Имеет ли право родители бить ребенка
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Имеет ли право родители бить ребенка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Самой легкой ситуацией являются побои, которые, согласно статье 116 Уголовного кодекса, квалифицируются как «насильственные действия, которые причинили физическую боль, но не имели последствий даже в виде легкого вреда здоровью».
Нанесение вреда здоровью ребенка
В предыдущем параграфе мы рассматривали вариант, когда ребенка били, но не нанесли вреда здоровью. И если вариант с побоями может различную подоплеку, в том числе, оговор детьми своих родственников или интриги «бдительных» соседей, то нанесение родителями вреда здоровью детям однозначно является серьезным преступлением.
Вред здоровью, согласно статьям 115, 112, и 111 УК РФ, подразделяется на легкий, средней тяжести и тяжелый. Легкий вред здоровью человека нанесли, если его у него зафиксирована стойкая, но не долговременная потеря трудоспособности.
Фактом, подтверждающим легкий вред здоровью, являются ушибы головы, мягких тканей, конечностей. За такое полагается штраф до 40 000 рублей, обязательные работы или арест до 3 месяцев.
Вредом средней тяжести считается длительное расстройство здоровья или значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее чем на одну треть. Если описывать повреждения, которые считаются вредом средней тяжести, то к ним относят:
- трещины и переломы мелких костей,
- вывихи мелких суставов,
- потерю большого пальца руки,
- удаление части почки и т.п.
За такой вред полагается ограничение свободы на срок от 1 до 3 лет, общественные работы или тюремное заключение сроком от 6 месяцев до 3 лет. Если это преступление совершил родитель в отношении малолетних детей, то судья имеет право посчитать этот факт отягчающим обстоятельством и дать обвиняемому реальный тюремный срок.
Тяжелым вредом здоровью признается ситуация, когда потерпевший в результате действий обвиняемого некоторое время находился в состоянии, опасном для жизни, или потерял зрение, речь, слух либо какой-либо орган. В эту же категорию попадает утрата органом своих функций.
Это преступление наказывается тюремным заключением сроком до 8 лет. Преступление родителя против своих малолетних детей, как и в предыдущем случае, является отягчающим обстоятельством. Кроме того, такого родителя опека лишит родительских прав, чтобы после освобождения он уже не смог навредить своим детям.
Что нужно сделать, чтобы мама убрала ремень в самый дальний ящик?
- Измените стиль общения. Как вы обычно обращаетесь к своим родителям? ‘Мама’, ‘мамуля’ — определенно сломайте лед любовью и добротой. Проявляйте знаки внимания. Не ждите, пока ваш родитель превратится в помятую старушку, чтобы пофлиртовать. Предложите помощь по дому без обычного «кнута». Сделайте первый шаг навстречу. Это доказано многолетним опытом. Любовь и забота могут исцелить даже «тяжело больные» отношения.
- Проводите больше времени со своими родителями. Как насчет регулярных ночных прогулок? Вы возвращаетесь с отличной вечеринки с одноклассниками и бежите в свою комнату, на этот раз чтобы что-то «лайкнуть» или загрузить селфи. Ваши родители — это всего лишь сухой «привет» от любимой дочери. Они понятия не имеют, чем вы сейчас занимаетесь, поэтому, конечно, когда в них «вливается» много новой информации, они получают культурный шок от этих необычных рассуждений. Они не готовы принять вас такой, какая вы есть. Сообщите им о своих планах и познакомьте их со своими друзьями. В интересах каждого найти к ним подход. Именно отсутствие понимания является источником конфликта. Помогите им настроиться на ваши волны и позволить вам общаться с собственными детьми на одном языке.
- Искренне поговорите с матерью. Поговорите с ней о ее детстве. Были ли они девочками или дикими девчонками, старыми девушками с юбками. Как и за что родители ее наказывали. Если они простили их, простите их за то, что когда-то они были несправедливо наказаны.
- Не восстанавливайте Вену. Это не та ситуация, когда нужно отвечать злом на зло. Вам неприятна власть родителей над вами? Но ведь так и во всем мире. Лидер в вашей семье всегда будет большим человеком, пока вы не вырастете. Вы должны уважать цепь контроля.
- Вы установили границы своего личного пространства. Убирайте в своей комнате. Закрывайте дверь в свою комнату, когда вам нужно переодеться или сделать что-то важное. Привычка ваших родителей держать дистанцию защитит вас от хулиганов.
- Ведите календарь наблюдений. Отмечайте дату каждого матча, причину и продолжительность конфликта. Проверяйте записи, которые вы ведете, чтобы не повторять ошибок и иметь возможность предсказать, как будет развиваться конфликт.
- Понять и простить. Найдите оправдание родительским поступкам. Проблемы на работе, обострение хронического заболевания, крупная ссора с родительским родственником. Не защищайте зло. Помните: прошлое не должно заражать настоящее; научитесь оставлять гримасы позади. Это поможет восстановить мир в семье после безобразной ссоры, переросшей в порку.
- Не устраивайте скандалов без причины. Не жалуйтесь на судьбу излишне болтливым подругам или соседям по парте. Поделитесь их секретами со всем миром и добавьте две-три придуманные детали от себя. Если в разрастающемся скандале замешаны мудрые незнакомые родители и учителя, у вашей семьи могут быть большие неприятности.
‘Мой отец (моя мать, мои родители) напал на меня’ — многим моим пациентам-подросткам этого кажется достаточно, чтобы выгнать их из дома. Не принимайте поспешных решений в своей кипящей душе. Дерево, пощечина, шлепок не представляют серьезной угрозы для жизни и здоровья.
Это болезненно и раздражающе. Но не смертельно. Родители не отличаются избирательностью.
Не опускайте руки и делайте все возможное, чтобы сохранить мир в семье, если взрослых по какой-то причине нет рядом».
«Мне некуда было деть злость и обиду внутри себя, поэтому я причиняла себе боль»
Отношения между моими родителями всегда были плохими. Мой отец не был ни хорошим супругом, ни хорошим отцом — я общалась с ним уже во взрослом возрасте. Но он пытался мне помочь.
Помню, когда мне было семь или восемь лет, мы с мамой опять поссорились. Между нами и моим отцом произошла ссора. Мама хотела собрать вещи, прежде чем вернуться домой.
Но она вернулась с работы раньше, чем мы думали. Когда он увидел, что я собираю вещи, у него началась истерика. Прижав меня к двери, он кричал на соседей.
Затем он посмотрел мне в глаза, все еще стараясь не двигаться, и сказал: «Если ты сейчас переступишь этот порог, то больше никогда меня не увидишь». Мне стало страшно: несмотря на желание переехать к отцу, я боялась потерять маму. Отец не вмешивался — если бы он собирался с ней разбираться, она бы сделала все, чтобы потерять со мной всякий контакт.
В детстве я лучше воспринимала физическое насилие, чем эмоциональное. Последнее я заметила в подростковом возрасте.
Наша обычная жизнь стала невыносимой. Мать постоянно била меня, а после ссоры говорила мне фразу, которую я помню всю жизнь: «У тебя отвратительный характер, ты настолько заблуждаешься, что умрешь сама».
Средняя школа была для меня кошмаром, и я считала секунды до поступления в Московский университет, чтобы просто переехать. Когда я училась в 11 классе, моя мама забеременела от моего отца. Потом у нас начались семейные разборки: ей не нравилось, как я убираюсь в доме.
Он всегда был помешан на чистоте, и каждая крошка на полу была поводом для ссоры. Этот конфликт снова перерос в насилие. Она напала на меня, и я не мог защитить себя, если бы что-то случилось с ее детьми.
Мало того, что она ударила меня, он достал мой телефон и сказал эту фразу о моем характере. Это был первый раз, когда у меня возникли мысли о самоубийстве. Но мое стремление к жизни победило.
Когда я переехала, я поняла, что я другая и все будет хорошо. Тогда я просто села возле радиатора, начала плакать навзрыд и с силой прижалась головой к стене. Мне некуда было девать гнев и копание, которые были у меня внутри, поэтому я причиняла себе боль, распускаясь от кистей рук к плечам.
Имеет ли право родитель бить своего ребенка
Многие взрослые будут говорить:
«Нас били все детство и ничего, как-то выросли», «А как по-другому, если они слова не понимают», «Я не часто бью, только иногда в качестве профилактики».
Есть родители, которые хотели бы по-другому, но у них пока не получается. После очередного инцидента винят себя, просят у детей прощения, но потом случается новая ситуация и снова «не сдержалась», «как-то само произошло».. Круг замыкается.
К сожалению, в 21-м веке при наличии огромного количества книг по психологии, передач и прочих средств информации, во многих семьях всё еще есть место насилию в отношении детей.
И осознание того, что для многих семей это норма, бьет внутри посильнее любого ремня.
«Бить нельзя, только разговаривать.»
Как сложно некоторым взрослым поставить для начала хотя бы запятую в нужном месте в своей голове.
Какой закон регулирует избиение несовершеннолетних
В УК РФ есть отдельные статьи, посвященные нанесению вреда здоровью детей разной степени тяжести, в которых и перечисляются возможные применимые наказания к правонарушителю в зависимости от типа нанесенных травм, личностей подсудимого и пострадавшего.
Что такое шантаж в уголовном праве? Об этом можно прочитать тут.
Это и есть тот основной законодательный акт, который применяется в данном случае, так как подобные нарушения само собой влекут за собой уголовную ответственность.
Какие могут быть последствия для психики
На что может повлиять безобидный, по мнению родителей, шлепок по губам и попе или легкий удар ремнем?
Ю. К.: Любое физическое наказание, будь то удар, шлепок, подзатыльник, резкое одергивание за руку, действует на ребенка одинаково негативно. Физическое воздействие на ребенка — это как чинить микросхему кувалдой. При таких методах тормозится психосексуальное развитие: природные качества и таланты остаются неразвитыми. Это как сорвать зеленый апельсин с дерева и ждать, что он будет сладким.
В. Г.: Дети, постоянно вздрагивающие от ожидания физического наказания, не способны сосредоточиться ни на игрушках, ни на уроках.
Во время физических наказаний у ребенка может выработаться страх перед родителями: с течением времени это перерастает в невроз, глубокую обиду и ненависть. На фоне такого состояния малышу легче не подходить к маме и папе, сидеть в уголочке, играть одному. Такой ребенок потом очень тяжело адаптируется в окружающем мире: в общении со сверстниками и другими людьми в детском саду, школе.
Я работала с ребятами с 6 до 15 лет, которые ненавидят своих родителей. Они говорят: «Мне приходится это терпеть», «Я не знаю, когда это закончится», «Я хочу, чтобы меня просто перестали бить».
И мы с ними учимся открывать сердце для любви, нежности и заботы. «Вытащить» их очень сложно. Родители в таких ситуациях иногда говорят, что их дети стали замкнутыми, закрытыми. Но первопричиной является не ребенок: с каждым ударом у него растет количество обиды, нарушается его естественная связь с родными. В семье с насилием никогда не будет взаимопонимания.
Униженный ребенок всегда одинок. В таком состоянии он может попасть в плохие компании, начать злоупотреблять вредными привычками, думать о суициде. Он будет пытаться найти себя. Невозможно изменить его мировоззрение, потому что то, что ему недодали, он будет искать в «удовольствии».
Ребенок, которого в детстве били, выходя в свет, всегда очень насторожен: к резким движениям, звукам. Не может найти друзей, ему тяжело довериться кому-то, причем в отношениях со второй половиной тоже. В будущем у него — низкая самооценка и уверенность в жизни и себе. А еще его будет всегда преследовать право сильного: либо он будет чувствовать чью-то силу над собой, либо сам начнет применять ее в отношении тех, кто слабее его — детей, своего партнера.
Как физическое насилие влияет на ощущение личных границ?
Ю. К.: Если в семье не считаются с мнением ребенка, физические границы не имеют значения, а его эмоции и попытки сказать «нет» вызывают в родителях раздражение и агрессию, то и мир вокруг будет так же относиться к ребенку: например, закрепляется такой сценарий — будущий партнер может тоже применять к нему физическое и психологическое насилие. Такие дети, уже будучи взрослыми, чаще всего вступают в отношения с абьюзерами.
В. Г.: Если вы отшлепали малыша в 1,5–2 года, то значит вы позволили прикасаться к его телу жестоко. В тот момент, когда ребенок выйдет в окружающий мир, он будет понимать, что к нему можно прикасаться с силой, грубостью, ненавистью и гневом. Так нарушается граница неприкосновенности.
Как правильно наказывать детей
Какие есть правила, как, избегая шлепков и ударов, реагировать на провинности ребенка?
Важно помнить, что мы наказываем ребенка для того, чтобы что-то ему объяснить, научить, расставить границы дозволенного, а не унизить, оскорбить и обидеть.
- Наказание должно соответствовать возрасту и проступку ребенка.
- Оно не должно наносить ни физического, ни психологического вреда.
- Не работает: «Я навсегда забираю у тебя планшет!» Дети не понимают, что такое «навсегда», это идет в разрез с их ощущением времени.
- Нельзя наказывать важными вещами: едой, сном, чтением, общением с друзьями и близкими людьми.
- Наказание должно отвечать на вопросы: «За что?», «В каком объеме?» и «На какой срок?»
- Если вы озвучили свое решение о наказании, крайне важно его выполнить.
Нанесение побоев ребенку
Самой легкой ситуацией являются побои, которые, согласно статье 116 Уголовного кодекса, квалифицируются как «насильственные действия, которые причинили физическую боль, но не имели последствий даже в виде легкого вреда здоровью».
А теперь расшифровываем, какое отношение это все имеет к родителям и их детям. Трактовка понятия «физическая боль, не имевшая последствий для здоровья» может быть довольно широкой.
Поскольку не указывается, насколько сильными могут быть болевые ощущения, то шлепок по попе или попытка удержать ребенка, дернув его за руку, при желании могут быть отнесены к побоям.
На практике для открытия дела необходимо, чтобы ребенок заявил о таких «побоях», причиняемых своими родителями. Для этого он может обратиться либо к участковому полицейскому, либо по телефону в местные органы опеки. Подобный сигнал могут подать родственники и соседи.
В связи с этим родители боятся, что ребенок, обидевшись на шлепок, может заявить в полицию. А дети, которые любят манипулировать своими родителями, могут заявить о побоях, даже если шлепка и не было.
Когда встает вопрос о нанесении мамой или папой побоев своему ребенку, органы дознания, как правило, требуют предъявить синяки, царапины или другие физические следы насилия.
Проблема заключается в том, что у большинства детей есть синяки или ссадины, как результат их физической активности, а вовсе не насильственных действий. И выявить, как именно они появились, не представляется возможным. В случае сомнений полиция и опека встает на сторону ребенка.
За первый случай нанесения побоев своему ребенку родителя привлекут к административной ответственности по статье 6.1.1. Это чревато штрафом от 5 до 30 тыс. рублей, арестом на 10–15 суток или общественными работами в течение 120 часов. За второй случай полагается уголовное наказание до 2 лет тюрьмы. Кроме этого, опека может рассмотреть вопрос о лишении родительских прав.
Когда за поступки детей пришлось отвечать родителям
Профиль автора
Если кто-то причинил вред здоровью человека или его имуществу, то он должен возместить ущерб.
За поступки детей отвечают родители, но не всегда именно им придется платить деньги пострадавшим. Например, если ребенок старше 14 лет пнул машину и оставил вмятину, суд попросит затраты на ремонт именно у ребенка, но если у него нет ни имущества, ни дохода, тогда заплатят родители. Когда ему исполнится 18 лет, остаток долга перейдет на ребенка — родители от ответственности освободятся.
Кто возместит ущерб
Родители
Когда ребенку исполнится 18 лет
Родители. Если нечем, то ребенок
Кто возместит ущерб
Ребенок. Если нечем, то родители
Когда ребенку исполнится 18 лет
Ребенок
Мы нашли пять поступков детей, за которые родителям пришлось отвечать в суде. Истории мы осознанно назвали созвучно с советами, которые часто даем детям, чтобы родители смогли на конкретных примерах объяснить ребенку, почему важно слушать взрослых.
Родители девочки пошли в суд и потребовали взыскать с родителей подростка расходы на лечение — 4389 Р, компенсацию морального вреда — 500 000 Р, судебные расходы на оплату услуг двух представителей — 30 500 Р. Всего 534 889 Р.
Кроме того, суд принял во внимание материальное положение родителей мальчика, у которых на иждивении двое несовершеннолетних детей, поэтому снизил размер компенсации морального вреда.
В это время у соседки сработала сигнализация на машине, и она решила проверить, что произошло. Женщина вышла из дома и увидела, что на ее автомобиль упала оконная рама и серьезно повредила его.
Осмотрев окна десятиэтажного дома, женщина обнаружила, что на одном из окон балкона на шестом этаже нет рамы.
Владелица машины обратилась в полицию, и в результате следственных действий выяснили, из какой квартиры выпало окно.
Так как девочке еще не было 14 лет, пострадавшая обратилась в суд с требованиями к родителям ребенка и попросила взыскать с них 70 985 Р за ремонт машины, 4000 Р за оценку автомобиля, 10 000 Р за юриста, 2450 Р государственной пошлины. Также женщина попросила привлечь в качестве соответчика производителя оконной рамы.
Что решил суд. Родители должны выплатить всю сумму — 87 435 Р. Производитель окон ни в чем не виноват.
Почему так. Девочка не специально уронила раму на машину, но все же была неосторожна. Родители несут ответственность за воспитание и ошибки детей, поэтому обязаны возместить причиненный ребенком вред.
Рама выпала не из-за брака, а потому что родители не отрегулировали накладку, блокирующую створку от выпадения.
Накладка — это конструктивный элемент окна, за который производитель и монтажник окон не отвечают: регулировать ее положение должны жильцы квартиры.
Родители девочки в суде говорили о том, что часто пользовались оконной рамой, — значит, производственного брака нет и производитель в выпадении рамы не виноват.
Владелец автомобиля обратился к оценщику и за 3500 Р узнал, что ремонт будет стоить 16 000 Р. Он потребовал от родителей велосипедиста компенсировать эту сумму, а также 500 Р транспортных расходов и 640 Р государственной пошлины.
Родители с такими суммами не согласились: у отца серьезные проблемы со здоровьем, два ребенка на иждивении, и вообще, водитель сам виноват — неправильно припарковал машину.
Что решил суд. Суд удовлетворил требования собственника автомобиля. Родители мальчика должны выплатить 20 640 Р.
Почему так. Родители не смогли доказать, что водитель неправильно припарковал автомобиль. Таким образом, виноват в повреждении автомобиля именно ребенок, и теперь его родители будут оплачивать ремонт чужой машины.
Эксперт оценил стоимость ремонта в 22 105 Р. Эту сумму владелец авто и потребовал в суде с родителей детей. А еще он попросил компенсировать моральный вред — 20 000 Р, судебные расходы — 5500 Р и 1328 Р государственной пошлины.
Что решил суд. Суд взыскал с родителей каждого ребенка стоимость ремонта машины, судебные расходы и расходы по уплате госпошлины, но в компенсации морального вреда отказал. Родители каждого ребенка должны выплатить по 14 466 Р.
Так как водитель был старше 14 лет, родители девушки подали иск к нему: потребовали компенсировать моральный вред на 1 000 000 Р.
Что решил суд. Суд согласился с требованиями родителей пострадавшей девушки, но уменьшил сумму компенсации морального вреда до 300 000 Р.
Почему так. Несовершеннолетний не имел прав на управление автомобилем, но родители не проследили за тем, чтобы сын не добрался до Нивы. Ребенок сел за руль и нарушил сразу несколько правил дорожного движения: перевез пассажира вне кабины и причинил ему вред.
Родители не смогли доказать, что машиной управлял не их сын, поэтому будут выплачивать деньги девушке до совершеннолетия виновного. После этого остаток долга сын будет выплачивать самостоятельно.
Градация физических наказаний
По статистике, чаще других наказаниям в физической форме подвергаются дети до четырехлетнего возраста: они еще не могут спрятаться, защититься либо возмутиться вопросом «За что?».
Причем к физическим наказаниям относят не только прямое использование грубой силы с целью повлиять на ребенка. Кроме ремней, используются полотенца и тапочки, подзатыльники и стояние в углу, одергивание за руки или рукава, насильное кормление либо, наоборот, лишение еды. Чаще всего родители поднимают руку на детей в следующих ситуациях.
- Психологическая разрядка. Представляет собой разовый шлепок или подзатыльник. Совершается обычно в моменты раздражения, спешки, усталости. В норме сам родитель считает это своей слабостью, хотя и довольно объяснимой. Никаких особых последствий для ребенка не влечет, если потом родитель его утешит и восстановит контакт.
- Стереотипное действие. «Потому что так надо», «Потому что так делали мои родители» и тому подобное. Взрослые часто наказывают своих детей так, как в свое время их самих наказывали родители. В этом случае действует так называемый «негативный семейный сценарий».
- Стремление передать свои чувства. Физическое наказание в этом случае — своего рода высказывание, акт коммуникации, последний довод. Сопровождается очень сильными чувствами родителя.
- Спонтанная реакция на опасность. Это когда мы ведем себя, по сути, на уровне инстинкта в ситуации непосредственной угрозы жизни ребенка.
- Неспособность взрослого переносить фрустрацию. В данном случае фрустрацией становится несоответствие поведения ребенка ожиданиям взрослого.
- Месть. Не так часто, но тоже бывает. Последствия такого поведения печальны для ребенка: аутоагрессия и даже суицидальное поведение.
- Попытка подчинить и обрести полный контроль. Цель — не наказание, не изменение поведения и даже не всегда получение удовольствия. Цель — именно сломать волю, сделать ребенка полностью управляемым.
Чаще всего родительское насилие происходит по первым трем причинам, остальные встречаются реже.
Мины, всплывающие на поверхность
— Предположим, ребенок попадает из своей неблагополучной семьи в детский дом, а потом его забирает приемная семья. Справятся ли приемные родители с такой непростой ситуацией? Что может происходить в таком случае?
— У ребенка складывается определенная модель взаимодействия со взрослыми. Битье — это очень грубое воздействие. И когда потом такие дети попадают в иные условия, где их пытаются ставить в некие рамки, учат другими способами, мягкими, они оказываются к таким методам нечувствительными.
Дети, испытывавшие физическое насилие, существуют в дихотомии «тиран-жертва». Это означает, что они пасуют перед теми, кто сильнее их, но сами могут претендовать на лидерство перед теми, кого они считают более слабыми. А сила для них – это именно грубое ее проявление. Поэтому такой ребенок либо провоцирует своих приемных родителей на проявление грубости, на битье, пытаясь выстроить из них образ и подобие кровных родителей. Либо может сам проявлять в семье агрессию, в том числе физическую. И приемным родителям приходится демонстрировать действительную твердость духа и силу, чтобы противостоять этому и учить ребенка жизни без физического насилия. Это бывает невероятно трудно.
Вообще, это иллюзия – считать, что ребенок — это чистый лист бумаги, на котором вы пишете то, что считаете нужным. Взаимные отношения – это приспособление друг ко другу, путь ошибок, компромиссов, который цементируется любовью, когда мы ищем пути для близости. Дети, которых били, пытаются выстроить с вами понятные им прежние жесткие отношения , потому что это им понятно, а непонятное – наихудшая угроза. Применение грубой силы им понятно. И, как ни странно, ожидать насилия им проще, чем испытывать панику и напряжение, ожидая неизвестной реакции. Если такой ребенок осознает, что не может добиться от приемных родителей грубой модели поведения, он решает, что сам будет давить, и пытается стать тираном.
— Можно ли выправить такие усвоенные ребенком нормы поведения?
— В каких-то случаях исправить такое поведение реально, в каких-то — затруднительно. Это зависит от многих факторов. В частности, насколько серьезным был опыт насилия, опыт травмированности. Была ли у ребенка в этом опыте любовь, какая-то бабушка, может быть, хоть кто-нибудь, кто его любил, и эта любовь была противовесом насилию. Зависит от индивидуальных особенностей ребенка – характера, склада нервной системы. Важна профессиональная реабилитационная (психологическая, социальная) работа с травмой.
Иногда кажется, зачем «ворошить прошлое» — травматическая ситуация как будто «забывается». Но через какое-то время, когда ребенок уже в безопасности, воспоминания о болезненных событиях сами могут всколыхнуться, подняться. Это как глубоководная мина. Может повлиять какая-то ситуация, напоминающая о прошлом. Так бывает со случаями сексуального насилия – ребенок вроде «не помнит» о том, что с ним/с ней было, но потом в той или иной ситуации может начать демонстрировать неадекватное сексуальное поведение.
Помню историю девочки, которую в 4 года выбросили из окна пятого этажа. Она жила в семье, где пили, была свидетелем пьяных оргий и, скорее всего, подвергалась побоям. После трагедии врачи семь месяцев собирали ее буквально по частям. Ребенок не помнил, как всё произошло, и ничего не мог рассказать ни врачам, ни милиции. В таком случае происходит вытеснение – память отторгает воспоминания о каких-то ужасных событиях. С помощью определенных методик можно вытащить эти воспоминания, но тут уже вопрос – стоит ли это делать.
Эта девочку перевели из больницы в приют, затем в детский дом, а вскоре нашлась новая любящая семья. Ребенок отставал и в физическом, и в эмоциональном, и в социальном развитии. Были проблемы с нервной системой. С девочкой работали специалисты — медики, психологи, педагоги. Но решающую роль в ее судьбе сыграла новая семья. Приемные родители знали всю историю девочки, понимали серьезность проблемы. Это были зрелые, эмоционально теплые люди. Им ребенок нужен был не для того, чтобы сплотить семью, реализовать себя или выполнить какие-то прочие их задачи. Они понимали, что это – «ребенок-чертополох», и взялись за дело, что называется, с открытым забралом. И преодолели всё. Сейчас эта девочка уже взрослая, замужем, сама стала мамой, у нее все хорошо. Она все знает о своем прошлом. Да, у нее бывают какие-то проблемы, растущие из детства, она с ними борется. Но важно, что любящие люди помогли ей выправиться.
Есть другая история. В семье росли два мальчика. Мать была взрывная, жестокая. У нее периодически появлялись мужчины. Бабушка любила старшего внука, а к младшему почему-то относилась холодно, и от матери младшему доставалось больше. Этот мальчик не получил никакого опыта любви в семье, в отличие от старшего брата. Позже братья попали в приют, их физическое и интеллектуальное состояние выправилось довольно быстро. Вскоре им нашли приемную семью – хорошую, любящую. В решении возникавших у них проблем – социальных, психологических – принимали участие специалисты. Но младшему брату это не помогло. У старшего брата во взрослой жизни все сложилось благополучно, а у младшего постоянно были конфликты, он провоцировал окружающих на агрессию, нарушение правил, и уже в подростковом возрасте вёл полукриминальный образ жизни.
— С какими проблемами во взрослом возрасте может столкнуться человек, которого били в детстве?
— Физическое насилие для детей – это, прежде всего, образец поведения. Они учатся относиться так к другим людям, в том числе к своим собственным детям. Позже им будет стоить большого труда сдерживаться, ведь они легко впадают в ярость в конфликтных ситуациях. Это результат собственной травмированности и усвоенная модель поведения. Чтобы разорвать порочный круг, человеку нужно сначала осознать, что это неправильно, а потом предстоит еще более сложное – понять, как же возможно по-другому.
Что такое физическое насилие? Это, во-первых, способ выместить на ребенке свой гнев. Во-вторых, стремление его напугать. Страх — самый простой способ воздействия, принятый в обществах тоталитаризма и диктатуры. Гораздо труднее думать, искать подходы. Понятно, что быть родителем не так просто. И даже у самых прекрасных пап и мам бывают моменты усталости, злости, и они могут не выдержать, шлепнуть. Но когда это разовый случай, он таким и запечатлевается в душе ребенка – и даже, в общем-то, имеет значение, ведь ребенок осознает, что его любящий и любимый родитель был выведен из себя.
Есть ли ответственность для родителей
В подобной ситуации родитель является потерпевшим. Соответственно, никакого наказания для него нет и быть не может.
Оказавшись в подобной ситуации, многие родители опасаются обвинений в плохом воспитании ребенка или ненадлежащем исполнении родительских обязанностей. Но подобные опасения беспочвенны, ведь побои – это преступление, а потому потерпевший имеет полное право обратиться к правоохранителям. Молча терпеть рукоприкладство – далеко не лучшая тактика.
Иногда сотрудники полиции говорят потерпевшим обидные вещи и даже начинают обвинять их в совершении чего-либо. Но это еще не значит, что человек действительно виноват. В подобной ситуации родителю ничего не грозит.
Если не решить подобную проблему на начальном этапе, то есть вероятность, что ребенок почувствует вседозволенность и причин вред другим людям. И если у несовершеннолетнего отсутствует личное имущество или доходы, то возмещением ущерба будут заниматься родители. Избежать материальной ответственности можно в том случае, если мать или отец сможет доказать, что вред произошел не по их вине. Если же родители поощряли хулиганские выходки со стороны ребенка и безответственно относились к его воспитанию, то их могут привлечь к ответственности.
Нужно ли перенимать родительский опыт
Есть ли какая-нибудь статистика, как выросшие дети, которых раньше били, поступают уже со своими детьми?
В. Г.: В 90% случаев избиваемый ребенок будет поступать так же, потому что он не знает другого способа. Но есть и те, кто, повзрослев, понимают, что не хотят поступать таким жестоким образом со своим малышом.
Ю. К.: Часто родители говорят: «Меня били в детстве, и ничего: нормальным человеком вырос!» Но это большая ловушка, потому что очевидно, что методы воспитания, которые использовали 25–30 лет назад, категорически не подходят современным детям. Кардинально изменился мир, общество, да и сами дети сейчас другие. Объем психики современных детей в разы больше, чем еще 30 лет назад.
Как наказывать ребенка, чтобы задумался — но не травмировать
Раньше мы часто пользовались таким распространенным методом, как оставление ребенка наедине с собой. Ставили в угол, отводили в другую комнату, чтобы он там «успокоился и подумал над своим поведением».
Сейчас же мы перестали так делать, потому посыл этого действия — ты нужен мне только удобный и послушный, и ты будешь один, пока снова не начнешь соответствовать моим требованиям. Это неправильно, потому что основа родительства — это принятие. Принятие ребенка таким, какой он есть, и обещание любить, несмотря ни на что.
Лучший способ наказания, на мой взгляд, — это лишение дополнительных и приятных бонусов. Не пустить гулять, не показать мультфильм или не дать любимый десерт… Это не травмирует ребенка, но заставит задуматься в следующий раз: хочет ли он вновь этого лишиться?
Еще одно золотое правило: держать свои слова. Обещали забрать планшет, если не наведет порядок в комнате? Заберите. Если понимаете, что наказание слишком сурово, — смягчите его, но слово сдержите (заберите не на неделю, а на два дня). Не сделаете этого — и ребенок быстро поймет, что ваши угрозы — это пустые слова, и перестанет им верить.
А чтобы таких ситуаций не было, перед тем как что-то сказать, пообещать, запретить — сто раз подумайте. Надо оно вам? Важно ли? Стоит ли? А принимать и отменять свои решения по 10 раз на дню — как минимум несерьезно.
Всегда соизмеряйте поступок ребенка с силой наказания. Если он разбил дорогую вазу, какого наказания он заслуживает? Серьезного, скажете вы. А если разбил случайно, желая, например, помочь вам вытереть с нее пыль?
Самое страшное для малыша — это недовольство им его родителей. Действия ребенка направлены на то, чтобы нравиться взрослому, чтобы тот его любил, заботился о нем. Для каждого ребенка ужаснее мыслей, чем оказаться покинутым, остаться одному, быть не может. Поэтому проявляя недовольство, соблюдайте меру, не перегибайте палку.
«Хочу ударить ребёнка» – нормально ли это?
Вопрос, бить или не бить ребенка, как правило, появляется у родителей, когда их любимому малышу исполняется два или три годика.
В этот возрастной период происходит становление личности, также малыш поглощает разную информацию, вооружается новыми умениями и изучает пределы дозволенного.
Очевидно, что подобный процесс взросления должен сопровождаться различными неприятностями, поскольку ребёнок познаёт мир путём проб и ошибок. Он изучает и испытывает на прочность буквально всё, причём такое поведение нередко представляет опасность для детского здоровья.
Совершенно естественно, что каждый родитель пытается защитить малыша от различных травмоопасных ситуаций. Также понятно, что при возникновении подобных случаев мам и пап захлёстывают яркие и сильные эмоции.
Что делать, если обижают ребёнка
Часто можно услышать вопрос: что делать, если рядом с вами кто-то бьет или унижает ребенка? Пройти мимо? Не обращать внимания, сами раз-берутся? Или вмешаться, чтобы остановить насилие над ребенком?
Это не самый простой вопрос. Если мы видим, что преступление (а фи-зическое насилие — это всегда преступление) совершают посторонние для ре-бенка люди, мы обязаны вмешаться. В этой ситуации рядом нет родителей, которые могли бы отстаивать интересы ребенка. Возможно, вы единственный человек, кто сможет в этой ситуации помочь ребенку.
Если к ребенку применяют насилие, безучастным оставаться нельзя, но действовать нужно с холодной головой и по ситуации. Ругаться с обидчика-ми и читать им лекции о воспитании детей не имеет смысла. Во-первых, это не изменит их отношения к ребенку; во-вторых, есть шанс, что это вызовет еще большую злость. Решили вмешаться? Сначала спросите: «Чем вам мож-но помочь?» Это снизит уровень агрессии и переключит внимание. Возмож-но, человеку нужна помощь и поддержка.