортного происшествия;
- хищения автомобиля;
- повреждения или утери машины в результате пожара, стихийных явлений, повреждений, совершенных третьими лицами, падения предметов.
Взыскание материального ущерба по КАСКО при ДТП может получить как потерпевшая сторона, так и виновная. Страховщик может предложить следующие варианты компенсации убытков:
- перевод денежных средств;
- ремонт авто по КАСКО после ДТП;
- компенсация стоимости ремонта и покупки новых запчастей.
Если письменная претензия не рассмотрена в пятидневный срок, либо автовладелец получи необоснованный отказ в выплатах, нужно обращаться в суд. Дела подобной категории рассматриваются мировым судом (если сумма ущерба не превышает 50 тыс. рублей), либо районным судом. Для обращения в судебные инстанции нужно располагать следующими документами:
- исковое заявление о взыскании страховой компенсации, а также штрафных санкций;
- действующий страховой полис;
- процессуальные документы, составлены по итогам дорожного инцидента – извещение о ДТП, справка о ДТП из учреждений ГИБДД, протоколы об административных правонарушениях и т.д.;
- копия заявления о выплате страховки ОСАГО;
- материалы оценки повреждений и расчета суммы ущерба, составленные в страховой компании;
- решение о выплате, либо об отказе в возмещении ущерба, с которым не согласен истец;
- экспертное заключение независимого оценщика;
- копия претензии, а также доказательства ее направления страховщику;
- отказ страховой компании в возмещении выплат (если он был направлен автовладелецу);
- расчет суммы исковых требований.
Если согласование сумм затягивается?
На практике страховщики предлагают талоны в сервисные центры, но не принимают их при доставке автомобиля в сервисный центр.
Это тот случай, когда теория расходится с практикой. Другими словами, несмотря на то, что по закону на ремонтные работы отводится всего 30 дней, ремонтные работы так и не начались. Напротив, инженер сообщает вам, что автомобиль необходимо разобрать и провести дефектовку, отправляет в страховую компанию постановление об авторизации, и неясно, когда автомобиль будет отремонтирован.
Что делать; Ваша задача — зафиксировать факт отправки автомобиля на ремонт, чтобы начать отсчет 30-дневного срока. Для этого необходимо сделать видеозапись прибытия автомобиля на СТО и попытки сдать автомобиль в ремонт. Если сотрудник автосервиса отказывается принять ваш автомобиль, игнорирует направление на безопасность и не хочет выдавать предписание — факт устного отказа следует зафиксировать на камеру.
Файл служит доказательством попытки сдать вагон в ремонт, но станция его не приняла.
По истечении 30 дней с даты производства фильма можно подать заявление в страховую компанию о разногласиях, потребовав выплаты рыночной стоимости и ежедневного штрафа за просрочку. Если они отказываются или не отвечают, вы можете обратиться в страховую компанию в соответствии с процедурой, а затем обратиться в суд.
Также не подписывайте никаких договоров с сервисами. Это связано с тем, что легко получить невыгодные контракты. Например, согласиться на увеличение сроков ремонта, согласиться на установку бывших в употреблении или несертифицированных запчастей или согласиться на договор переуступки прав, который добровольно передает права.
Безопасность и дальнейшие выплаты от виновников ДТП.
Обратитесь к страховщику с причиной ДТП по ОСАГО, и он направит ваш автомобиль к независимому специалисту, который определит степень повреждения и направит вас на ремонт.
Затем автомобиль передается в мастерскую, где производится ремонт. Если требуются запасные части, они всегда должны быть новыми. Если предполагается установка бывших в употреблении запасных частей, необходимо заключить соответствующий договор со страховщиком ОСАГО. Как правило, они редко соглашаются на такие условия.
Стоимость ремонта рассчитывается по оригинальной методике, которая имеет свои особенности. Например, стоимость покраски автомобиля может быть не включена. В качестве альтернативы можно покрасить только поврежденную поверхность, а не весь аксессуар.
Стоит также помнить, что цены на запасные части для ремонта от KTEO Insurance основаны не на фактических данных, а на специальных справках по средним ценам. То же самое относится и к автосервисам. Даже если окончательная цена доказана, никакие данные из нее не берутся.
Если окончательная стоимость ремонта превышает максимальный порог страховки, водитель возвращает разницу.
Возмещение ущерба при ДТП с виновника через суд
С причинившего вред требовать выплату можно, если:
- нет законных оснований взыскать ее со страховой, например, ТС, на котором совершено ДТП не застраховано;
- сумма ущерба больше максимума по «автогражданке»
- из-за вычета износа или расчета по Единой методике СК не покрыла ущерб полностью.
У виновника, который становится ответчиком есть три пути, чтобы минимизировать свои расходы:
- доказать, что он невиновен в данном ДТП;
- доказать, что требования, предъявленные к нему – незаконны;
- снизить взыскиваемую сумму.
Если ничего из вышеуказанного ему сделать не удалось, ему потребуется уплатить все расходы.
Утраченный заработок: можно ли получить полностью
Чаще всего споры возникают по временной трудоспособности, когда страховая отказывается платить, из-за того, что пособие по временной утере трудоспособности было выплачено, и что не предоставлены результаты медицинской экспертизы, позволяющие определить степень потери способности работать.
Судами выносится справедливое решение в пользу потерпевшего. Эта практика закреплена и Верховным Судом.
В определении ВС РФ №2-В10-4 от 12 ноября 2014 сказано, что при временной утрате, трудоспособность считается полностью отсутствующей за весь срок временного прекращения работы, и поэтому заработок, который мог бы быть получен за дни, проведенные на больничном, должен возмещаться полностью, заключение медэкспертизы о степени утраты не требуется.
Там же говорится, что пособие относится к социальному обеспечению, и, следовательно, по Правилам обязательного страхования не может вычитаться из суммы возмещения по «автогражданке», независимо от его размера.
Последний пункт также разъяснен в Обзоре судебной практики ВС РФ за III квартал 2008 года.
Проблемы с системой расчета
Для автосервисов такая ситуация – не новость. Компенсации практически никогда не хватает на ремонт. И в основном сталкиваются с этим клиенты небольших компаний.
«Для того чтобы рассчитать полную стоимость ремонта, которая так или иначе может увеличиться в самом процессе, нужно машину поднять, разобрать, посчитать все запчасти, посмотреть сроки доставки в текущих реалиях», – объясняет учредитель автосервиса Дмитрий Ишмулин.
Страховщики объясняют это несовершенством системы расчета.
«Если автомобилю больше 10 лет, понятно, что износ достигает по запчастям, которые требуют замены. Максимально возможная сумма – мы можем учитывать износ до 50%. Соответственно, если человек хочет чинить автомобиль, используя новые детали, возникает спор и клиенту не хватает этих денег», – добавляет представитель страховой компании Игорь Иванов.
Запчасти в этом году подорожали в 2–3 раза. И ждать их надо теперь несколько месяцев. Если есть качественные китайские аналоги – повезло. Но заменить ими можно далеко не все механизмы.
«Есть ряд деталей – например, натяжитель приводного ремня есть только оригинальный. Аналог просто работать не будет. Либо какие-то гидравлические части подвески, амортизаторы», – перечисляет сервисный консультант Дмитрий Лютых.
Ремонт по ОСАГО и его особенности
Как уже было сказано, при страховании автогражданской ответственности страховая компания обязана возместить убытки потерпевшей стороне. При этом, начиная с 2014 года страховщик может как выплатить средства, так и выдать направление на станцию.
Процедура ремонта на станции:
Согласование ремонта | Первым делом необходимо обратиться в офис страховой компании и получить направление на станцию. Однако прежде чем выдать направление, уполномоченный сотрудник страховой компании:
· осмотрит ТС на наличие повреждений; · определит, на какой станции смогут произвести ремонт; · согласует со станцией стоимость ремонтных работ; · выдаст направление. На практике процедура согласования длится до 5 рабочих дней. |
Предоставление авто | Получив направление потерпевшему необходимо проехать на станцию и предоставить авто для проведения ремонтных работ. Сроки ремонта напрямую зависят от характера повреждений. |
Подписание акта | Как только машина будет восстановлена, потерпевшей стороне необходимо подписать акт приема-передачи. Ставя подпись, каждый водитель должен понимать, что претензий к качеству работ не имеет. |
Доплата | На практике бывают случаи, когда клиенту необходимо произвести доплату, поскольку сумма ущерба превышает лимит выплат. Такие вопросы обговариваются прежде, чем выдать направление. |
Претензия по выплате и как её оформить
Если страховая компания занизила сумму выплаты, необходимо составить претензию. Поскольку четких требований по составлению данного документа не существует, каждый автолюбитель может заполнить ее самостоятельно. Для удобства предлагаем скачать шаблон на нашем портале и внести все необходимые данные.
Важно! Составить претензию можно как от руки, так и на компьютере. Главное – чтобы на документе стояла подпись заявителя и дата.
Составляя претензию, следует учитывать, что в ней должна быть отражена информация следующего характера:
Наименование страховщика | В шапке документа следует указать:
· наименование страховой компании; · юридический адрес; · имя руководителя; · рабочий телефон и адрес электронной почты. |
Личные данные | Далее в шапке прописываются личные данные заявителя:
· фамилия, имя и отчество; · паспортные данные; · адрес регистрации; · номер мобильного телефона. |
Суть обращения | Это основной раздел, в котором необходимо четко прописать:
· когда случился страховой случай; · номер выплатного дела; · сумма выплаты; · реальная сумма убытка. |
Реквизиты | Дополнительно стоит указать полные реквизиты личного счета, куда просите перечислить недоплаченную разницу. |
Документы | Помимо самой претензии вам предстоит подготовить:
· паспорт; · заключение независимого эксперта. К претензии прикладываются копии документа, поскольку оригиналы должны всегда храниться у пострадавшего владельца автолюбителя, и при необходимости переданы в суд. |
Если же страховая компания признана банкротом, то направлять претензию стоит на имя Российского союза автостраховщиков (РСА). При этом отправить документ вы можете как лично, так и по почте, заказным письмом.
«Эти иски еще не „шаблонизировались“»
Юрист в области страхования Илья Афанасьев рассказал, что, хотя заметных перемен после определения Верховного суда в отрасли не произошло, оно широко обсуждается в профессиональном сообществе. Эксперт уверен: нужно просто подождать, когда информация от Верховного суда распространится и дойдет до нижестоящих инстанций. И тогда новая практика, у которой «очень высокий потенциал», действительно заработает.
«Пока широкого распространения этого нововведения не произошло. Сейчас лето, летом аварии более жесткие, но их меньше, чем зимой. Поэтому судебная практика вряд ли заметно изменится в ближайшие месяцы. Страховщики оспаривают такие решения, даже когда им грозят гигантские неустойки.
Но юристы очень рады, что такое изменение в целом произошло, — просто нужно подождать, когда оно войдет в шаблоны», — отметил юрист.